РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Визуальные образы в шаманизме стали п...


Визуальные образы в шаманизме стали предметом научной дискуссии
15.03.2021

Визуальные образы в шаманизме стали предметом научной дискуссии

В книжной лавке «У Кентавра» РГГУ прошла дискуссия «Увидеть духа: визуальные образы в визионерстве шаманов». Научный сотрудник лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС Дмитрий Доронин, преподаватель МВШСЭН Мария Волкова, а также научные сотрудники Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ обсудили визуальные образы в визионерстве шаманов.


Ранее исследователи, изучая и типологизируя визионерский опыт, описывали его как данность. Но шаманская традиция очень подвижная, она не повторяет определенные образы, а комбинирует их. Дмитрий Доронин почеркнул, что социальная и культурная современная антропология подчинена тренду на изучение других нечеловеческих и неевропейских онтологий.

Размышляя о роли шаманизма в современном мире, исследователь отметил: «Шаман — это не только человек судьбы, который вынужден нести на себе бремя традиционной культуры, бремя мифологии, той в которой он действует; но он еще новатор, который постоянно ворует, подглядывает у других шаманов, соседних народов. Его визуальный и визионерский опыт постоянно складывается под влиянием множества разных других дискурсов». Сейчас, например, шаманы могут использовать интернет как источник или ориентироваться на экологический дискурс.

Мария Волкова говорила про шаманизм в Иркутской области и Бурятии. Она сравнила визуальные практики в различных организациях. В некоторых из них опыт визионерства является неизбежной частью повседневности, в других, наоборот, — это только ритуальная составляющая.

Исследовательница рассказала о методах классификации групп — с одной стороны можно оценить социальные связи и распределение ролей внутри сообщества, а с другой —  исследовать космологические или социальные аспекты.  

В рамках дискуссии после своих выступлений лекторы ответили на вопросы слушателей. Они рассказали про формы современной религиозной деятельности и традиции, родовые и общинные обряды, а также про место детей в алтайский ритуальных практиках.