Обучающимся
Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена
по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»
2024-2025 учебный год
Направленности «Социология маркетинга",
"Социология политики и связей с общественностью»
Блок: Теория и история социологии
1. Гражданское общество как объект социологии.
2. Современная трактовка предмета социологии
3. Базовые понятия социологии.
4. Структура социологического знания.
5. Cоциальная статика и динамика в социологии О. Конта.
6. К. Маркс о стадиях развития общества.
7. Г. Спенсер о строении и эволюции общества.
8. Теория социальной мобильности П. Сорокина.
9. Основные понятия в политической социологии М. Вебера.
10. Э. Дюркгейм об аномии.
11. Жизненный мир и повседневность в социологии А. Шюца.
12. Т. Парсонс об основных подсистемах общества.
13. Методология социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана.
14. Социальное поле в концепции П. Бурдьё.
15. Мир-системная социология И. Валлерстайна.
16. Концепция постиндустриального общества.
17. Географический детерминизм Л. Мечникова.
18. Б. Кистяковский о соотношении социологии и права.
19. Учение о социальной эволюции Е. де Роберти.
20. Общество и личность в концепции Н. Кареева.
21. Генетическая социология М. Ковалевского.
22. Концепция героев и толпы Н. Михайловского.
23. Экономический материализм Г. Плеханова.
24. Социология жизни как теоретическая концепция.
Блок: Прикладная социология
- Структура и содержание программы социологического исследования.
- Основные характеристики и назначение разведывательного, описательного и аналитического исследований
- Анализ документов как метод сбора социологической информации. Контент-анализ в социологических исследованиях.
- Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.
- Критерии определения репрезентативности и валидности данных в социологических исследованиях
- Метод фокус-групп: сущность и сфера его применения
- Гипотеза в социологическом исследовании: виды и требования к формулировке
- Процедуры триангуляции в социологии: цели применения и способы реализация
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «знание», «мнение», «информация»
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «ценностные ориентации» и «установки»
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий понятия «интерес», «потребность», «мотив»
- Методы прикладной статистики в социологии: назначение и основные виды
- Использование аналитических возможностей программы SPSS в социологических исследованиях
- Индексы как инструмент измерения в социологических исследованиях
- Метод наблюдения в социологии (виды и исследовательский инструментарий)
- Основные принципы конструирования социологической анкеты.
- Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.
- Метод вторичного анализа данных: возможности и ограничения использования
- Виды анкетных вопросов: основные характеристики
- Метод неоконченных предложений: специфика сбора и обработки данных
- Рисуночные методики в социологии: область применения, возможности и ограничения
- Метод «кейс-стади» как исследовательская стратегия
- Оценка достоверности результатов социологического исследования
- Количественная и качественная стратегии в социологических исследованиях: сравнительная характеристика
Блок вопросов по профилю: «Социология маркетинга»
1. Междисциплинарные подходы к определению предметного поля маркетинга.
2. Основные концепции маркетинга: эволюция идей в контексте социально-экономического развития общества.
3. Социальный маркетинг: сущность, основные цели и сферы применения.
4. Специфика изучения маркетинга в некоммерческой сфере.
5. Социологические исследования в маркетинге: специфика использования количественных и качественных методов.
6. Качественные методы в маркетинговых исследованиях: возможности и границы применимости.
7. Вторичная и первичная информация в маркетинговых исследованиях: основные источники, достоинства и недостатки.
8. Социологический подход к изучению поведения потребителей на целевом рынке.
9. Социологическое исследование сферы услуг: специфика использования качественных методов для анализа поведения потребителей.
10. Интегрированные маркетинговые коммуникации: основные элементы и задачи достижения синергического эффекта с элементами комплекса маркетинга.
11. Этические принципы в сфере маркетинговых исследований и рекламы.
12. «Концепция марочного капитала»: сущность и междисциплинарные методы измерения.
13. Внешняя среда маркетинга: понятие внешней (микро и макро) среды, факторы и особенности воздействия на маркетинговую деятельность организации.
14. Социологические исследования в маркетинге как информационная основа рекламной кампании.
15. Социология рекламы в структуре социологического знания: предметная область и основные направления социологических исследований.
16. Эволюция рекламы: от социального явления к социальному институту.
17. Реклама как средство массовой коммуникации: место и значение рекламы в коммуникационном пространстве современного общества.
18. Рекламная деятельность в России: специфика социально-правового регулирования.
19. Коммерческая реклама: понятие, основные функции и виды.
20. Социальная реклама в современном обществе: основные функции, цели и задачи.
21. Рекламный рынок в России: основные этапы развития, состояние и проблемы функционирования.
22. Эффективность коммерческой рекламы: основные показатели и методы измерения для различных субъектов рекламного рынка.
23. Исследование рынка культурных продуктов: особенности продукта и применения комплекса маркетинга.
24. Бренд как социокультурный феномен: особенности социологического анализа.
Блок вопросов по профилю: «Социология политики и связей с общественностью»
1. Концепция национальной безопасности России. Национальные интересы России и угрозы национальной безопасности.
2. Россия в системе современных международных отношений и приоритетные направления внешней политики России.
3. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. Основные направления политической социологии.
4. Определение политической системы. Основные подсистемы политической системы современного общества.
5. Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества и подходы к их социологическому исследованию.
6. Политическая социализация и политическая культура.
7. Политические элиты: эволюция подходов к их изучению.
8. Функции СМИ как социального института.
9. Особенности использования СМИ в политическом процессе и определение их эффективности в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
10. Организация связей с общественностью в политике, госуправлении, в бизнесе, в социальной сфере, в сфере культуры. Направления и виды современного PR.
11. Современные практики PR. Информационный (новость и ньюсмакинг) и устроительный PR.
12. Понятия бренд и брендинг. Брендирование в экономике и политике.
13. Понятие имидж: персональный имидж, корпоративный имидж, имидж страны и особенности его продвижения.
14. Образ России: технологии формирования, поддержания и продвижения.
15. Избирательное законодательство в современной России и его влияние на политический процесс.
16. Проведение избирательной кампании, её этапы и планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
17. Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
18. Политические партии и движения как объект социологического исследования. Типологии политических партий и партийно-политических систем.
19. Политический рынок и особенности политического маркетинга.
20. Виды политической рекламы и особенности ее использования в избирательных кампаниях.
21. Понятие политического процесса. Политическое изменение и политическое развитие. Подходы к изучению политических процессов: функциональный, бихевиоральный, конфликтологический, институциональный подход.
22. Типология политических процессов: базовые и периферийные, явные и латентные, стабильные и переходные
23. Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта: от Р.Дарендорфа и Л. Козера к современным концепциям.
24. Социально-политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных и этнополитических конфликтов.
Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена
по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»
2024-2025 учебный год
Направленность «Управленческое консультирование и социальные технологии»
1.Общетеоретические вопросы социологии и социальных наук
1. Роль социологии в современном мире
2. Специфика социологии как науки.
3. Основные положения и представители структуралистской парадигмы
4. Основные положения и представители конфликтологической парадигмы
5. Основные положения и представители теории символического интеракционизма
6. Основные положения и представители неомарксистской парадигмы
7. Основные положения и представители теории постиндустриального общества.
8. Количественная и качественная стратегии в социологических исследованиях: сравнительная характеристика.
9. Основные характеристики и назначение разведывательного, описательного и аналитического исследований.
10. Структура и содержание программы социологического исследования.
11. Критерии определения репрезентативности и валидности данных в социологических исследованиях.
12. Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.
13. Опросные методики в социологических исследованиях: назначение, виды и требования к разработке инструментария.
14. Метод вторичного анализа данных: возможности и ограничения использования.
15. Контент-анализ в социологических исследованиях.
2.Вопросы по направленности обучения
«Управленческое консультирование и социальные технологии»
1. Теоретические основы управленческого консультирования как ресурс эффективности предприятий. Этапы становления управленческого консультирования в России.
2. Особенности социологического сопровождения управленческого консультирования. Приоритеты в работе консультанта по управлению.
3. Ученые о социальном программировании: цель, формы, методы и их реализация.
- Итоговые документы социологических исследований в области управленческого консультирования: характеристика, проблемы и их решение.
5. Социальный эксперимент в структуре технологий управления: сущность, классификация, организационное обеспечение.
6. Информационно-аналитическое сопровождение управленческих процессов. Внедрение цифровизации в управление предприятиями.
7. Социальное проектирование на современных предприятиях: сущность, виды, методы и их реализация.
8. Алгоритм социального программирования: сущность, проблемы и поиск их решения.
9. Формы соучастия работников в управлении предприятием и их реализация. Методы влияния общественного мнения на деятельность руководителей.
10. Социальное планирование как механизм решения проблем предприятий и направления его совершенствования.
11. Формирование социальных проектов как объектов управления: принципы, инструменты, предметы и тенденции в сфере проектного управления.
12. Социальные технологии в сфере управления персоналом. Использование социологических исследований в управлении кадрами организации.
13. Ученые о корпоративной социальной политике: понятие, принципы, структура. Особенности реализации социальных гарантий в современных условиях России.
- Теоретико-социологический анализ принципов, методов и результатов социально-управленческих инноваций.
15. Ученые о социологических моделях возникновения и разрешения конфликтов в современных организациях.
3.Обсуждение магистерской диссертации
1. Концепция магистерского исследования: теоретический и прикладной аспекты.
Государственный (междисциплинарный) экзамен
по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»
Направленность «Политическое консультирование»
2023-2024 учебный год
1.Общетеоретические вопросы социологии и социальных наук
1. Роль социологии в современном мире
2. Специфика социологии как науки.
3. Основные положения и представители структуралистской парадигмы
4. Основные положения и представители конфликтологической парадигмы
5. Основные положения и представители теории символического интеракционизма
6. Основные положения и представители неомарксистской парадигмы
7. Основные положения и представители теории постиндустриального общества.
8. Количественная и качественная стратегии в социологических исследованиях: сравнительная характеристика.
9. Основные характеристики и назначение разведывательного, описательного и аналитического исследований.
10. Структура и содержание программы социологического исследования.
11. Критерии определения репрезентативности и валидности данных в социологических исследованиях.
12. Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.
13. Опросные методики в социологических исследованиях: назначение, виды и требования к разработке инструментария.
14. Метод вторичного анализа данных: возможности и ограничения использования.
15. Контент-анализ в социологических исследованиях.
2.Вопросы по направленности обучения «Политическое консультирование»
1. Теоретико-методологическое значение политической социологии для обеспечения политического консультирования.
2. Социологические исследования отношения населения к государственным институтам в политическом процессе.
3. Применение социологических методов в исследованиях общественных организаций в целях политического консультирования.
4. Роль социологических исследований групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе.
5. Методические основы социологических исследований индивидуального участия в политике.
6. Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры.
7. Методы социологического исследования политической культуры.
8. Исследования влияния этно-национальных факторов на политические процессы.
9. Изучение предпочтений различных типов государственного устройства населением России.
10. Социологические исследования как состояние межнациональных отношений в различных субъектах Российской Федерации влияет на политическую ситуацию.
11. Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном, региональном и местном уровнях.
12. Различные подходы и методы исследования выборов в электоральной социологии. Роль института выборов в политической жизни России.Социологические подходы к исследованию политического лидерства.
13. Типология политических лидеров и определение их рейтинга.
14. Исследование проблем манипулирования общественным мнением в ходе предвыборных кампаний.
15. Изучение механизмов влияния традиционных СМИ и Интернета на политические процессы и общественное мнение в России и зарубежных странах.
3. Обсуждение магистерской диссертации
1. Концепция магистерского исследования: теоретический и прикладной аспекты