РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Отчет по научной деятельности 2022/2023


Отчет о работе Международного института новых образовательных технологий за 2022-2023 учебный год

Международный институт новых образовательных технологий (МИНОТ) выполняет как научные, образовательные, так и профориентационные функции. Уникальный состав учебно-лабораторного оборудования Центра технологической поддержки образования (ЦТПО МИНОТ) - интерактивный мобильный класс, система лазерной гравировки Trotec, комплект «Трехмерная визуализация», свыше десяти модификаций 3D принтеров, 3D сканеры, устройства дополненной реальности, интерактивные доски, 3D проекторы и др. - отражающий тенденции развития современных технологий исследовательской работы и цифрового производства, привлечение квалифицированных научно-педагогических кадров системы высшего профессионального образования и учет отраслевой направленности позволяет реализовывать с обучающимися города образовательные, профориентационные и просветительские программы по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий.

В рамках международного проекта МИНОТ продолжает работать в секции молодых исследователей по проблемам инженерии и робототехники: так 6 октября 2022 года состоялось заседание симпозиума Международной Дунайской Адриатической Ассоциации Автоматизации и Производства (DAAAM International Symposium - 2022), в которой приняли участие ведущие сотрудники МИНОТ РГГУ и российские школьники. DAAAM International является признанной международной площадкой для обсуждения проблем инженерии и робототехники. В этом году проходил 33-й симпозиум, последние 5 лет в составе международного форума работает секция молодых исследователей. Инициатором создания молодежной секции выступили: Международная лаборатория «Сенсорика», Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Международный институт новых образовательных технологий, Технический университет г. Вена, Задарский университет и НОУ Школа «Логос М». В этом году научный симпозиум проходил в очно-дистанционном режиме. Доклады ведущих специалистов МИНОТ и молодых исследователей транслировались на сайте Симпозиума, коллеги со всего мира могли задавать вопросы и обсуждать научные проблемы поставленные как специалистами так и молодыми людьми – школьниками, студентами и аспирантами европейских вузов. В сессии симпозиума приняли участие более ста представителей ведущих научных школ Европы и Азии в области автоматизации производства, мехатроники и робототехники. Особо отмечена роль педагогов в поддержке устремлений молодых исследователей к занятиям наукой, что обеспечивает связь поколений исследователей. Представленные на симпозиуме научные доклады будут опубликованы в международной библиографической и реферативной базе данных Scopus.

Сотрудники международной лаборатории интеллектуальной лаборатории МУНЦ МИНОТ, развивая методы и подходы Индустрии 4.0, разработали и реализовали архитектуру заводского цеха и управляющей промышленной автоматики, создана методология и имитационное программное обеспечение для логического анализа сотен рецептур и конструирования безопасного управления с дистанционным доступом. Реализуется макет полупромышленной установки для синтеза химических композиций.

На базе имевшегося опыта разработки и изготовления научно-учебных роботов была создана новая программно-аппаратная технология изготовления сервисных роботов и соответствующее интеграционное программное обеспечение для организации научно-учебных роботариумов. Ранее в МИНОТ РГГУ было выпущено учебно-методическое пособие по технологии применения таких роботариумов, предусматривающей широкое участие обучаемых в разработке реальных мобильных роботов и мехатронных устройств. При этом предполагается сочетание практической работы с освоением теоретических и технологических положений, а также анализ и продолжение практических разработок, выполненных ранее. В работе представлены результаты разработки и тестирования новой программно-информационной платформы, позволяющей предоставлять пользователю унифицированный доступ к программной среде для управления различных роботов, включая оперативную и удаленную смену программ управления во время их функционирования.

Основное внимание в научной деятельности было уделено разработке методов обработки и свертки многоканальной акустической информации, использования бинауральных эффектов для управления мобильными роботами, разработаны 3 макета соответствующих устройств.

26 октября 2022 года в визионариуме Центра технологической поддержки образования РГГУ состоялась очно-дистанционная образовательная научно-практическая конференция-конкурс «Интеллектуальная роботроника для Индустрии 4.0», в рамках которой московские учащиеся представили свои учебно-исследовательские проекты, выполненные в рамках образовательной междисциплинарной программы дополнительного образования «Интеллектуальная роботроника: обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности в области модульных мобильных робототехнических систем» для профильных инженерных классов общеобразовательных организаций г. Москвы. Конференция была организована Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ, проводилась в 5-й раз при участии ведущих специалистов–робототехников Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и Международной лаборатории «Сенсорика». Конференция-конкурс стал определенным финалом этапов обучения по созданию сложных робототехнических систем.

18-20 октября 2022 г. в РГГУ прошла ежегодная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в медиа-индустрии, кинематографе и образовании». Открывали конференцию президент Гильдии кинотехников Союза кинематографистов РФ Раев Олег Николаевич и директор Международного института новых образовательных технологий Кувшинов Сергей Викторович. С приветственным видеообращением к участникам выступила Павлова Анастасия Валерьевна - член Генерального совета Ассамблеи народов Евразии, международный эксперт по формированию и продвижению культурных, туристических и образовательных продуктов. Конференция проводилась при поддержке: Союза кинематографистов Российской Федерации, Международного института новых образовательных технологий и Института массмедиа РГГУ, Института философии РАН (исследовательская группа «Виртуалистика»), НОТК «Просвещение» и Российской секции научного общества инженеров кино и телевидения (SMPTE). Обширная программа конференции включала в себя несколько секций: «Инновации в аудиовизуальных технологиях», «Философия аудиовизуального искусства», «Инновации в образовании», а также два круглых стола: «Стандартизация в кинематографе» и «Философские и научные проблемы терминологии виртуалистики». За время работы конференции было заслушано 37 докладов. В рамках работы конференции 1 ноября состоялась Молодежная секция «Технологии визуальных медиа», на которой свои творческие работы представили проектные группы учащихся 8-10 классов.

В РГГУ прошли Дни студенческой науки - 2022. Состоялись семинар и лекция с посещением УНЦ интеллектуальной робототехники РГГУ и осмотром роботов «Мобильные сервисные роботы — роботариум и виртуальные двойники».

Ведущие специалисты ЦТПО РГГУ приняли участие в семинаре «Вузы и индустриальный партнер: общие точки роста» организованным российской производственной компанией «Лазерный центр». Участниками семинара были представители ведущих вузов страны и специалисты крупных компаний. На семинаре обсуждались вопросы коммерциализации научных достижений, совместное участие в грантах и программах субсидирования, организация научной деятельности учащихся с упором на практику, создание новых продуктов и современных лабораторий, вопросы стратегии вузов и партнеров, ориентированные на актуальные задачи рынка.

МИНОТ РГГУ является участником проекта «Инженерный класс в московской школе» (Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 08.04.2022 № 267 «О развитии в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, предпрофессионального образования»). Сотрудники университета Андреев В.П., Кондрашов В.В., Кувшинов С.В., Харин К.В. выступают в качестве экспертов ежегодной открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего». В 2022 году сотрудники МИНОТ получили благодарность организаторов Конкурса «Инженерный старт-2022» за подготовку финалистов.

3 декабря прошел конкурс «Инженерный старт», организованный Департаментом науки и образования г. Москвы среди учащихся московских школ, проходящих обучение в Центрах технологической поддержки образования. Конкурс проходил по трем номинациям: «Владение технологией», «Проектирование» и «Science-Art». От каждого ЦТПО на конкурс было выдвинуто 5 лучших работ. По результатам работы жюри школьники, выполнявшие свои работы в ЦТПО РГГУ стали призерами: в номинации «Владение технологией» - Букин С.О. и Филиппов И.В. «Применение принципа «золотого сечения» при моделировании и прототипировании объектов в процессе историко-научной реконструкции», Школа №1501 - II место; в номинации «Science-Art-Technology» - Липа Э.С. «Бионический дизайн архитектурных сооружений будущего», Школа «Ника» - III место.

В рамках развития системы профильного и предпрофессионального обучения в условиях интеграции общего и дополнительного образования в 2022-2023 гг. подготовлена дополнительная общеобразовательная программа предпрофессиональных каникул (Медиаканикул). Лучшие преподаватели РГГУ организовали в рамках предпрофессиональных медиаканикул интересные и познавательные занятия, в ходе которых учащиеся смогли получить уникальные знания в области медиакоммуникаций, рекламы и связей с общественностью. Программа «Медиаканикулы» в РГГУ создала для учащихся возможность получить навыки презентации, подготовить свой информационный повод и пресс-релиз, а также развить коммуникативные компетенции в информационном пространстве, чтобы научиться эффективно продвигать свои собственные медиаресурсы, наращивать медийный капитал. В рамках медиаканикул школьникам были показаны новейшие технологии создания медийных материалов в трехмерном формате и в формате 360. В рамках медиаканикул учащиеся получили знания о коммуникационной индустрии России, о том, как презентовать себя и свой проект в информационной среде, как создать интересный информационный повод и запустить свой социальный медиаресурс, как продвигать его в информационном пространстве. В медиаканикулах приняли участие лучшие вузовские преподаватели кафедры культуры мира и демократии (ЮНЕСКО) и кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства. Они провели интересные занятия и познавательные экскурсии, организовали практикумы эффективной коммуникации.

В МИНОТ разработан новый курс «Теория и практика бионического дизайна фирменного стиля» по которому успешно проведены занятия. Курс посвящен разработке фирменного стиля, созданию логотипов, паттернов и текстур, макетов сувенирной продукции - всего того, что лежит в основе маркетинговых коммуникаций. Бионический дизайн – это молодая современная профессиональная сфера, корнями уходящая в тайны мастеров древности. Практически нет области человеческой деятельности, где бы нельзя было найти примеры использования технологий, подсмотренных в живой природе. Курс знакомит с основными понятиями этой сферы, помогает узнать о том, как рождается настоящее мастерство в работе с формами в рекламе.

В 2022/23 учебном году были обновлены и доработаны дополнительные общеразвивающие программы:

23 мая 2023 года сотрудники МИНОТ провели экскурсию для учащихся школ в Институт Массмедиа и рекламы РГГУ. Экскурсия проводилась в рамках образовательно-просветительских мероприятий «Развитие проекта «Медиакласс в московской школе» по направлению «Реклама и связи с общественностью»; 22 мая 2023 года сотрудники МИНОТ в рамках программы «Медиакласс в московской школе» провели экскурсию в Пресс-службу РГГУ. Были продемонстрированы технические средства для подготовки фоторепортажа с мероприятия, видеозаписи мероприятия, создания ролика о мероприятии и других мультимедийных материалов.

В текущем году были разработаны четыре дополнительные общеобразовательные программы проектной деятельности:

по которым были проведены занятия со школьниками г. Москвы.

В целях расширения контактов с представителями педагогической общественности был реализован проект непрерывного образования «Университетская среда для учителей в РГГУ». Результатом проекта стало расширение взаимодействия университета и школы в разработке и внедрении новых методик проведения учебных занятий по естественнонаучным, специальным и социально-гуманитарным дисциплинам по направлениям:

  1. Новые медиакомпетенции и организация учебного процесса в виртуальном пространстве с использованием VR шлемов.
  2. Роботизированные системы телеприсутствия для проведения занятий с дистанционным подключением.
  3. Организация викторин и квестов с использованием мультимедийных и мобильных технологий в музее-мастерской 3Da Vinci.
  4. Методика организации и проведения интерактивных занятий и экскурсий в Музее-мастерской «3Da Vinci».
  5. Включение экспозиции Филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина Учебно-художественного музея им. И.В. Цветаева РГГУ в учебный процесс московских школ в рамках проекта «Урок в музее».
  6. Педагогические технологии развития функциональной грамотности через творчество Леонардо да Винчи.
  7. Организация школьной лаборатории персонального цифрового производства.
  8. Междисциплинарная и межшкольная проектная деятельность учащихся в сетевом медиапространстве.
  9. Математическая грамотность и разработка логических игр и головоломок с использованием технологии лазерной обработки материалов.
  10. 3D стерео дидактические материалы естественнонаучной направленности в учебном процессе школы.
  11. Сетевые мультимедийные гиды для проведения занятий в музейной экспозиции.
  12. Технологии дополненной и смешанной реальности в учебном процессе начальной и средней школы.
  13. Каким будет учебник будущего? Взгляд со стороны педагога и учащегося.
  14. Технологии виртуальной реальности для преподавания дисциплин естественнонаучного цикла.
  15. Технологии виртуальной реальности для преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
  16. Применение аддитивных технологий в междисциплинарной проектной деятельности учащихся.
  17. Создание развивающих учебных пособий методами лазерной резки и гравировки.
  18. Учебные роботы телеприсутствия на уроках в школе.
  19. Сервисные роботы в школе и дома: как научиться взаимодействовать со сложными интеллектуальными системами.
  20. Нейродиагностика обучающихся с целью выявления потенциальных способностей для будущей профессиональной деятельности в медиаиндустрии.
  21. Способы развития креативного мышления на примере организации интерактивных занятий в музее.
  22. Технологии голографической визуализации и MotionParallax3D в культурно-образовательном пространстве школы.
  23. Интегративная дисциплина «История науки, техники и технологии» для повышения естественнонаучной грамотности школьников.
  24. Как добиться успеха в изучении иностранных языков? «Фитнес» уха.
  25. Увлекательная география в формате фото/видео 360.
  26. Школа в медийном виртуальном пространстве и цифровые двойники.
  27. Развитие креативного мышления на примере творчества Леонардо да Винчи.
  28. «Science-Art-Technology» - синтез искусств, наук и медиатехнологий.
  29. Школьный PR-проект: как превратить любое мероприятие в событие?
  30. Технологии проектной деятельности в социально-гуманитарных дисциплинах.
  31. Технологии создания тактильных пособий для учащихся с ОВЗ по зрению.
  32. Организация дистанционного учебного процесса с применением ДПЛА (дронов).
  33. Молодежный 3D стерео-медиаконтент: создание и демонстрация.
  34. 3D прототипирование: обзор технологий и возможности применения в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла.
  35. Школьный музей с использованием интерактивных медийных технологий: примеры успешных реализаций.
  36. Как создать медиапортфолио современного учителя.
  37. Технологии и техники рекламы и связей с общественностью для школы.
  38. Мир современных медиакоммуникаций и перспективы их развития.
  39. Социальный лифт в медиапрофессии будущего.
  40. Развивающие занятия в музее-мастерской 3Da Vinci с использованием медийных технологий.
Мероприятия проводились в формате интерактивных лекций, мастер-классов, круглых столов, практикумов и целевых экскурсий. Всего зарегистрировались на программу 71 педагог из более 50 московских школ. Документ о повышении квалификации РГГУ получили 58 человек. Вручение документа проводилось на площадке Международного института новых образовательных технологий РГГУ.

Весной 2023 года в МИНОТ РГГУ прошел финал юбилейной V Лингвистической конференции-конкурса School TED Talks 2023 «Life Values, Science, Technologies, Innovation». Подведены итоги, награждены победители и остались яркие впечатления, истории преодоления, незабываемые встречи, бесконечный позитив, космический заряд энергии и горящие взгляды всех участников этого события. Конференция получилась «звездной», начиная с жюри конференции (который возглавила зав. кафедры Мировой Культуры и Демократии РГГУ, доктор наук Гордеева Мария Александровна) и заканчивая иностранными участниками из Heritage International School of Moscow.

Сотрудники института провели в 22/23 учебном году пятнадцать образовательно-просветительских мероприятий в формате «научных суббот»:

  1. Профессии будущего на стыке наук и высоких технологий (лекция).
  2. Эвристический подход в творчестве Леонардо да Винчи (интерактивная экскурсия).
  3. Фотоника – наука и лазерные технологии XXI века (лекция, практикум).
  4. Дополненная и виртуальная реальность в научных исследованиях и экспериментах (лекция, практикум).
  5. Интеллектуальная роботроника – новый тренд в развитии науки и техники (интерактивная лекция).
  6. Индустрия 4.0: компетенции и специальности будущего (интерактивная лекция).
  7. Машинное зрение и искусственный интеллект: от теории к практике (интерактивная лекция).
  8. Коллаборативная робототехника и медиакоммуникации (лекция, практикум).
  9. Современные научные методы и технологии для изучения культуры эпохи Возрождения (интерактивная экскурсия).
  10. Нейротехнологии и человеческий потенциал (интерактивная лекция).
  11. Нейротехнологии для выявления и развития коммуникативных компетенций учащихся (интерактивная лекция).
  12. «Science-Art» как инструмент популяризации науки (лекция-демонстрация).
  13. Как развить научное мышление: от школьного проекта до научной работы (интерактивная лекция).
  14. Стереоскопия: междисциплинарное научное направление (лекция-демонстрация).
  15. Научные подходы в реконструкции памятников материальной культуры (интерактивная экскурсия).

Сотрудники МИНОТ продолжают развивать и наполнять музейными экспонатами Музей-мастерскую «3Da Vinci», которую посещают гости РГГУ, видные зарубежные деятели, студенты и школьники г.Москвы. В Музее-мастерской появился новый интерактивный экспонат «Октагональная зеркальная камера да Винчи». Зеркальная камера выполнена учащимися в рамках проектной деятельности по направлению «Цифровая гуманитаристика» под руководством ведущего специалиста ЦТПО МИНОТ. Данный экспонат был представлен проектной группой учащихся из школы «Дмитровский» на выставке-конкурсе «Инженерный старт».

В Музее-мастерской "3Da Vinci" прошло обновление тактильных экспонатов на 5 пролетах этажей. С использованием специальных тифлопринтеров были изготовлены рельефы набросков машин и механизмов да Винчи, с соответствующими подписями шрифтом Брайля. Сотрудниками МИНОТ завершена инсталляция 3D панели с установленным программным обеспечением - виртуальной трехмерной художественной галереей. Исталляция проведена в Музее-мастерской. Теперь посетители музея школьники и студенты смогут более осмысленно подходить к обсуждению новых форм трансфоромации традиционных произведений искусства в трехмерные формы.

Наряду со стационарной выставкой, сотрудники МИНОТ организуют передвижные выставки. 22 апреля 2023 года прошла мультиформатная культурно-историческая акция в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский Кремль». Она была приурочена к действующей с 24 декабря 2022 года экспозиции «Одна эпоха – две цивилизации» и была посвящена связи России и Италии XV-XVI веков. Мероприятие включило в себя помимо действующей тематической экспозиции, состоящей из интерактивных моделей изобретений Леонардо да Винчи, картин, антикварных изданий, специально подготовленные новые форматы: исторические обзоры, экскурсы специалистов музея и РГГУ, поэтическое и музыкальное посвящения, модное дефиле одежды и презентацию коллекции часов, а также однодневную экспозицию редчайших пишущих инструментов.

Соорганизаторы выставки работники МИНОТ РГГУ рассказали о том, что акция призвана показать связь истории и культур двух государств через разные формы восприятия и освещения. Ранее подобная акция, посвященная синтезу эпох, цивилизаций и культур, прошла в день рождения Леонардо да Винчи 16 апреля 2022 года в московской усадьбе Люблино. В усадьбе Люблино посетители смогли побывать в творческой мастерской Леонардо да Винчи и увидеть, как с использованием цифровых технологий возрождены гениальные инженерные идеи Леонардо да Винчи, анимированные с помощью технологии дополненной реальности и мобильного приложения «3Da Vinci AR». Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» выразил благодарность МИНОТ за создание выставочного проекта «Леонардо да Винчи в 3D». Выставка вызвала огромный эмоциональный интерес у посетителей. Также музей поблагодарил ведущих специалистов МИНОТ за авторские экскурсии по выставке, получившие высокую оценку у посетителей. Администрация музея пожелала успехов и выразила надежду на создание будущих совместных экспозиций.

Подобные полиформатные акции синтеза культур и эпох планируется проводить не менее раза в год. Это совместный проект с Обществом Московского комитета общества «Данте Алигьери» и общества «Дружба Италия - Россия», которые выразили благодарность Кувшинову С.В., директору МИНОТ РГГУ, за вклад в укрепление дружбы между Россией и Италией в рамках научно-просветительского международного проекта «Цепь поколений» по созданию виртуальной библиотеки для образовательных учреждений, общественных организаций, где ведётся плановая работа по изучению русского языка, истории и культуры России.

Таким образом, используя современные педагогические технологии, сотрудники МИНОТ в 2022-2023 учебном году, внедряли новые подходы к организации учебной деятельности, которые позволяют достичь новых образовательных результатов, соответствующих требованиям современного общества.