Обучающимся
Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена по направлениям подготовки 39.03.01 «Социология» 2024-2025 учебный год
Направленности:
«Социология маркетинга",
"Социология политики и связей с общественностью»
Блок: Теория и история социологии
1. Гражданское общество как объект социологии.
2. Современная трактовка предмета социологии
3. Базовые понятия социологии.
4. Структура социологического знания.
5. Cоциальная статика и динамика в социологии О. Конта.
6. К. Маркс о стадиях развития общества.
7. Г. Спенсер о строении и эволюции общества.
8. Теория социальной мобильности П. Сорокина.
9. Основные понятия в политической социологии М. Вебера.
10. Э. Дюркгейм об аномии.
11. Жизненный мир и повседневность в социологии А. Шюца.
12. Т. Парсонс об основных подсистемах общества.
13. Методология социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана.
14. Социальное поле в концепции П. Бурдьё.
15. Мир-системная социология И. Валлерстайна.
16. Концепция постиндустриального общества.
17. Географический детерминизм Л. Мечникова.
18. Б. Кистяковский о соотношении социологии и права.
19. Учение о социальной эволюции Е. де Роберти.
20. Общество и личность в концепции Н. Кареева.
21. Генетическая социология М. Ковалевского.
22. Концепция героев и толпы Н. Михайловского.
23. Экономический материализм Г. Плеханова.
24. Социология жизни как теоретическая концепция.
Блок: Прикладная социология
- Структура и содержание программы социологического исследования.
- Основные характеристики и назначение разведывательного, описательного и аналитического исследований
- Анализ документов как метод сбора социологической информации. Контент-анализ в социологических исследованиях.
- Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.
- Критерии определения репрезентативности и валидности данных в социологических исследованиях
- Метод фокус-групп: сущность и сфера его применения
- Гипотеза в социологическом исследовании: виды и требования к формулировке
- Процедуры триангуляции в социологии: цели применения и способы реализация
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «знание», «мнение», «информация»
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «ценностные ориентации» и «установки»
- Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий понятия «интерес», «потребность», «мотив»
- Методы прикладной статистики в социологии: назначение и основные виды
- Использование аналитических возможностей программы SPSS в социологических исследованиях
- Индексы как инструмент измерения в социологических исследованиях
- Метод наблюдения в социологии (виды и исследовательский инструментарий)
- Основные принципы конструирования социологической анкеты.
- Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.
- Метод вторичного анализа данных: возможности и ограничения использования
- Виды анкетных вопросов: основные характеристики
- Метод неоконченных предложений: специфика сбора и обработки данных
- Рисуночные методики в социологии: область применения, возможности и ограничения
- Метод «кейс-стади» как исследовательская стратегия
- Оценка достоверности результатов социологического исследования
- Количественная и качественная стратегии в социологических исследованиях: сравнительная характеристика
Блок вопросов по направленности: «Социология маркетинга»
1. Междисциплинарные подходы к определению предметного поля маркетинга.
2. Основные концепции маркетинга: эволюция идей в контексте социально-экономического развития общества.
3. Социальный маркетинг: сущность, основные цели и сферы применения.
4. Специфика изучения маркетинга в некоммерческой сфере.
5. Социологические исследования в маркетинге: специфика использования количественных и качественных методов.
6. Качественные методы в маркетинговых исследованиях: возможности и границы применимости.
7. Вторичная и первичная информация в маркетинговых исследованиях: основные источники, достоинства и недостатки.
8. Социологический подход к изучению поведения потребителей на целевом рынке.
9. Социологическое исследование сферы услуг: специфика использования качественных методов для анализа поведения потребителей.
10. Интегрированные маркетинговые коммуникации: основные элементы и задачи достижения синергического эффекта с элементами комплекса маркетинга.
11. Этические принципы в сфере маркетинговых исследований и рекламы.
12. «Концепция марочного капитала»: сущность и междисциплинарные методы измерения.
13. Внешняя среда маркетинга: понятие внешней (микро и макро) среды, факторы и особенности воздействия на маркетинговую деятельность организации.
14. Социологические исследования в маркетинге как информационная основа рекламной кампании.
15. Социология рекламы в структуре социологического знания: предметная область и основные направления социологических исследований.
16. Эволюция рекламы: от социального явления к социальному институту.
17. Реклама как средство массовой коммуникации: место и значение рекламы в коммуникационном пространстве современного общества.
18. Рекламная деятельность в России: специфика социально-правового регулирования.
19. Коммерческая реклама: понятие, основные функции и виды.
20. Социальная реклама в современном обществе: основные функции, цели и задачи.
21. Рекламный рынок в России: основные этапы развития, состояние и проблемы функционирования.
22. Эффективность коммерческой рекламы: основные показатели и методы измерения для различных субъектов рекламного рынка.
23. Исследование рынка культурных продуктов: особенности продукта и применения комплекса маркетинга.
24. Бренд как социокультурный феномен: особенности социологического анализа.
Блок вопросов по направленности: «Социология политики и связей с общественностью»
1. Концепция национальной безопасности России. Национальные интересы России и угрозы национальной безопасности.
2. Россия в системе современных международных отношений и приоритетные направления внешней политики России.
3. Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. Основные направления политической социологии.
4. Определение политической системы. Основные подсистемы политической системы современного общества.
5. Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества и подходы к их социологическому исследованию.
6. Политическая социализация и политическая культура.
7. Политические элиты: эволюция подходов к их изучению.
8. Функции СМИ как социального института.
9. Особенности использования СМИ в политическом процессе и определение их эффективности в избирательных кампаниях: телевидение, радио, газеты, Интернет.
10. Организация связей с общественностью в политике, госуправлении, в бизнесе, в социальной сфере, в сфере культуры. Направления и виды современного PR.
11. Современные практики PR. Информационный (новость и ньюсмакинг) и устроительный PR.
12. Понятия бренд и брендинг. Брендирование в экономике и политике.
13. Понятие имидж: персональный имидж, корпоративный имидж, имидж страны и особенности его продвижения.
14. Образ России: технологии формирования, поддержания и продвижения.
15. Избирательное законодательство в современной России и его влияние на политический процесс.
16. Проведение избирательной кампании, её этапы и планирование избирательной кампании: стратегия и тактика.
17. Политическое лидерство: структура, типология и конструирование имиджа.
18. Политические партии и движения как объект социологического исследования. Типологии политических партий и партийно-политических систем.
19. Политический рынок и особенности политического маркетинга.
20. Виды политической рекламы и особенности ее использования в избирательных кампаниях.
21. Понятие политического процесса. Политическое изменение и политическое развитие. Подходы к изучению политических процессов: функциональный, бихевиоральный, конфликтологический, институциональный подход.
22. Типология политических процессов: базовые и периферийные, явные и латентные, стабильные и переходные
23. Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта: от Р.Дарендорфа и Л. Козера к современным концепциям.
24. Социально-политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных и этнополитических конфликтов.
Вопросы Государственного (междисциплинарного) экзамена по направлению подготовки 39.04.01 «Социология»
2024-2025 учебный год
Направленность «Цифровая социология и социальная аналитика»
1. Концепция глобального общества Дж. Ритцера.
2. Сетевые теории общества М. Кастельса.
3. Критическая парадигма Г. Маркузе.
4. Конструктивистская парадигма П. Бергера и Т. Лукмана.
5. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
6. Структуралистская парадигма Э. Гидденса.
7. Постмодернистская парадигма З. Баумана.
8. Теория социального пространства П. Бурдье.
9. Концепции сегментации рынка труда П.Дёрингер и М. Пиоре, Дж. Аткинсон.
10. Концепции прекаризации рынка труда Г.Стэндинга, Ж.Тощенко.
11. Мир-системный анализ И. Валлерстайна.
12. Конфликтологическая парадигма Л. Козера, Р. Дарендорфа.
13. Символический интеракционизм Г. Мида, Э. Гоффмана.
14. Урбанистическая концепция Л. Вирта.
15. Концепция «третьего места» Р. Ольденбурга.
16. Методологические подходы к исследованию культуры: культурный центризм, релятивизм, компоративизм.
17. Разработка программы социологического исследования.
18. Содержание, этапы подготовки и проведения эмпирического исследования.
19. Количественные методы в современном социологическом исследовании.
20. Роль и место качественных методов в социологии. Их специфика и границы использования.
21. Методы анализа данных социологического исследования.
22. Социальная картография как междисциплинарный метод.
23. Методы социологического исследования города.
24. Методики измерения культурного капитала.
25. Критическая теория и социологический анализ фильмов.
26. Основные компоненты социокультурной среды города
27. Онлайн-исследования: новые возможности получения социологических данных. Этика онлайн-исследований.
28. Качество данных онлайн-исследований. Основные ошибки онлайн опросов как угроза валидности и надежности данных.
29. Традиционные и онлайн методы исследований – возможности интеграции для решения практических маркетинговых задач.
30. Количественные и качественные методы в сети Интернет: использование смешанных методов сбора данных, переходные методики.
31. Влияние Интернета на развитие индустрии маркетинговых и социологических исследований в области сбора, анализа и презентации данных.
32. Прогнозирование как вид социальной деятельности: этапы и особенности.
33. Особенности сценарного метода прогнозирования.
34. Возможности применения программирования в социологии.
35. Большие данные. Преимущества и проблемы использования в социологии.
36. Интеллектуальный анализ текста: использования компьютерных программ и алгоритмов для автоматического анализа и обработки текстовой информации.
37. Вторичный анализ данных в социологическом исследовании: преимущества и ограничения.
38. Особенности интерпретации вторичных данных: проблемы качества и сопоставимости результатов исследований.
39. Особенности использования архивов социологических данных как источника информации для вторичного анализа.
40. Возможности и ограничения использования статистики в социологических исследованиях.
41. Описательная статистика и основные параметры одномерного частотного распределения. Меры центральной тенденции и показатели вариации.
42. Статистическое изучение взаимосвязи признаков с помощью средств математической статистики.
43. Современные компьютерные технологии статистического анализа социологических данных и графическое представление результатов анализа.
44. Изучение взаимосвязи признаков с помощью методов многомерного анализа.
45. Особенности социологических исследований музыкальной индустрии.
46. Особенности исследований пользовательского опыта (ux-технологии).
47. Сетевой анализ: особенности методологии исследования.
48. Визуализация данных социологических исследований: возможности и ограничения.
Один из вопросов в билетах – магистерское исследование: теоретические основания исследования, методы сбора эмпирического материала, эмпирическая база и полученные результаты.