РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Отчет по научной деятельности 2020/2021


Отчет о научной работе МИНОТ за 2020/2021 г.

За 2021 года Международный институт новых образовательных технологий (МИНОТ) продолжил работу по сопряжению учебного процесса и конкретных исследовательских задач посредством использования новых образовательных информационных, коммуникационных, производственных и аудиовизуальных технологий.

Международный учебно-научный центр перспективных медиа-технологий (МУНЦ) разрабатывает и внедряет в учебный процесс новые образовательные модели и соответствующие учебно-методические комплексы, а также распространяет эти достижения среди школьников, студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, сотрудников Университета.

Сотрудники Центра разработали новую образовательную программу «Цифровая гуманитаристика» с использованием технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей и сотрудников. В 2021 году дистанционно по данной программе прошли обучение 722 преподавателя РГГУ на курсах повышения квалификации.

МУНЦ МИНОТ проводит занятия и мастер-классы по программам дополнительного образования, образовательно-просветительские мероприятия «Университетские субботы», осуществляет техническую поддержку в организации работ МИНОТ по соглашениям с Департаментом образования и науки г. Москвы, поддерживает и обновляет экспозицию Музея-мастерской «3Da Vinci». На сайте Музея-мастерской «3Da Vinci» выложена обновленная версия панорам музея. Добавлено четыре видеофрагмента образовательных фильмов связанных с жизнью и творчеством Леонардо да Винчи. Ресурс предназначен для просмотра экспозиции музея в удаленном режиме, как на традиционном компьютерном мониторе, планшете или смартфоне, так и в шлемах виртуальной реальности. Экспозиция Музея-мастерской пополнилась несколькими экспонатами из серии: «Леонардо. Трактат о полете птиц», переданными известным российским художником по металлу Валентином Воробьевым. Композиции выполнены из стали ковкой и сваркой отдельных элементов.

В Международном учебно-научном центре перспективных медиатехнологий создан новый учебный видеографический материал «Беседы о механике да Винчи», представляющий собой видео лекции об инженерном творчестве Леонардо да Винчи. Особенность материалов в том, что в видеофильм интегрированы специальные фрагменты для активации дополненной реальности трехмерных изображений машин и механизмов да Винчи, просмотр которых возможен с помощью смартфона и предварительно установленного на него приложения «3Da Vinci AR» непосредственно в процессе просмотра фильма с экрана.

15 мая в рамках акции «Ночь в музее» в МИНОТ прошел вечер, посвященный мероприятиям, приуроченным к 570 годовщине со дня рождения Леонардо да Винчи. Директор МИНОТ Кувшинов С.В. и директор МУНЦ перспективных медиатехнологий РГГУ Харин К.В. провели экскурсии по залам музея-мастерской и рассказали об использовании экспозиции в учебном процессе РГГУ. На встрече была проведена презентация Российско-итальянского проекта, посвященного творчеству Леонардо да Винчи, которую вел президент Ассоциации культурного и делового сотрудничества с Италией Куршаков М.В. Проект «Ночь в музее» — международная акция, приуроченная к Международному дню музеев, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. Основной целью акции было показать ресурсы, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в экспозиции молодежь.

В сентябре 2021 года на территории Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Кузьминки-Люблино» МИНОТ РГГУ открыл выставку «Леонардо в 3D». Выставка подготовленная совместно с ассоциацией культурного и делового сотрудничества с Италией. «Леонардо в 3D» - это проект, посвященный синтезу искусств, наук, высоких технологий и образования. На выставке представлен вариант современного подхода к освоению творчества великого Леонардо да Винчи с использованием новейших цифровых производственных и презентационных технологий. На выставке представлены модели, выполненные по эскизам Леонардо и изготовленные на 3D принтерах в МИНОТ. С помощью технологии дополненной реальности и мобильного приложения «3Da Vinci AR» посетители могут «побывать» в творческой мастерской Леонардо да Винчи и увидеть анимированные изобретения да Винчи и даже сделать селфи с ними. Важной особенностью выставки является то, что она приспособлена для посещения людьми с ограниченными возможностями по зрению. Экспонаты можно воспринимать тактильно благодаря тому, что они выполнены объемно.

В рамках подготовки к новому учебного году в Музее-мастерской «3Da Vinci» проведены профилактические работы, и экспозиция пополнилась новым экспонатами: рельефами гербов французских королей Франциска I и Людовика XII. Кроме того, обновлена экспозиция голографической установки, демонстрирующей инженерные разработки да Винчи. В Музее-мастерской «3Da Vinci» появился новый экспонат – бюст Леонардо да Винчи, выполненный на станке комбинированной обработки пенополистирола (фреза+струна) СРП-114 «Эксперт». Работа выполнена партнерами МИНОТ РГГУ компанией «СРП» г. Новосибирск по трехмерной модели, разработанной специалистами института. Данный экспонат предназначен для демонстрации возможностей цифрового производства и использования оборудования в культурно-образовательных целях.

МУНЦ МИНОТ провел ряд мероприятий, посвященных 60-летию полета человека в космос: организована встреча с членом правления ТСПХ, руководителем творческого объединения «Созвездие видений», руководителем отделения Ассоциации музеев космонавтики России, членом Союза журналистов и Союза писателей России Д.В. Ярошевским. На встрече обсуждались вопросы совместного участия в организации культурно-образовательной экспозиции, посвященной 60-летию полета Ю.А. Гагарина в космос.

10-12 апреля МИНОТ принял участие в Международном фестивале «Пора в космос» на ВДНХ, который приурочен к празднованию 60-летия полёта Юрия Гагарина. С докладом «Человек и Вселенная: от мечты Леонардо да Винчи до полета Гагарина» выступил директор МИНОТ Кувшинов С.В. На выставке были представлены проекты учащихся ЦТПО РГГУ, выполненные с использованием аддитивных технологий. 12 апреля 2021 года в хромакей студии МИНОТ организовано вещание Международного марафона «Космос — пространство мира, дружбы и доверия», проводимого Российской ассоциацией международного сотрудничества (РАМС). Программа марафона и подключение участников из разных стран ставила своей целью сохранение мира и укрепление доверия между народами. Космическое пространство должно оставаться мирным, а его освоение служить интересам людей всего мира. В марафоне приняли участие летчики-космонавты из 10 стран: Томас Райтер - Германия, Кристер Фуглесанг - Швеция, Жан-Пьер Энере и Клоди Энере - Франция, Георгий Иванов - Болгария, Крис Хэдфилд - Канада, Арнальдо Тамайо Мендес - Куба, Жереми Рабино - Франция, Мирослав Гермашевский - Польша, Сон Хо Чжун - Южная Корея, Жугдэрдэмидийн Гуррагча - Монголия и Сергей Васильевич Авдеев – Россия. В завершение марафона выступил директор МИНОТ Кувшинов С.В., который поздравил всех участников марафона с праздником и отметил роль российской науки в воспитании и образовании будущих специалистов.

В 2021 году МУНЦ провел следующие научные, научно-практические и научно-образовательные мероприятия:

16 марта. – открытие очередного сезона работы Секции философии под эгидой МФО в Центральном доме ученых РАН. С докладом и презентацией «Цифровые технологии в гуманитарных науках» выступила сотрудник МИНОТ Ярославцева Е.И.

23 апреля прошел Молодежный симпозиум-олимпиада по истории авиации и воздухоплавания, посвященный 100-летию со времени жизни и творчества проф. Н.Е. Жуковского. В мероприятии приняли участие педагоги дополнительного образования, реализующие в школах программы по цифровым производственным технологиям. Олимпиада проводится МИНОТ РГГУ, Академией наук авиации и воздухоплавания, Союзом авиастроителей, Институтом истории естествознания и техники РАН и при поддержке Союза машиностроителей России. Главная цель проведения Олимпиады — популяризация российской авиастроительной отрасли, достижений науки и техники, формирование будущего сообщества инженеров и успешная социализация подростков в профессиональном сообществе.

15 - 16 апреля в МИНОТ проведена XIII Международная научно-практическая конференция «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях». За два дня конференции было заслушано 29 докладов в онлайн и офлайн форматах. По итогам конференции вышел из печати сборник «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях»: XIII Международная научно-практическая конференция, Москва, 15-16 апреля 2021 г.: Материалы и доклады / Под общей редакцией ведущего специалиста МИНОТ, президента гильдии кинотехников РФ О.Н. Раева. Материалы публикаций представляют интерес для кинематографистов всех специальностей, а также для студентов вузов, аспирантов, инженеров, операторов и других специалистов, в сферу интересов которых входят аудиовизуальные медиатехнологии.

21 сентября директор Международного учебно-научного центра перспективных медиа технологий МИНОТ К.В. Харин провел цифровой онлайн-практикум «Лазерная пирография: искусство – наука – новые технологии». Мероприятие проходило в формате вебинара совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки г. Москвы и стало первым в цикле подобных мероприятий сети ЦТПО г. Москвы в сезоне 2021-2022 уч. г. Участниками онлайн-практикума были учителя технологии и информатики московских школ, а также учащиеся, интересующиеся лазерными технологиями обработки материалов и применяющие их при выполнении творческих проектов. Также в вебинаре принял участие партнер МИНОТ РГГУ, генеральный директор представительства компании Trotec в России О.Ю. Трошинкин. Участники цифрового практикума познакомились с основными принципами технологии лазерной обработки материалов на примере резки и гравировки бумаги, картона, древесины и полимеров, получили советы о специфике подбора режимов обработки различных материалов. В режиме онлайн был показан полный цикл обработки материалов на лазерном гравере от создания макета до получения готового изделия. Также были продемонстрированы примеры реальных проектов московских школьников, выполненные в РГГУ с использованием лазерной пирографии.

18 ноября в РГГУ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарное измерение политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Событие было посвящено подведению итогов I этапа работы над проектом «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и обсуждению вопросов реализации комплекса мероприятий, направленных на оказание социальной поддержки представителям коренных малочисленных народов Севера. Для участников конференции сотрудниками МИНОТ провели экскурсии по Музею-мастерской «3Da Vinci», с рассказом об использовании в РГГУ новейших технологий для преподавания дисциплины «Цифровая гуманитаристика».

27 ноября прошел очередной городской конкурс «Инженерный старт», организованный Департаментом науки и образования г. Москвы среди учащихся московских школ, проходящих обучение в Центрах технологической поддержки образования. Конкурс проходил по трем номинациям: «Владение технологией», «Проектирование» и «Science-Art». От каждого ЦТПО на конкурс было выдвинуто 5 лучших работ. По результатам работы жюри учащиеся школы «Дмитрровский», проходившие обучение в ЦТПО РГГУ - Большакова Д. и Григорян А. завоевали 3-е место в номинации «Science-Art». В рамках мероприятия для руководителей ЦТПО был проведен круглый стол по проблемам дистанционного обучения в центрах, на котором выступил директор МИНОТ Кувшинов С.В. с рассказом об опыте организации дистанционных занятий в РГГУ.

Научной работой в МУНЦ занимается также входящая в его состав Международная лаборатория интеллектуальной роботроники.

Основное научное направление работы лаборатории - организация и использование в учебном процессе и исследовательской деятельности новейших достижений в области информатики, мехатроники и сенсорики. Основные направления работы лаборатории в условиях новой образовательной модели: построение специализированного учебного пространства с комплексом робототехнического оборудования, разработка специализированных учебно-методических комплексов и работа с профессорско-преподавательским составом для проведения занятий с использованием робототехнического оборудования.

В течение года лабораторией проведён цикл исследований и разработок технологии тиражирования сервисных роботов для решения задач телемедицины, используя лазерные, аддитивные и фрезерные станки с ЧПУ МИНОТ РГГУ для быстрого прототипирования. В рамках антиковидной программы, был предложен программно-аппаратный комплекс мобильных роботов для перемещения различных объектов между помещениями, разделёнными порогами и дверьми, включая въезд в «красные зоны» клиник. Роботы управляются удалённо через радиоканал с поста оператора, при этом минимизируется вмешательство оператора. Используются разработанные алгоритмы для автономной работы с использованием бортового вычислительного устройства и алгоритмов комплексирования данных от лидара и ультразвуковых сенсоров. Создана также технология генерации миссий мобильных роботов Амур-307 с интеграционным программным обеспечением и параллелизованным автоматическим планировщиком на языке PDDL исходя из маршрутной векторной карты, параметров перемещаемых роботами предметов и установленной на роботах оснастки. Работа робота возможна как в реальной, так и в виртуальной среде, с использованием эмулятора Webots и/или опираясь на собственные оригинальные разработки. Найденные решения позволяют в кратчайшие сроки производить изменения под требования заказчика и поставлять комплексы роботов, интегрируя их в имеющуюся инфраструктуру.

Развивая методы Индустрии-4.0, была разработана и реализована архитектура производственной зоны и управляющей промышленной автоматики, создана методология и имитационное программное обеспечение для логического анализа сотен рецептур и конструирования безопасного управления с дистанционным доступом.

На базе имеющегося 20 летнего опыта МИНОТ в разработке и изготовлении 12 научно-учебных роботов Амур-105, 205, 107, 307 была создана новая программно-аппаратных технология изготовления сервисных роботов и соответствующее интеграционное программное обеспечение для организации научно-учебных роботариумов. Для решения проблемы дальней связи между роботами и операторами в экстремальных условиях, в том числе через воздушные и спутниковые ретрансляторы, были исследованы вопросы создания высокочастотного контура управления наведением лазерных терминалов с использованием зрительной системы на ПЛИС для выстраивания обратных связей. На основе технических требований разработана архитектура системы наведения и исследованы точности наведения устройств, построена модель системы с учетом взаимного влияния приводов наведения и с замкнутым контуром управления.

Лабораторией 17 июня был проведен Научный семинар Международной научной школы «Интеллектуальная роботроника» (организаторы: профессор B. Katalinic (учредитель), проф. Ю.Ф. Голубев, проф. Ю.В. Подураев, к.т.н. С.В. Кувшинов, д.т.н. В.Е. Пряничников). В докладах на семинаре были обсуждены вопросы повышения надежности и эффективности робототехнических систем (подводных аппаратов, мобильных роботов, многозвенных манипуляторов) при появлении дефектов в исполнительных элементах, датчиках и при неучтенном изменении параметров в процессе функционирования.

Директор Международной лаборатории интеллектуальной роботроники МИНОТ РГГУ В.Е. Пряничников провел встречу со школьниками и студентами - участниками Молодежной секции международного симпозиума DAAAM International. Пряничников В.Е. рассказал о важности научных исследований в области робототехники, о мероприятиях, посвященных Году науки и технологий РФ в 2021. На встрече школьники получили сборники научных трудов и сертификаты участников симпозиума.

В течение года сотрудники лаборатории принимали участие в работе Объединенного семинара по робототехническим системам им. профессора А.К. Платонова ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, МИНОТ РГГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Под руководством д.т.н. Андреева Виктора Павловича развивается научное направление по разработке теории и методов создания робототехнических комплексов и систем с модульной архитектурой на основе пирамидальной (иерархической) топологии построения их вычислительных и управляющих систем. Исследования ориентированы применительно к практике создания мобильных роботов (МР) с супервизорным управлением, предназначенных для выполнения работ в экстремальных условиях и способных к оперативному реконфигурированию и динамическому дистанционному перепрограммированию. Социальный аспект проводимых исследований заключается в разработке методов создания управляемых робототехнических систем, позволяющих исключить необходимость выполнения работ человеком в агрессивных и опасных для жизни человека средах. Выполнен 3-годичный (2019-2021г.) Проект по фундаментальным исследованиям «Разработка распределённой модульной архитектуры с иерархической топологией информационно-измерительной и управляющей системы робототехнических комплексов с целью распараллеливания и интеллектуализации вычислительных процессов управления и обеспечения их оперативного реконфигурирования, и дистанционного динамического перепрограммирования».

В рамках Проекта предложен функционально-модульный подход к построению архитектуры Системы управления (СУ) робототехнических систем (РТС), в основу которого положен принцип полной функциональности модулей. Были выделены следующие функции СУ МР, реализуемые в виде полнофункциональных модулей: общесистемное управление, транспортная, информационная, технологическая, энергетическая и коммуникационная. Тогда все СУ модулей можно объединить в локальную вычислительную сеть(ЛВС), в которой каждый модуль – это узел ЛВС, и свойство реконфигурируемости, присущее ЛВС, переходит на сетевую структуру СУ РТС. В результате существенно сокращается трафик межмодульного информационного взаимодействия, что даёт возможность использовать такие надёжные и хорошо зарекомендовавшие себя коммуникационные каналы,как CAN, I2C и т.п. Проведённые эксперименты показали, что стандартная модульная архитектура с двухуровневой иерархией (“Master-workers”) не способна обеспечить реализацию режима реального времени на встраиваемых вычислительных устройствах. Для решения обозначенной проблемы предложено дальнейшее развитие модульной архитектуры – разбиение полнофункциональных модулей на полнофункциональные подмодули (субмодули) с целью создания многоуровневой иерархической (пирамидальной) сетевой топологии системы управления. Это позволяет распределить вычислительную нагрузку каждого из модулей группы Masters между его субмодулями. Принцип организации СУ на уровне субмодулей был исследован на примере полнофункционального транспортного модуля (ТМ). Сетевая организация информационного взаимодействия между субмодулями внутри группы Workers (а также с их Master) позволяет реализовать оперативную реконфигурацию посредством использования соответствующих драйверов, аналогично операционной системе Windows, способной посредством драйверов сразу опознавать подключённое устройство и работать с ним. Тогда оказывается возможным использование разработок модулей и субмодулей разных производителей для сборки РТС заданной функциональности на месте проведения работ.

Проведённые исследования позволили выработать требования к методу межмодульной коммуникации. Анализ показал, что протокол UAVCAN наиболее соответствует сформулированным требованиям. Протокол UAVCAN уже включает в стандартной поставке возможности динамического перепрограммирования. Исследования в области мультиагентных систем (МАС) показали, что в предложенном подходе к созданию РТС с распределённой архитектурой СУ наблюдается целый ряд аналогий с мультиагентными системами (МАС). Полагаем, что использование методов и принципов организации МАС позволит решить проблему максимальной автономности РТС за счёт повышения «интеллектуальности» их систем управления. Для оценки работоспособности предложенной иерархической структуры СУ мобильного робота было проведено компьютерное моделирование в программной среде MATLAB (Simulink): симуляция движения робота, состоящего из транспортного модуля (ТМ), модуля интеллектуального управления (МИУ) и сенсорного модуля ближнего радиуса действия (СМБД). Натурное моделирование ТМ на изготовленном макете транспортного модуля с модульной и субмодульной архитектурой подтвердило результаты компьютерных симуляций структуры «Master-Worker group» как основного элемента иерархической архитектуры СУ РТС. В рамках проекта разработан и изготовлен сенсорный модуль, состоящей из ультразвуковых (УЗ) и инфракрасных (ИК) дистанционных датчиков. Комплексирование показаний разнородных датчиков выполнено с помощью искусственной нейронной сети (ИНС), реализованной на микропроцессоре. Экспериментально показано успешное использование ИНС в цепи обратной связи в СУ движением автономного МР для его безопасного движения в недетерминированной среде. Разработанная на основе функционально-модульного подхода к реализации СУ РТС многоуровневая иерархическая (пирамидальная) сетевая архитектура позволит в перспективе решить целый ряд проблем, связанных с построением реконфигурируемых мобильных РТС: обеспечение режима реального времени независимо от возрастающих требований к автономности РТС, оперативная реконфигурация модульных РТС в режиме «plug and play», возможность собирать РТС из модулей различных производителей, удешевление производства РТС за счёт унификации модулей, снижение энергопотребления и массогабаритных параметров РТС за счёт использования в системах управления модулей и субмодулей микропроцессоров невысокой производительности.

2-4 июня 2021г. в Санкт-Петербурге прошла 32-я Международная научно-техническая конференция «Экстремальная робототехника». В её работе в качестве члена программного комитете принял участие сотрудник МИНОТ РГГУ д.т.н. Андреев В.П. На конференции был представлен доклад: Андреев В.П., Ким В.Л., Лущекин Ю.Е. «Субмодуль управления бесколлекторным двигателем постоянного тока для гетерогенного мобильного робота».

В рамках этого научного направления в МИНОТ РГГУ разработана новая образовательная междисциплинарная программа дополнительного образования «Социальная (коллаборативная) робототехника». Программа подготовлена в Центре технологической поддержки образования в рамках мероприятий «Школа современных технологий: от реалий настоящего к возможностям будущего». Авторы составители: проф., д.т.н. Андреев В.П., доц., к.т.н. Кувшинов С.В.

В 2021 г. вышла в свет монография «Интеллектуальная роботроника. Проектно-исследовательская деятельность учащихся и студентов с использованиемс модульных коллаборативных робототехнических систем». Учебно-методическое пособие для организации дополнительного образования. М.: Издательство «ОнтоПринт», 2020. Коллектив авторов, сотрудников МИНОТ: Андреев В. П., Ким В. Л., Кувшинов С. В., Марихина В.П., Плетенев П.Ф., Пряничников В.Е., Тарасова В.Э., Харин К.В.
В монографии представлена разработка реальных мобильных роботов и мехатронных устройств, освоение теоретических и технологических положений, которые позволяют говорить о новом подходе к обучению, который назван «Интеллектуальная роботроника». Работа содержит как оригинальные материалы и результаты, так и богатые справочно-обзорные разделы, посвященные особенностям проектирования роботов, манипуляторов и сенсорных устройств.

В ЦТПО МИНОТ были продолжены работы по подготовке учащихся инженерных и академических классов. Специалистами завершены работы по нивелировке промышленного манипулятора, имитирующего шахматный тренажёр. Учащиеся в рамках своих творческих работ теперь смогут легко программировать розыгрыш шахматных этюдов, таким образом совершенствуясь как в программировании, так и в игре в шахматы.

15 сентября в ЦТПО РГГУ состоялось рабочее совещание по применению результатов научных исследований в области модульной робототехники в разработках Государственного научного центра Российской Федерации «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (ГНЦ РФ ЦНИИ РТК). На совещании присутствовали профессор МГТУ «СТАНКИН» д.т.н. Андреев Виктор Павлович и его аспиранты, а также директор международного учебно-научного центра перспективных медиа-технологий Харин К.В. и Директор-главный конструктор ГНЦ РФ ЦНИИ РТК, доктор технических наук Лопота А.В. Андреев В.П. и его аспиранты Ким В.Л. и Плетенев П.Ф. представили доклады с презентациями своих разработок. Со стороны ГНЦ РФ ЦНИИ РТК был проявлен значительный интерес и было предложено сотрудникам научного коллектива приехать в Санкт-Петербург в ЦНИИ РТК для встречи с разработчиками экстремальных роботов и выработки форм дальнейшего сотрудничества.

7 октября ведущий специалист ЦТПО Международного института новых образовательных технологий РГГУ, д.т.н. Андреев В.П. прочитал лекцию «Коллаборативная, социальная и сервисная робототехника в научно-техническом творчестве школьников». Мероприятие проходило дистанционно в формате вебинара совместно с Городским методическим центром Департамента образования и науки г. Москвы и стало вторым в цикле подобных мероприятий сети ЦТПО г. Москвы. Участниками мероприятия стали преподаватели робототехники и информатики московских школ, у также учащиеся, интересующиеся робототехникой. Андреев В.П. познакомил слушателей с технологиями коллаборативной, социальной и сервисной робототехники, дал советы по организации дополнительного образования в научно-техническом творчестве школьников в рамках робототехнической тематики, а также проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере конкурса компетенций «Роботон МиР». Итогом вебинара стала видеоэкскурсия по роботариуму ЦТПО РГГУ.

За отчетный период роботариум МИНОТ пополнился новым роботизированным устройством - подводным дроном Gladius mini от компании Сhasing Innovation. В персональном подводном дроне весом 2,5 килограмма и размером 385 x 226 x 138 мм уместились самые передовые достижения в области подводной съемки. GLADIUS MINI - дрон, способный опускаться на глубину до 100 метров. На него установлена камера 4K UHD и прожектора суммарной мощностью 1200 люмен. Все это позволяет снимать четкое видео высокого разрешения на большой глубине. Кроме творческих задач Gladius способен решать огромный спектр профессиональных задач, таких как инспекция подводных сооружений, судов, поисковые операции, инспекции инфраструктуры и, конечно же, спасательные операции. Дополнительное удобство обеспечивает совместимость с VR технологиями и трансляция изображения в реальном времени с разрешением 720р. VR технологии расширяют сферу применения до образовательных и даже развлекательных целей. Дрон используется для учебно-исследовательской деятельности учащихся и формирования навыков дистанционного управления.

Одним из важных направлений работы МИНОТ является развитие программ инновационного творчества и предпринимательских инициатив молодежи. Данным направлением в МИНОТ занимается Центр технологической поддержки образования (ЦТПО). ЦТПО обеспечивает:

С этой целью в ЦТПО МИНОТ в апреле был проведен конкурс предпрофессиональных умений для учащихся академических классов московских школ. Конкурс организован Московским центром качества образования (МЦКО) Департамента образования и науки Москвы и РГГУ, как оператором проведения Конкурса. МЦКО обеспечивает информационное сопровождение Конкурса и является площадкой проведения теоретического этапа. Вузы разрабатывают конкурсные задания и обеспечивают проведение практического этапа. Участники Конкурса предпрофессиональных умений – обучающиеся 11-х инженерных, академических (научно-технологических), ИТ классов. МИНОТ РГГУ проводит на своей базе конкурс по направлениям «История и теория развития науки и техники», «Мобильная робототехника, управляющие и сенсорные системы роботов», «Лазерные технологии трехмерного моделирования», «Лазерные технологии резки и гравировки материалов». На конкурс по данному направлению подали заявки более 50 учащихся прошедших теоретический этап.

В течение 2021 г. МИНОТ принимал активное участие в развитии проекта Департамента образования и науки г. Москвы «Медиакласс в московской школе». Был организован ряд совещаний и пилотных мероприятий в рамках этого проекта. Сотрудники МИНОТ провели для учащихся и педагогов ряд образовательных мероприятий в виде мастер-классов и дистанционных экскурсий.

9 октября в рамках Университетских суббот в Центре технологической поддержки образования РГГУ прошла презентационная сессия «Нейродиагностика и нейрочат: прорывные технологии 21 века», которую провела основатель «Клуба талантов», доцент РГГУ, сотрудник МИНОТ к.п.н. Дениева А.К.. В рамках программы развития человеческого потенциала Фонда «Добрые игры» в партнерстве с МИНОТ проект нейродиагностики был опробован в образовательных целях для формирования системы прогноза развития навыков и компетенций, позволяющей в дальнейшем определить профессиональную траекторию развития у абитуриентов и студентов.

14 октября в Московской Международной школе в Перово состоялась лекция директора Международного института новых образовательных технологий РГГУ Кувшинова С.В. на тему «Успешный старт в медиапрофессии будущего» и доцента Дениевой А.К. на тему «PR-мастерство». На встрече присутствовали ученики 10-х классов Московской Международной школы, участники проекта «Медиакласс в московской школе».

В рамках проекта «Медиакласс в Московской школе» состоялась встреча тематического клуба, на которой представители школ смогли послушать выступления и задать вопросы экспертам из российских вузов и к представителю «Газпром-медиа холдинга». На встрече выступила Дениева А.К. которая отметила, что направление «Реклама и связи с общественностью» - это та специальность, которая учит тому, как продвинуть свою идею или проект. Такой запрос исходит от самих школьников. Очень важно принимать осознанный выбор будущей профессии ещё в школе, чтобы время работало на вас.

13 ноября в методическом центре Департамента образования г. Москвы состоялся мастер-класс для преподавателей, кураторов проекта «Медиаклассс в московской школе» на тему «PR-коммуникации в социальных сетях». Мастер-класс провели куратор направления «Реклама и связи с общественностью» проекта «Медиакласс» от РГГУ, Дениева А.К. и к.ф.н. специалист по развивающим технологиям МИНОТ Ярославцева Е.И. На мастер-классе эксперты рассказали о роли социальных коммуникаций в современном информационном обществе, об опыте проведения совместной работы в рамках PR-лаборатории РГГУ в социальной сети.

25 ноября в МИНОТ состоялась презентация пособия «Реклама и связи с общественностью», подготовленного авторским коллективом преподавателей РГГУ в рамках проекта «Медиакласс в Московской школе».

Специалисты МИНОТ провели занятия с педагогами московских школ-участниц проекта «Медиакласс в московской школе» в количестве 50 человек по Программе дополнительного профессионального образования «Основы теории коммуникации» в рамках партнёрства РГГУ и Департамента образования и науки г. Москвы. По результатам обучения были выданы документы о повышении квалификации государственного образца.

В рамках продолжающейся работы МИНОТ по проектам инклюзивного образования, 21 мая в институте прошло совещание с ведущими специалистами Российской государственной библиотеки для слепых во главе с директором Захаровой Е.В. На встрече обсуждались вопросы совместного участия РГГУ и РГБС в проекте по созданию базы развивающих трехмерных пособий для людей с ограниченными возможностями по зрению. Сотрудники МИНОТ представили коллегам 3D модели, распечатанные на трехмерных принтерах по тематике творчества Леонардо да Винчи, и познакомили с учебно-образовательной экспозицией университета, построенной на тактильном восприятии артефактов.

За активное участие в организации и проведении мероприятий в рамках Детского фестиваля науки на Воробьёвых горах Центром технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ получена благодарность.

На Всероссийском конкуре на лучшую научную книгу 2020 года, проходившем в июне 2021, проводимом Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений коллектив МИНОТ (авторы учебного пособия «Интеллектуальная роботроника») стал лауреатом.

В 2021 году, в связи с 20-летием МИНОТ, в адрес университета поступил ряд приветственных телеграмм из различных научных и образовательных учреждений со словами благодарности за сотрудничество.