РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Отчет по научной деятельности 2021/2022


Отчет о работе Международного института новых образовательных технологий за 2021-2022 учебный год

За 2021-2022 учебный год Международным институтом новых образовательных технологий было обновлено содержание дополнительных общеобразовательных программ технической и естественнонаучной направленностей в соответствии с перспективными направлениями развития науки, техники и экономики региона:

Были организованы пять конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, сопровождение одаренных в инженерных науках детей, в том числе в дистанционном формате:

По всем мероприятиям МИНОТ проводилось информирование общественности о возможностях ЦТПО, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ, в том числе на официальном сайте Мэра Москвы на информационных ресурсах Департамента образования и науки г. Москвы.

Согласно плану работы МИНОТ был разработан и проведен цикл мастер-классов:

Мастер-класс «Роботы телеприсутствия в школе и музее» прошел в роботариуме ЦТПО 23 апреля. Заведующий лабораторией интеллектуальной роботроники МИНОТ д.т.н. Пряничников В.Е. рассказал учащимся инженерных классов о применении робототехнических систем для автоматизированного сопровождения экскурсий, организации занятий, квестов для детей и взрослых. В рамках мастер-класса школьники получили навык самостоятельного управления роботом телеприсутствия Rbot. Ребятам на практике продемонстрировали возможность применения робота для дистанционных занятий. Директор МУНЦ перспективных технологий МИНОТ Харин К.В. провел роботизированную экскурсию по выставке «Битва при Ангиари. Леонардо да Винчи». Директор МИНОТ Кувшинов С.В. обсудил с учащимися возможные темы их самостоятельных работ для конкурса «Инженерный старт».

Ряд мастер-классов был проведен и в рамках проекта «Погружение в профессиональную среду специалистов по связям с общественностью». На мероприятиях учащиеся узнали, с чего необходимо начать знакомство с собой. От чего зависит способ мышления? Что такое коннектом и как он связан со способностью выстраивать коммуникации? Что такое эмоциональный и социальный интеллект? Как научится лучше понимать других людей? В ходе мероприятия демонстрируются два проекта в российской сфере нейротехнологий и их практическое применение в образовании и развитии. Как выстраивание собственного стиля способствует эффективным коммуникациям? Как выстраивать стиль с помощью системы архетипов? Приглашенный эксперт мастер-класса демонстрировал как стиль формирует личность, с чего начать формирование стиля и основные инструменты для создания гармоничного имиджа. Участники узнавали о социальных и социокультурных просветительских программах, о том, как создаются социальные коммуникации и сообщества, об интеграции людей с ОВЗ в мир культуры и искусства. Приглашенный эксперт мастер-класса рассказывал о формировании среды и новых форм виртуального туризма через художественное восприятие мира и расширение горизонтов познания. Кроме того, для школьников, приходящих в МИНОТ РГГУ, проводились экскурсии по различным направлениям, интересующих учащихся. В рамках знакомства с Российским государственным гуманитарным университетом школьники узнавали, как работает пресс-центр, как готовят специалистов по связям с общественностью в РГГУ, а также посещают культурно-образовательное и медиа-пространство университета.

В рамках программы ранней профессионализации учащиеся школы «Логос М» с ведущими сотрудниками МИНОТ РГГУ посетили Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша Российской академии Наук (ИПМ РАН). В институте ребят познакомили с историей создания ИПМ РАН, рассказали о главных работах ученых и инженеров под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша. Директор Музея-кабинета М.В. Келдыша кандидат физико-математических наук Надежда Геннадиевна Афендикова рассказала о творческом жизненном пути М.В. Келдыша, показала редкие ранее закрытые документы из фонда музея, наиболее интересные подлинные вещи, и книги выдающегося ученого XX века М.В. Келдыша. В ходе посещения института у ребят состоялся обстоятельный разговор с Академиком Международной Инженерной Академии д.т.н. ведущим научным сотрудником ИПМ им. М.В. Келдыша, руководителем Международной лаборатории «Интеллектуальная роботроника» МИНОТ РГГУ Пряничниковым Валентином Евгеньевичем. Разговор шел о роли и месте математики, математических моделей, сложных интеллектуальных алгоритмах, теории ветвящегося времени, нелинейных процессах, а также о математической культуре и ее значении в нашей жизни. В беседе Валентин Евгеньевич убедительно рассказал о том, как сегодня проходит математическое моделирование сложнейших социальных процессов, какие ставятся критерии оценки и принимаются решения на основе получаемых вычислительных данных. Присутствовавший на встрече директор Международного института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета Кувшинов Сергей Викторович, рассказал учащимся о перспективах проведения школьных исследований в рамках Международной молодежной школы «Интеллектуальная роботроника». Результатом работы школы за 5 лет стало ежегодное участие школьников в Международных симпозиумах DAAAM International Vienna и публикация сборников научных трудов молодых исследователей. Цель таких публикаций заключается в том, чтобы показать школьникам, что научные исследования – это нелёгкий труд, требующий трудолюбия и увлечённости, отличных и разносторонних базовых знаний, полученных как в рамках школьной программы, так и в процессе их исследовательской деятельности. Кувшинов С.В. представил новый сборник научных работ ребят 2021 года и вручил сборники авторам, присутствовавшим на встрече. По завершении встречи, Пряничников В.Е и Кувшинов С.В. предложили ребятам темы перспективных школьных исследовательских работ 2022 года, которые могли бы стать составной частью проводимых в институтах научных и проектных работ.

За отчетный период МИНОТ подготовил план проведения выездных выставок.

В Музее-усадьбе Люблино открылась выставка постеров «Гений, неподвластный времени!» приуроченная к 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. В 2022 году исполняется 570 лет со дня рождения великого художника, инженера, ученого, писателя – Леонардо да Винчи (1452-1519). Во всем мире, том числе и в России к этой дате приурочено множество культурно-образовательных мероприятий. 21 февраля в МИНОТ состоялось рабочее заседание Международного Оргкомитет «Юбилей Леонардо Да Винчи», посвященный 570-летию мастера, который отмечается в 2022 году. Председателем Юбилейного организационного комитета является Марина Владимировна Коростелева, Первый заместитель Генерального секретаря Российской Ассоциации международного сотрудничества (РАМС), Президент российско-французского общества «Partenariat Russie-France», Амбассадор Французского Замка Кло Люсе, Посол культурно – познавательного туризма международной программы “СНГ+МИР”, Почетный вице-президент Ассоциации мастеров и ремесленников Франции «Однажды один ремесленник…», Председатель собрания учредителей Культурно-просветительского центра «ПОЗИТИВ». Марина Владимировна удостоена многочисленных наград и благодарностей, в числе которых Государственный орден Франции «За Заслуги»; Орден общественного признания «Слава России»; Медаль княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению» и многие другие. В Международный Оргкомитет «Юбилей Леонардо Да Винчи» входит руководство МИНОТ РГГУ , Музей - мастерская «3DA VINCI» во главе с директором С.В. Кувшиновым, руководство Международной интеграционной программы « СНГ + МИР», во главе с автором и руководителем программы «СНГ + МИР», автором проекта, посвященного Леонардо Да Винчи «Проект через 500 лет / Басни туристического времени», А.В. Павловой, руководство МОО «Ассоциация культурного и делового сотрудничества с Италией», во главе с Президентом Куршаковым М.В., Музей «Leonardina» в г. Виджевано ( Италия), руководство журнала « Матрешка», партнеры программы «СНГ + МИР» по направлениям : «СНГ + Италия», «СНГ + Франция», «СНГ + Хорватия», «СНГ + Болгария», «СНГ + Китай» и многие другие. На рабочем заседании обсуждались планы по реализации программы праздничных активностей серии разноформатных мероприятий, приуроченных к 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

В Российском государственном гуманитарном университете Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ совместно с Ассоциацией культурного и делового сотрудничества с Италией был анонсирован Международный конкурс постеров, посвященных творчеству великого мастера – Леонардо да Винчи.

На конкурс было прислано более 60 работ из которых оргкомитетом было отобрано 16 для публичной демонстрации в визионариуме МИНОТ РГГУ и 10 работ для выставки в Музее-усадьбе Люблино в рамках экспозиции «Леонардо да Винчи в 3D» На выставке демонстрируются работы художников: Юрия Леонова, Вячеслава Давыдова, Георгия Каменских, Ивана Островского, Игоря Петрыгина, Павла Кашевского, Галины Лопатиной, Марины Курьяновой, Натальи Ермоловой и Василия Чекашова.

В Музее-мастерской «3Da Vinci» появился новый экспонат – бюст реконструированного образа Леонардо да Винчи выполненный на станке комбинированной обработки пенополистирола (фреза + струна) СРП-114 «Эксперт». Работа выполнена партнерами МИНОТ РГГУ компанией «СРП» г. Новосибирск по трехмерной модели разработанной специалистами института. Данный экспонат предназначен для демонстрации возможностей цифрового производства и использования оборудования в культурно-образовательных целях. 16 апреля 2022 года в музее-усадьбе «Люблино» состоялось торжественное мероприятие, приуроченное к 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. Оно сконцентрировало несколько событий, специально приуроченных в Москве к знаменательной дате: открытие бюста, необычного для привычных образов мастера, поэтическое и музыкальное посвящения и экспозицию пишущих инструментов разных эпох. В организации и проведении мероприятия активное участие принял МИНОТ РГГУ. Доцент РГГУ Захарченко Ирина Николаевна рассказала гостям об искусстве эпохи Возрождения и особенно подчеркнула специфику художественной культуры Италии и Франции XV -XVI веков. Вечер завершился дефиле дизайнерской одежды «Возрождение. Leonardo da Vinci» мастерской Екатерины Ринар (EkaterinaRinaR) под музыкальный ряд - коллекцию фрагментов нео-симфоний серии «Время Человека – Гении Мира» композитора Тиграна Джагера.

В МИНОТ за прошедший период состоялась встреча с ведущими разработчиками компании Computer Vision Software Вишняковым Б. и Ватаниным А. Компания Computer Vision Software занимается разработкой систем искусственного интеллекта для конечного заказчика. В состав решений компании входят: собственное биометрическое ядро, система идентификации по фотографиям, система идентификации по видеокадрам, программные модули обнаружения и трекинга людей и авто, подсчета людей в толпе, обнаружения средств индивидуальной защиты. Также в разработке находятся нейросетевые модули, работающие непосредственно на борту камер, ведутся разработки в области анализа трехмерных облаков точек для систем управления робототехническими системами и трехмерной реконструкции, анализа больших данных с помощью глубоких нейронных сетей для выявления зависимостей, обучения с подкреплением. Предметом встречи стало обсуждение использования программно-аппаратных комплексов для проведения гуманитарных исследований в рамках проекта РГГУ «Цифровая гуманитаристика».

МИНОТ РГГУ является участником проекта «Инженерный класс в московской школе» (Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 20.08.2021 № 396 «О развитии в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, предпрофессионального образования»). Ведущие специалисты МИНОТ Андреев В.П., Кондрашов В.В., Кувшинов С.В., Пряничников В.Е. и Харин К.В. выступили экспертами отборочного этапа ежегодной открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего». Заочная экспертиза работ проходила с 1 по 28 марта 2022 года.

27 ноября прошел конкурс «Инженерный старт» организованный Департаментом науки и образования г. Москвы среди учащихся московских школ, проходящих обучение в Центрах технологической поддержки образования. Конкурс проходил по трем номинациям: «Владение технологией», «Проектирование» и «Science-Art». От каждого ЦТПО на конкурс было выдвинуто 5 лучших работ. По результатам работы жюри, учащиеся школы «Дмитрровский», проходившие обучение в ЦТПО РГГУ - Дарья Б. и Анжелика Г. завоевали 3-е место в номинации «Science-Art». Сотрудники ЦТПО РГГУ получили благодарность организаторов Конкурса «Инженерный старт - 2021» за подготовку финалистов.

Союз кинематографистов Российской Федерации, Международный институт новых образовательных технологий РГГУ, Технологический университет имени дважды героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова, Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, Лига образования Российской Федерации, Институт философии РАН (исследовательская группа «Виртуалистика»), Секция «Виртуалистика» Российского философского общества, НОТК «Просвещение» провели XIV Международную ежегодную научно-практическую конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях». Конференция состоялась 20–21 апреля 2022 года.

Основные направления работы конференции:

  1. Техника и технологии записи, создания, преобразования и воспроизведения объемных изображений любых видов, в том числе стереоскопических киноизображений и виртуальной реальности.
  2. Объемный звук (технологии пространственного звука).
  3. Драматургические, режиссерские и художественные решения построения объемной сцены, передачи пространства в объемном изображении.
  4. Пространственный рисунок танца, спектакля, представления, мультимедийного шоу.
  5. Физиология и психология восприятия зрителем объемных изображений; влияние аудиовизуального контента на человека.
  6. Виртуалистика и биоэтическое сопровождение технологий виртуальной, дополненной и заместительной реальностей, иммерсивного кинематографа.
  7. Экономические особенности создания и демонстрации объемных изображений.
  8. История и перспективы развития технологий объемных изображений, творческих аспектов и достижений.
  9. Применение объемных изображений в науке и образовании.

Под изображением понимается любое физическое явление или создаваемое техническими средствами информационное поле (световое, звуковое, тактильное и т. д.), которое воздействуя на органы чувств человека или непосредственно на нервную систему вызывают формирование в сознании человека образов, отсутствующих в реальности. Изображения создаются средствами живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, речи, кинофильма, спектакля, танца, эстрадно-циркового представления, перфоманса, мультимедийного шоу, аудиовизуальных и компьютерных технологий и т. д. Под объемным изображением понимается трехмерное, пространственное изображение.

В работе XIV конференции приняли участие широкий круг ученых, специалистов, преподавателей, аспирантов, студентов, занимающихся исследованиями и практическим применением объемных изображений, построенных на различных физических принципах и по разным технологиям, которые используются не только в кинематографе, образовании, науке и в других сферах деятельности.

В ЦТПО РГГУ прошла встреча директора МИНОТ Кувшинова С.В. с секретарем секции «Бионика» НСМИИ РАН, и.о. ректора НОЧУ ВО «Институт бионики» Рубцовым С.В. и Козловым Д. Ю., к. иск., в.н.с. НИИТИАГ (Москва). На встрече обсуждались вопросы научно-образовательного сотрудничества в области биомеханики, создания совместных творческих коллективов по разработке сложных бионических систем. Особое внимание было уделено организании учебного процесса для студентов РГГУ и учащихся инженерных классов.

31 марта в Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) состоялась презентация проекта «„Библиотека тактильных образов для незрячих“: обеспечение доступа людей с особыми потребностями к научному и культурно-историческому наследию в цифровой среде». МИНОТ РГГУ является партнером РГБС в практической реализации данного проекта. Сотрудниками МИНОТ в цифровых лабораториях университета с использованием аддитивных технологий создан ряд тактильных экспонатов. 31 марта в читальном зале библиотеки была организована выставка 3D моделей, портретов и рельефнографических материалов, посвященных творчеству Леонардо да Винчи. Выставка приурочена к 570-летию со дня рождения да Винчи, отмечаемому в 2022 году. На презентации выступили: директор РГБС Захарова Е.В., заместитель директора Елфимова Г.С., директор МИНОТ Кувшинов С.В., директор МУНЦ перспективных медиа технологий МИНОТ Харин К.В., президент ассоциации культурного и делового сотрудничества с Италией Куршаков М.В. Особым событием презентации стал аудиовизуальный спектакль «Вижу», автором, режиссером и исполнителем которого является известный общественный деятель Анастасия Валерьевна Павлова. На встрече присутствовали гости с ограниченными возможностями по зрению, которые отметили высокий уровень подготовленных тактильных моделей и аудиографических материалов.

В плановом порядке проводились практические работы Международной лаборатории интеллектуальной роботроники МИНОТ:

Специалисты Международной лаборатории Интеллектуальной роботроники МИНОТ под руководством В.Е. Пряничникова приняли участие в пробном пуске одного из трех цехов по производству инновационного теплоизоляционного и огнезащитного материала. Протестированы созданные программно-аппаратные средства, показавшие корректность разработанных алгоритмов управления оборудованием, имеющем мощность более 150 КВт, отмечено удобство наглядного отображения процессов и редактирования рецептур.

Завершилась разработка электронного блока для исследования подводных ультразвуковых сигналов. Электронный блок отправлен на испытания в ВолгГТУ.

Ведущий специалист МИНОТ д.т.н. Андреев В.П. подготовил материал по коллаборативной робототехнике и отличия ее от социальной и сервисной. Обозначил области применения и привел технико-экономические характеристики современных устройств. Особое внимание было уделено проблемам взаимодействия сервисных роботов с человеком. На мастер-классе по коллаборативной робототехнике директор МИНОТ Кувшинов С.В. дал ребятам советы по подготовке проектно-исследовательских работ для участия в конкурсе «Роботон МиР». На практической части под руководством директора МУНЦ перспективных медиатехнологий МИНОТ Харина К.В. ребята программировали шахматный манипулятор-тренажер. Тренажер предназначен для визуализации всемирно известных шахматных этюдов.

14 марта в рамках деловой программы Международной выставки INTOURMARKET 2022, проходившей в Экспоцентре, состоялось - заседание международного круглого стола «СНГ + МИР» - «Время профессионалов» на котором выступили директор МИНОТ РГГУ С.В. Кувшинов и доцент РГГУ А.К. Дениева. Организатор мероприятия - руководитель интеграционной международной программы «СНГ+МИР» А.В. Павлова. На круглом столе с докладом выступил директор МИНОТ Кувшинов С.В. который представил концепцию медиа-туризма с использованием сетевых технологий и ведущий специалист, доцент РГГУ Дениева А.К., которая рассказала о комплексном подходе использования технологий нейродиагностики для самоопределения молодых людей в современном обществе в рамках программы развития человеческого потенциала, которая была инициирована Фондом «Добрые игры» совместно с МИНОТ РГГУ в 2018 г., основная цель которой формирование здорового психологического климата для молодого поколения, а также поиск методов и технологий, способствующих изучению себя, своего сознания.

Ведущие специалисты МИНОТ приняли участие в семинаре» Философско-методологические проблемы искусственного интеллекта» Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований (НСМИИ РАН).

27 апреля состоялось очередное заседание Школы семинара VR и AR технологий. Модератором встречи выступили директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ Кувшинов С.В. и ведущий преподаватель РГГУ, соорганизатор Школы VR и AR Часовская Л.А. Тема встречи - «Дистанционные решения AR & VR для развития бизнеса и образования» вызвала особый интерес у студентов которые уже достаточно хорошо освоились в дистанционном обучении. Сооснователь комьюнити «Dyor» Игорь Ткачук принял участие в обсуждении проблем внедрения VR технологий, шлемов виртуальной реальности в бизнес процессы.

В МИНОТ РГГУ прошел Круглый стол «Виртуалистика и биоэтическое сопровождение технологий виртуальной, дополненной и заместительной реальностей, иммерсивного кинематографа». На круглом столе выступили Пронин Михаил Анатольевич, Институт философии РАН, с докладом «Виртуальный vs психотехнический эксперимент: эпистемологические сопоставления», Искандарян Рубен Александрович, «Предупреждение инцидентов во время виртуальной деятельности», Овчинникова Татьяна Николаевна, Московский социально-гуманитарный институт, «Виртуальная активность человека и её особенности», Королёв Андрей Дмитриевич, Институт философии РАН, «Можно ли „договориться“ с виртуальной реальностью?», Раев Олег Николаевич, Технологический университет имени дважды героя Советского Союза, лётчика-космонавта А. А. Леонова, Сергиево-Посадский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, «Время в виртуальной реальности» и Яманчева Юлия Михайловна, школа «Логос М», «Особенности организации и проведения учебного процесса в средней школе с использованием шлемов виртуальной реальности ClassVR».

Городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» в этом году прошла в шестой раз. На конференции ребята впервые представили свои исследования и проекты, связанные с медиакоммуникациями. МИНОТ РГГУ является официальным участником проекта Департамента образования и науки Москвы «Медиакласс в московской школе» и эксперты Института принимают активное участие в оценке работ заочного и очного этапов конференции.

Проекты и исследования участников были представлены в трёх тематических направлениях: «Многообразие науки», «Мегаполис как пространство успеха и социальной ответственности» и «Медиастарт».

Кроме того, в работе конференции приняли участие педагоги, которые поделились опытом организации проектной и исследовательской деятельности школьников и проведения междисциплинарных занятий с использованием учебного или научного оборудования. Предпрофессиональная конференция «Наука для жизни» является стартом для многих ребят, которые представляют свои разработки из разных областей науки и сфер жизни, от экологии и медицины до предпринимательства и агротехнологий, на суд профессионального жюри.

25 мая в ЦТПО РГГУ прошел финал конкурса историко-научно-исследовательских работ «Цифровая гуманитаристика». Конкурс ежегодно проводится Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ, ЦТПО РГГУ совместно с Институтом истории естествознания и техники РАН. Главная цель проведения конкурса - популяризация российской науки, формирование будущего научного сообщества и успешная социализации подростков в профессиональном сообществе.

В течение года участники прошли обучение по образовательным программам «Технологии гуманитарного знания в профессиях будущего», «История науки, техники и технологий» и выполнели творческие учебные историко-научные работы.. По единодушному мнению жюри лучшей работой была признана работа Арзамаскиной Виктории А. (школа «Дмитровский») «Трехмерное моделирование объектов культурного наследия».

Сотрудниками МИНОТ завершена инсталляция 3D панели с установленным программным обеспечением - виртуальной трехмерной художественной галереей. Инсталляция проведена в Музее-мастерской «3Da Vinci». Теперь посетители музея школьники и студенты смогут более осмысленно подходить к обсуждению новых форм трансформации традиционных произведений искусства в трехмерные формы.

3 июня в МИНОТ прошла защита творческих работ учащихся московских школ, обучающихся в инженерных, академических, предпринимательских и медиаклассах. Школьники подготовили свыше 30 проектов с использованием цифрового производственного оборудования РГГУ. В процессе практики они познакомились с университетом, побывали на экскурсиях в Музее-мастерской 3Da Vinci, Учебно-художественном музее имени И.В. Цветаева, посетили научную библиотеку РГГУ. Многие из работ имеют практическое применение в школе.

Насыщение образовательного пространства новыми технологиями - информационными, коммуникационными и технологиями персонального цифрового производства позволяют говорить о новой, качественно иной культуре образования. Дают возможность подготовить учащихся в среде, где их творческие интересные проекты должны оставаться не только на мониторе компьютера, но и быть материализованы в виде конкретных объектов.