РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Обучающимся


 

Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена по направлениям подготовки 39.03.01 «Социология» 2024-2025  учебный год
 Направленности:
«Социология маркетинга", 
"Социология политики и связей с общественностью» 

Блок: Теория и история социологии
1.         Гражданское общество как объект социологии.
2.         Современная трактовка предмета социологии
3.         Базовые понятия социологии.
4.         Структура социологического знания.
5.         Cоциальная статика и динамика в социологии О. Конта.
6.         К. Маркс о стадиях развития общества.
7.         Г. Спенсер о строении и эволюции общества.
8.         Теория социальной мобильности П. Сорокина.
9.         Основные понятия в политической социологии М. Вебера.
10.       Э. Дюркгейм об аномии.
11.       Жизненный мир и повседневность в социологии А. Шюца.
12.       Т. Парсонс об основных подсистемах общества.
13.       Методология социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана.
14.       Социальное поле в концепции П. Бурдьё.
15.       Мир-системная социология И. Валлерстайна.
16.       Концепция постиндустриального общества.
17.       Географический детерминизм Л. Мечникова.
18.       Б. Кистяковский о соотношении социологии и права.
19.       Учение о социальной эволюции Е. де Роберти.
20.       Общество и личность в концепции Н. Кареева.
21.       Генетическая социология М. Ковалевского.
22.       Концепция героев и толпы Н. Михайловского.
23.       Экономический материализм Г. Плеханова.
24.       Социология жизни как теоретическая концепция.

 Блок: Прикладная социология
  1. Структура и содержание программы социологического исследования.
  2. Основные характеристики и назначение разведывательного, описательного и аналитического исследований
  3. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Контент-анализ в социологических исследованиях.
  4. Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.
  5. Критерии определения репрезентативности и валидности данных в социологических исследованиях
  6. Метод фокус-групп: сущность и сфера его применения
  7. Гипотеза в социологическом исследовании: виды и требования к формулировке
  8. Процедуры триангуляции в социологии: цели применения и способы реализация 
  9. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «знание», «мнение», «информация»
  10. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «ценностные ориентации» и «установки»
  11. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий понятия «интерес», «потребность», «мотив»
  12. Методы прикладной статистики в социологии: назначение и основные виды
  13. Использование аналитических возможностей программы SPSS в социологических исследованиях 
  14.  Индексы как инструмент измерения в социологических исследованиях
  15. Метод наблюдения в социологии (виды и исследовательский инструментарий)
  16. Основные принципы конструирования социологической анкеты.
  17. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.
  18. Метод вторичного анализа данных: возможности и ограничения использования
  19. Виды анкетных вопросов: основные характеристики
  20. Метод неоконченных предложений: специфика сбора и обработки данных
  21. Рисуночные методики в социологии: область применения, возможности и ограничения
  22. Метод «кейс-стади» как исследовательская стратегия
  23. Оценка достоверности результатов социологического исследования
  24. Количественная и качественная стратегии в социологических исследованиях: сравнительная характеристика
Блок вопросов по направленности: «Социология маркетинга»
1.      Междисциплинарные подходы к определению предметного поля маркетинга.
2.      Основные концепции маркетинга: эволюция идей в контексте социально-экономического развития общества.
3.      Социальный маркетинг: сущность, основные цели и сферы применения.
4.      Специфика изучения маркетинга в некоммерческой сфере.
5.      Социологические исследования в маркетинге: специфика использования количественных и качественных методов.
6.      Качественные методы в маркетинговых исследованиях: возможности и границы применимости.
7.      Вторичная и первичная информация в маркетинговых исследованиях: основные источники, достоинства и недостатки.
8.      Социологический подход к изучению поведения потребителей на целевом рынке.
9.      Социологическое исследование сферы услуг: специфика использования качественных методов для анализа поведения потребителей.
10. Интегрированные маркетинговые коммуникации: основные элементы и задачи достижения синергического эффекта с элементами комплекса маркетинга.
11. Этические принципы в сфере маркетинговых исследований и рекламы.
12. «Концепция марочного капитала»: сущность и междисциплинарные методы измерения.
13. Внешняя среда маркетинга: понятие внешней (микро и макро) среды, факторы и особенности воздействия на маркетинговую деятельность организации.
14. Социологические исследования в маркетинге как информационная основа рекламной кампании.
15. Социология рекламы в структуре социологического знания: предметная область и основные направления социологических исследований.
16. Эволюция рекламы: от социального явления к социальному институту.
17. Реклама как средство массовой коммуникации: место и значение рекламы в коммуникационном пространстве современного общества.
18. Рекламная деятельность в России: специфика социально-правового регулирования.
19. Коммерческая реклама: понятие, основные функции и виды.
20. Социальная реклама в современном обществе: основные функции, цели и задачи.
21. Рекламный рынок в России: основные этапы развития, состояние и проблемы функционирования.
22. Эффективность коммерческой рекламы: основные показатели и методы измерения для различных субъектов рекламного рынка.
23. Исследование рынка культурных продуктов: особенности продукта и применения комплекса маркетинга.
24. Бренд как социокультурный феномен: особенности социологического анализа.

  Блок вопросов по направленности: «Социология политики и связей с общественностью»

1.      Концепция национальной безопасности России. Национальные интересы России и угрозы национальной безопасности.
2.      Россия в системе современных международных отношений и приоритетные направления внешней политики России.
3.      Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. Основные направления политической социологии.
4.      Определение политической системы. Основные подсистемы политической системы современного общества.
5.      Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества и подходы к их социологическому исследованию.
6.      Политическая социализация и политическая культура.
7.      Политические элиты: эволюция подходов к их изучению.
8.      Функции СМИ как социального института.
9.      Особенности использования СМИ в политическом процессе и определение их  эффективности  в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
10. Организация связей с общественностью в политике, госуправлении, в бизнесе, в социальной сфере,  в сфере культуры. Направления и виды современного PR.
11. Современные практики PR. Информационный (новость и ньюсмакинг) и устроительный PR.
12.  Понятия бренд и брендинг.  Брендирование  в экономике и политике.
13. Понятие имидж: персональный имидж, корпоративный имидж, имидж страны и особенности его продвижения.
14. Образ России: технологии формирования, поддержания и продвижения.
15. Избирательное законодательство в современной России и его влияние на политический процесс.
16. Проведение избирательной кампании, её этапы  и  планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
17. Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
18.   Политические партии  и движения как объект социологического исследования. Типологии политических партий и партийно-политических систем.
19. Политический рынок и особенности политического маркетинга.
20. Виды  политической рекламы и особенности ее использования в избирательных кампаниях.
21. Понятие политического процесса. Политическое изменение и политическое развитие.  Подходы к изучению политических процессов: функциональный, бихевиоральный, конфликтологический, институциональный подход.
22. Типология политических процессов: базовые и периферийные, явные и латентные, стабильные и переходные
23.  Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта: от Р.Дарендорфа и Л. Козера к современным концепциям.
24. Социально-политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных и этнополитических  конфликтов.
 

Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»
2024-2025  учебный год
Направленность «Цифровая социология и социальная аналитика»
    

1.      Концепция глобального общества Дж. Ритцера.

2.      Сетевые теории общества М. Кастельса.

3.      Критическая парадигма Г. Маркузе.

4.      Конструктивистская парадигма П. Бергера и Т. Лукмана.

5.      Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

6.      Структуралистская парадигма Э. Гидденса.

7.      Постмодернистская парадигма З. Баумана.

8.      Теория социального пространства П. Бурдье.

9.      Концепции сегментации рынка труда П.Дёрингер и М. Пиоре, Дж. Аткинсон.

10. Концепции прекаризации рынка труда Г.Стэндинга, Ж.Тощенко.

11. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.

12. Конфликтологическая парадигма Л. Козера, Р. Дарендорфа.

13. Символический интеракционизм Г. Мида, Э. Гоффмана.

14.   Урбанистическая концепция Л. Вирта.

15.   ​​​​​​​Концепция «третьего места» Р. Ольденбурга.

16.   Методологические подходы к исследованию культуры: культурный центризм, релятивизм, компоративизм.

17. Разработка программы социологического исследования.

18. Содержание, этапы подготовки и проведения эмпирического исследования.

19. Количественные методы в современном социологическом исследовании.

20. Роль и место качественных методов в социологии. Их специфика и границы использования.

21. Методы анализа данных социологического исследования.

22.   Социальная картография как междисциплинарный метод.

23.   Методы социологического исследования города.

24.   Методики измерения культурного капитала.

25.   Критическая теория и социологический анализ фильмов.

26.   ​​​​​​​Основные компоненты социокультурной среды города

27. Онлайн-исследования: новые возможности получения социологических данных. Этика онлайн-исследований.

28. Качество данных онлайн-исследований. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.

29. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для решения практических маркетинговых задач.

30. Количественные и качественные методы в сети Интернет: использование смешанных методов сбора данных, переходные методики.

31. Влияние Интернета на развитие индустрии маркетинговых и социологических исследований в области сбора, анализа и презентации данных.

32. Прогнозирование как вид социальной деятельности: этапы и особенности.

33. Особенности сценарного метода прогнозирования.

34. Возможности применения программирования в социологии.

35. Большие данные. Преимущества и проблемы использования в социологии.

36. Интеллектуальный анализ текста: использования компьютерных программ и алгоритмов для автоматического анализа и обработки текстовой информации.

37. Вторичный анализ данных в социологическом исследовании: преимущества и ограничения.

38. Особенности интерпретации вторичных данных: проблемы качества и сопоставимости результатов исследований.

39. Особенности использования архивов социологических данных как источника информации для вторичного анализа.

40. Возможности и ограничения использования статистики в социологических исследованиях.

41. Описательная статистика и основные параметры одномерного частотного распределения. Меры центральной тенденции и показатели вариации.

42. Статистическое изучение взаимосвязи признаков с помощью средств математической статистики.

43. Современные компьютерные технологии статистического анализа социологических данных и графическое представление результатов анализа.

44. Изучение взаимосвязи признаков с помощью методов многомерного анализа.

45. Особенности социологических исследований музыкальной индустрии.

46. Особенности исследований пользовательского опыта (ux-технологии).

47. Сетевой анализ: особенности методологии исследования.

48. Визуализация данных социологических исследований: возможности и ограничения.

Один из вопросов  в билетах – магистерское исследование: теоретические основания исследования, методы сбора эмпирического материала, эмпирическая база и полученные результаты.