РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Новости


«Диаспоральная чувствительность: формирование контркультурной идентичности в музыкальных практиках "черной" Атлантики» 19.05.2016

«Диаспоральная чувствительность: формирование контркультурной идентичности в музыкальных практиках "черной" Атлантики»

ЦБИ приглашает на заседание научно-исследовательского семинара магистратуры по изучению диаспор, где с докладом «Диаспоральная чувствительность: формирование контркультурной идентичности в музыкальных практиках "черной" Атлантики» выступит Марк СИМОН, канд. полит. наук, в.н.с. Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС, преподаватель программы «Международная политика» МВШСЭН.

Начиная с первой половины 1990-х годов, понятие «диаспора» (в его анти-эссенциалистской трактовке) активно применяется сразу в нескольких дисциплинах: этномузыковедении (ethnomusicology), социальной антропологии, культурных исследованиях (cultural studies), а также в постколониальной теории. Своеобразная точка пересечения между указанными исследовательскими направлениями обнаруживается в работе британского культуролога Пола Гилроя «Черная Атлантика: модерность и двойственное сознание», посвященной африканской диаспоре западного полушария. Один из ключевых сюжетов этой книги – анализ различных форм «черной музыки», в которых, по мнению автора, проявляется «диспоральная чувствительность». Последняя понимается Гилроем как напряженность между бытием-в-движении (routes) и укорененностью (roots). Речь идет об особой форме идентичности, конституированной не наличием единого корня, а опытом нахождения в (пост)миграционной ситуации и сопутствующей ей социальной дискриминации. Гилрой характеризует культуру «черной Атлантики» как «контркультуру модерности», указывая, что ее ритуалы необходимо рассматривать, в первую очередь, как способ сопротивления колониальной власти.
В рамках семинара будут критически отрефлексированы основные тезисы, предложенные Полом Гилроем в указанной работе, а также реконструирован контекст теоретических дебатов, в котором она была написана. Тема будет актуализирована на примерах таких музыкальных жанров, как спиричуэлс, джаз, соул, фанк, регги, хип-хоп, а также “world music”.

Семинар состоится 23 мая, в понедельник, в 19.00, в 317 ауд.
Для не обладающих пропуском в здание запись по адресу judaica.rggu@gmail.com.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru