Кафедра теоретической и исторической поэтики
Кафедра теоретической и исторической поэтики – структурное подразделение Института филологии и истории РГГУ.
Контактные данные:
Миусская пл., д. 6, к. 7, каб. 278.
Тел. (495) 2506844
E-mail:
dep_ktip@rggu.ru
Заведующая кафедрой:
Полина Сергеевна Казаринова
Динара Сайруллаевна Сабитова
Сведения о кафедре
Кафедра теоретической и исторической поэтики была создана одновременно с открытием Историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета в 1992 году. Основатель и первый заведующий кафедрой – д-р филол. наук, профессор Натан Давидович Тамарченко (1940–2011). С февраля 1999 по июнь 2019 года кафедрой заведовал д-р филол. наук, профессор Валерий Игоревич Тюпа, с сентября 2019 года – канд. филол. наук, доцент Виктория Яковлевна Малкина. Большое значение для формирования кафедры как научного и педагогического коллектива имело участие в ее работе д-р филол. наук, проф. Самсона Наумовича Бройтмана (1937–2005), пришедшего в РГГУ в 1993 году.
Свою деятельность коллектив кафедры строит на концепции литературного произведения как специфического (художественного) высказывания, на базе современной поэтики как системы актуальных теоретических понятий в историческом освещении, а также на идее первостепенной значимости анализа художественного текста для интерпретации его смысла и углубленного изучения его исторического значения. Методологическим фундаментом сложившейся на кафедре научно-педагогической школы являются идеи и труды М.М. Бахтина и А.Н. Веселовского, а также основы анализа художественных текстов, разработанные А.П. Скафтымовым.
Название кафедры отражает научные и педагогические приоритеты ее сотрудников. Теория литературы преподается студентам историко-филологического факультета РГГУ на всем протяжении их обучения и складывается из целой серии оригинальных (авторских) курсов. Центральное место при этом занимают «Теоретическая поэтика» и «Историческая поэтика», которые вместе с «Введением в теорию и историю литературы» вошли в двухтомный учебник, созданный сотрудниками кафедры (С.Н. Бройтман, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа) и опубликованный в 2004 г. издательским центром «Аcademia» (потом многократно переизданный). В том же издательстве выпущены в свет хрестоматии-практикумы по теоретической и исторической поэтике. В течение первых трех семестров параллельно с этими курсами проходит обучение студентов анализу текстов эпической прозы, лирических стихотворений и драматургии. И в этом направлении сотрудниками кафедры созданы специальные пособия: «Анализ художественного текста» (В.И. Тюпа) и хрестоматии по анализу эпической прозы и лирического стихотворения. Названные учебные дисциплины сопровождаются курсами стиховедения, истории отечественного и зарубежного литературоведения и др.
Столь полное, основательное и системное изучение теории литературы пока не имеет аналогов в мировой практике высшего филологического образования. В то же время оно опирается на отечественные традиции. Это учебник Б.В. Томашевского «Теория литературы. Поэтика», изданный в 1925–1931 гг. и переизданный (со вступительной статьей и комментариями) усилиями сотрудников кафедры в 1996 г.; это книга М.М. Бахтина (изданная под именем П.Н. Медведева) «Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику» (1928; 1993) и, наконец, «Лекции по структуральной поэтике» Ю.М. Лотмана (1964). Что же касается дисциплины «Историческая поэтика», то ее систематическое изложение С.Н. Бройтманом в отдельно изданном пособии (2001), а затем в составе двухтомного учебника в точном смысле слова уникально. До названных изданий и практической деятельности этого ученого и педагога такая дисциплина нигде не преподавалась. Конечно, и здесь решающее значение имела опора на отечественную традицию: на работы А.Н. Веселовского и А.А. Потебни, а также на исследования М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, П.А. Гринцера, Л.Е. Пинского и др.
Приоритетными направлениями исследовательской работы кафедры являются общие вопросы специфики художественного дискурса, компаративная нарратология, в частности, поэтика литературных жанров, историческая поэтика, а также культурологические исследования литературных практик в аспекте визуальности. В научной деятельности кафедры в последнее десятилетие можно выделить три ведущих направления: нарратологические исследования (рук. В.И. Тюпа), изучение визуального в литературе (рук. В.Я. Малкина, С.П. Лавлинский (1960-2023)), изучение актуальной словесности (Ю.В. Доманский). По названным направлениям кафедра систематически проводит международные конференции; публикует авторские и коллективные монографии, сборники научных трудов, осуществляет подготовку периодических изданий: Новый филологический вестник (Web of Science) и Вестник РГГУ (филологическая серия).
Кафедра постоянно взаимодействует с близкими ей научными коллективами в РФ (Тверской, Кемеровский, Самарский, Воронежский, Санкт-Петербургский, Московский, Балтийский. Уральский университеты, Новосибирский, Екатеринбургский, Коломенский педагогические университеты, Институт мировой литературы РАН, Институт филологии Сибирского отделения РАН, Пушкинский дом) и за рубежом (университеты Гамбурга, Фрайбурга, Эрфурта, Галле, Лозанны, Кракова, Торуни, Седльце, Будапешта, Еревана, Токио, Пекина, Ханоя). Представители кафедральной научной школы являются активными участниками Европейского нарратологического сообщества (ENN).
Преподаватели кафедры
- Андрей Евгеньевич Агратин, канд. филол. наук
- Юрий Викторович Доманский, д-р филол. наук, проф.
- Елена Ивановна Зейферт, д-р филол. наук, доцент
- Виктория Яковлевна Малкина, канд. филол. наук, доцент
- Алексей Евгеньевич Масалов, канд. филол. наук
- Юрий Владимирович Подковырин, канд. филол. наук, доцент
- Валерий Игоревич Тюпа, д-р филол. наук, проф.
- Владимир Леонтьевич Шуников, канд. филол. наук, доцент
In memorial
Реализуемые образовательные программы
Кафедра теоретической и исторической поэтики принимает участие в реализации большинства образовательных программ бакалавриата и магистратуры в Институте филологии и истории, а также реализует программы магистратуры и аспирантуры.
Бакалавриат
- Направление 45.03.01 Филология
- Профили:
- Зарубежная филология (компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации)
- Зарубежная филология (Славистика и центральноевропеистика)
- Отечественная филология (Новейшая русская литература: творческое письмо)
- Отечественная филология (Русский язык и межкультурная коммуникация)
- Прикладная филология (иностранные языки)
- Направление 50.03.01 Искусства и гуманитарные науки
- Профиль:
- История театра и кино: театральная и кинокритика
Дисциплины
- Актуальная словесность
- Анализ художественного текста
-
Введение в литературное источниковедение
-
Введение в литературоведение
-
Введение в поэтику
-
Введение в прикладную филологию и филологическое источниковедение
-
Введение в теорию и историю литературы
-
Введение в теорию коммуникации
-
Информационные технологии в филологии
-
Историческая поэтика
-
История и методология литературоведения
-
Коммуникативные стратегии художественного письма
-
Компаративная риторика
-
Поэтика наррации
-
Методика и дидактика литературного образования
-
Основы стиховедения
-
Современная русская драма
-
Теоретическая поэтика
-
Теория литературы
-
Циклизация литературных произведений
Магистратура
Теория литературы и литературное образование
С 2016 года кафедра реализует магистерскую программу «Теория литературы и литературное образование» (направление 45.04.01 – Филология).
Магистерская программа «Теория литературы и литературное образование» рассчитана на всех, интересующихся литературой, её изучением и преподаванием, на выпускников гуманитарных факультетов вузов, на школьных учителей – то есть на тех, кто хочет усовершенствовать свой филологический профессионализм.
Программа рассчитана на то, что в процессе обучения магистрант обретает соответствующие современным научным представлениям знания по теории литературы и литературному образованию, а вместе с этим – по теории и истории искусства (музыки, кино, живописи), по философии, по психологии.
Кроме обязательных дисциплин, учебный план включает также спецсеминары и научно-исследовательскую деятельность, основанную сугубо на личных пристрастиях каждого студента. В процессе обучения магистрант получает возможность делиться результатами своих изысканий на конференциях, на семинарах, на страницах научных и популярных изданий. И, конечно, реализуется педагогическая практика, позволяющая попробовать себя не только в роли учёного, но и в роли преподавателя.
Углубленное понимание литературного текста и умение как донести его до аудитории, так и научить аудиторию пониманию текста – вот то, что обретают наши студенты по ходу обучения.
Выпускники магистратуры применяют своё образование главным образом в преподавании, будь то в средней или высшей школе, в исследовательской деятельности (многие продолжают обучение в аспирантуре), в специализированных изданиях и проектах, ориентированных на литературу, и многих других гуманитарных отраслях.
В 2025 году набор по-прежнему будет осуществляться на очно-заочную (вечернюю) форму обучения. Это значит, что занятия будут в вечернее время, т.е. можно полноценно работать. Кроме того, будет меньше аудиторной нагрузки и больше работы в режиме индивидуальных консультаций.
Бюджетные места на 2025 год: ждем КЦП
Договорные места на 2025 год: ждем КЦП
Срок обучения: 2 года и 4 месяца
Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста
Вступительные испытания: устное собеседование (анализ художественного текста)
Программа вступительного испытания (скачать)
Подробнее об условиях поступления в магистратуру см.
в разделе Приемная кампания 2024
Дисциплины
1 семестр
- Актуальные проблемы литературоведения
- Методология исследовательской деятельности и академическая культура
- Современные проблемы компаративистики
- Современные образовательные технологии
- Проблемы исторической поэтики
- Эстетическая деятельность и литературный процесс
- История и методология мирового литературоведения
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
2 семестр
- Актуальные проблемы лингвистики
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Информационные технологии в филологии
- Теория коммуникации и литературное образование
- Современные образовательные технологии
- Проблемы исторической поэтики
- Поэтика лирики
- Поэтика драматургии
- Поэтика эпики
3 семестр
- Межкультурное взаимодействие
- Теория культуры и литературный процесс
- Философские проблемы литературоведения
- Рецептивная культура читателя
- Возрастные ступени литературного образования
- Литература и визуальность
- Литература и музыка
- Поэтика кино
4 семестр
- Жанровые стратегии художественного письма
- Поэтика циклизации и поэтика фрагментарности
- Современная поэзия
- Современная проза
- Современная драматургия
- Герменевтика художественного текста
- Поэтика имплицитного повествования
Дополнительная информация о магистратуре
Также кафедра принимает участие в реализации других образовательных программ магистратуры по направлению 45.04.01 Филология
Направленности:
- Классическая русская литература и актуальный литературный процесс в социокультурном контексте
- Компаративистика и сравнительно-историческое изучение литератур
- Цифровое германское лингволитературоведение
- Межкультурная коммуникация: язык, история и литература России и Италии
- Славянские языки и литературы в европейском контексте
-
- Русский язык как иностранный и межкультурная коммуникация
- Фольклористика и мифология
Дисциплины
- Актуальные проблемы литературоведения
- Информационные технологии в филологии
-
История русской драмы
-
История русской эпической прозы
-
Методология исследовательской деятельности и академическая культура
-
Современные образовательные технологии
Аспирантура и докторантура
Кафедра теоретической и исторической поэтики РГГУ осуществляет подготовку аспирантов по направлению 45.06.01 – Языкознание и литературоведение, по научной специальности 5.9.3. "Теория литературы".
Кафедра представляет ведущую научную школу в области отечественной теории литературы и поддерживает активные исследовательские контакты с зарубежным литературоведением. Методологические основания школы были заложены в трудах М. М. Бахтина и А. Н. Веселовского. Обучение в аспирантуре по кафедре теоретической и исторической поэтики предполагает приобщение начинающих исследователей к данной научной школе, из которой выросло уже немало ученых.
Наша аспирантура позволит глубже войти в научный контекст современного литературоведения, участвовать в конференциях, публиковаться в журналах и сборниках. Защиты по специальности 5.9.3 – Теория литературы будут проходить в диссертационном совете РГГУ 24.2.366.06 (утвержден приказом Минобрнауки России от 30 марта 2023 года № 572/нк.).
Диссертации по специальности «Теория литературы» сосредоточены на постановке, освещении и решении фундаментальных теоретических проблем – на материале произведений как русской, так и зарубежных литератур (возможно в их сопоставлении). Выбор материала, как правило, осуществляется самим аспирантом.
Круг проблем, актуальных для профессоров кафедры (в качестве научных руководителей диссертационных исследований):
- литературное творчество в отношении к эстетике и риторике (В. И. Тюпа)
- мифопоэтика литературы (В. И. Тюпа)
- историческая поэтика (В. Я. Малкина)
- нарратологический анализ художественного письма (В. И. Тюпа)
- поэтика эпики и эпических жанров (В. И. Тюпа, Ю. В. Доманский)
- поэтика драматургии (Ю. В. Доманский)
- поэтика лирики (В. Я. Малкина)
- жанровые стратегии лирики (В. И. Тюпа)
- поэтика циклизации (В.И. Тюпа, Ю. В. Доманский)
- поэтика исторической памяти (В.Я. Малкина)
- визуальное в литературе (В. Я. Малкина)
- филологическое изучение актуальной словесности (Ю. В. Доманский)
- поэтика звучащего текста (Ю. В. Доманский, В. Я. Малкина)
- гротескное и фантастическое в литературе (В. Я. Малкина)
Вы можете связаться с предполагаемым научным руководителем или с заведующей кафедрой по адресу dep_ktip@rggu.ru и задать все интересующие вас вопросы.
В аспирантуру сдается один вступительный экзамен по специальности - теории литературы - устно (скачать программу вступительного экзамена).
Конкурс общий на направление "Языкознание и литературоведение", в 2024 году 6 бюджетных мест.
Кроме того, учитываются индивидуальные достижения - публикации, участие в конференциях и т.д. Перечень необходимых документов, подробности о подаче документов, о вступительных экзаменах и прочем можно найти на сайте Аспирантуры РГГУ.
Также возможно соискательство или прикрепление к кафедре для подготовки и защиты докторской диссертации.
Спецсеминары
Важной составляющей научно-образовательной деятельностью кафедры являются научно-исследовательские семинары (спецсеминары), которые объединяют преподавателей, аспирантов и студентов всех уровней и направлений подготовки. Цели спецсеминаров – совместная работа над избранными научными проблемами, проведения конференций и семинаров, составление и издание сборников научных трудов и коллективных монографий, подготовка курсовых, выпускных квалификационных работ, диссертаций.
Спецсеминар Сергея Петровича Лавлинского (1960-2023) и Виктории Яковлевны Малкиной.
Спецсеминар направлен на освоение различных феноменов визуального в литературе, а также способов их рецептивного и научного постижения.
Вместе с тем, объектом рассмотрения на занятиях спецсеминара становятся художественные и нехудожественные тексты, в той или иной мере связанные с экспликациями визуального в литературе. К ним относятся, с одной стороны, живописные, кинематографические, театральные, фотографические феномены, с другой, философские, искусствоведческие и культурологические работы.
В этом отношении спецсеминар, являясь в первую очередь филологическим, теоретико-литературным, тяготеет к междисциплинарности. Разнообразные формы работы – рецептивной, исследовательской, креативной, проектной – позволяют не только изучить феномен визуального в литературе, но и научиться тому, с каких сторон можно подходить к научной (и не только) работе и, самое главное, куда двигаться дальше.
Таким образом, спецсеминарское общение убеждает участников: наука – это не «скука скучная», а приключение, не только описание свойств отчужденного от тебя «визуального предмета», но прежде всего открытие себя самого как видящей личности читателя и исследователя, прояснение горизонтов собственных гуманитарных перспектив.
Руководитель – Валерий Игоревич Тюпа
Научный семинар по компаративной нарратологии посвящен углубленному изучению поэтики разнообразных по своей природе повествовательных текстов различных исторических эпох и национальных литератур. Семинар развивает одно из новейших научных направлений современного гуманитарного знания и преследует цель вовлечения студентов в активную учебно-исследовательскую деятельность, ориентированную на написание выпускной квалификационной работы и на перспективу дальнейшего научного роста
Помимо студентов бакалавриата и магистратуры участие в работе семинара принимают аспиранты и преподаватели РГГУ и некоторых других вузов России, а также зарубежные ученые. Наиболее удачные доклады обычно оформляются в статьи и получают рекомендацию к публикации.
Коллективная работа семинара направлена на выявление и сопоставительное исследование нарративных стратегий как закономерных явлений историко-литературного и общекультурного процесса. Участие в семинаре предполагает овладение системой нарратологических категорий, проблематикой нарратологических исследований, технологией и возможностями нарратологического анализа. Выбор литературного материала для индивидуальной исследовательской работы осуществляется самостоятельно (при консультативном участии ведущего преподавателя).
В текущем году проблематика семинара расширена и включает в себя вопросы перформативности художественного письма, составляющей основное родовое отличие лирики от нарративности эпоса. Исследование художественной перформативности является развитием аналитического научного опыта, накопленного нарратологией.
Научный семинар кафедры теоретической и исторической поэтики для аспирантов, магистрантов и студентов
Координатор – Алексей Евгеньевич Масалов
Академическое сообщество – это не только написание статей и докладов, но и профессиональный диалог, дискуссии, несогласие. Все это, как нам кажется, необходимые навыки для организации научной среды и интеграции в неё.
Поэтому мы решили упростить получение этих навыков посредством семинара, на котором мы будем обсуждать научные работы друг друга, дискутировать, узнавать что-то новое в области поэтики, а затем готовить эти работы к публикации.
В текущей ситуации необходимо научиться научному диалогу, восприятию критики не как личной обиды, а также умению грамотно отвечать на критику со стороны коллег. Ведь именно дискуссия делает науку живой!
Все это, а также комфортная атмосфера, чай и печеньки ждут вас на этом семинаре.
И если у вас проблемы с поэтикой, и даже если их нет, то приходите – ждём всех!
Выслушаем! Обсудим! Поможем с публикацией!
График работы семинара будет выстраиваться в зависимости от обстоятельств.
Курсовые и выпускные квалификационные работы, диссертации
Выбор темы курсовой работы производится студентом самостоятельно, при помощи предполагаемого научного руководителя. Руководить курсовыми работами могут все преподаватели кафедры
Круг тем курсовых работ по кафедре теоретической и исторической поэтики предполагает исследование какой-либо теоретико-литературной категории и анализ одного или нескольких художественных произведений в свете этого понятия.
Анализ в данном случае означает систематическое и опирающееся на научные понятия описание структуры художественного текста. Интересующий автора курсовой работы аспект или элемент этой структуры рассматривается как выделенный в самом произведении, т.е. доминирующий. Анализ должен быть направлен на установление функций этого элемента в составе целого, а в конечном счете – на выявление целесообразности всей структуры в свете художественной задачи автора- творца.
Что касается изучения теоретической категории, то, прежде всего, необходим связанный с ним обзор научной литературы, т. е. характеристика научных исследований, связанных с важнейшим для данной курсовой работы понятием теории литературы. Далее, следует рассмотреть литературу о творчестве этого писателя (нескольких авторов) или о произведении (ряде произведений), которые представляют собой предмет анализа.
Таким образом, работа должна содержать анализ художественного текста в свете определенной теоретико-литературной проблемы и на его основе – убедительную интерпретацию одного или нескольких литературных произведений. Для этого необходимы полнота научного описания структуры текста и произведения (в определенном аспекте) и направленность этого описания на определение функций, соответствия «заданию» автора-творца.
Работа может быть написана на любом материале, как российском, так и зарубежном, созданном в любое время, в том числе и с использованием анализа других видов искусств (музыка, живопись, фотография, кино, театр и др.), однако с акцентом именно на вербальной составляющей. Но тема ВКР в итоге обязательно должна включать в себя компаративный аспект, т.е. сопоставления произведений словесного искусства, принадлежащих к разным национальным культурам.
Также ниже вы можете посмотреть список избранных курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалавров и магистров) за несколько последних лет, подготовленных на кафедре теоретической и исторической поэтики, а также кандидатских и докторских диссертаций, защищенных под руководством преподавателей кафедры по специальности 10.01.08 - Теория литературы. Текстология (филологические науки) и (с 2021 года) по специальности 5.9.3. "Теория литературы".
Курсовые работы
- Дуброво М.С. Поэтика ужаса в прозе Л. Андреева: визуальные и нарративные стратегии
- Домбровская А.А. Нарративные стратегии в цикле У. Фолкнера «Сойди, Моисей»
- Кириллова А.О. Поэтика сна в романе Дж. Джойса «Улисс»
- Моксенкова Д.Ю. Пространство и время в изображении Италии у А. А. Блока в «Равенне» и Д. Леопарди «All’ Italia» («К италии»).
- Гусарова Е.Е. Смыслообразующая роль игры в страну-мечту в романе К. Серени «Игра в королевства»
- Аблёзгова Д.В. Хронотоп в творчестве английских поэтов-метафизиков
- Филлипов Г.А. Система заглавий в альбоме: The Gray Chapter группы Slipknot
-
Сямина А.А. Смыслообразующая роль немецких цитат в альбоме «Майн Кайф?» группы «Агата Кристи»
- Забалканская Д.О. «Чужое слово» в драме К. Стешика «Летели качели»
- Баркова А.В. Особенности жанра в пьесе И.Вырыпаева «Солнечная линия»
- Иванова С.С. Особенности системы точек зрения в романе М. Петросян «Дом, в котором...»
- Бесова А.В. Функционирование феномена множественной личности в романе Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана»
- Егорова А.А. Топоc семьи в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
- Сабитова Д.С. Взрослый мир глазами ребенка в произведениях Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» и «Мальчик на вершине горы»
- Булатова А.С. Гротескно-фантастическая образность в поэмах Н.А. Заболоцкого
- Богданова Т.Б. Жанр элегии в лирике Антонио Мачадо
- Мисник М.А. Поэтика цвета в рассказе Е. Замятина «Девушка»
- Першина Е.А. Поэтика ужаса в рассказах Ю.В. Мамлеева «Отражение»
- Легостаева В.Е. Циклизация в альбоме «Nevermind» рок-группы Nirvana
- Савенкова Е.В. Аллюзии и реминисценции в романе А.В. Понизовского «Принц Инкогнито»
- Перевозовская А.В. Пространство и время в романе Е.Г. Водолзакина «Авиатор»
- Пронин М.В. Сравнение как средство художественной выразительности в стихотворениях Леонида Аронзона
- Исаева М.В. «Братья Карамазовы»: роман о людях, а не об архетипах
- Целоватова М.К. Нарративная структура новеллы А.П. Чехова «Спать хочется»
- Сальникова Е.А. Мифопоэтическая схема «мирового древа» в русскоязычной лирике
- Кокнаева А.И. Литературная поэтика водной стихии
-
Шмакова А.Н. Лирический субъект как циклообразующий элемент в рэп-альбоме «Сказки для Кейто группы «Есть Есть Есть»
-
Афанасьева Е.В. Абстрактный хип-хоп как направление русской современной поэзии
-
Железнякова Д.Д. Функционирование мотива пути в родовых планах поэмы В.В. Ерофеева «Москва – Петушки»
-
Рывкина О.А. Мотив карнавального смеха над смертью в драмах А. Введенского и Е. Сабурова
-
Шахнович О.С. Категория пространства и времени в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил»
-
Филина Н.Г. Универсальные циклообразующие связи в автобиографическом прозаическом сборнике Юрия Буйды «Прусская невеста»
-
Матюнина А.С. Нарративная стратегия рассказа А.П. Чехова «Невеста»
-
Каюмова М.М. Феномен ремейка в новейшей драме (на материале пьесы «Метель» В. Сигарева)
-
Серова Е.В. Приём «сцена на сцене» в пьесе Л. Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»
-
Гопошко М.К. Семантика заглавия цикла Л. Петрушевской «Реквиемы»
-
Руднева М.В. Нарративная стратегия повести В.П. Аксёнова «Звёздный билет»
-
Артемчук А.А. Особенности библейского нарратива.
-
Пахомова В.М. «Чужое слово» в лирике Константина Арбенина
-
Пронина Т.Д. Оды Мандельштама в контексте лирических жанровых традиций
-
Степанова К.С. Лирический субъект альбомных контекстов Д. Арбениной (альбом «Тригонометрия»)
-
Хатилина С.Е. Читатель в структуре рассказов Владимира Сорокина
-
Дарашвили Я.К. Инвариантная структура готического романа в американской литературе
-
Каменева А.С. Миф о комнате Даниила Хармса как часть автобиографического мифа писателя
-
Левина Е.Л. Мотивы Англии и Лондона в русской поэзии Серебряного века (Осип Мандельштам, Марина Цветаева)
-
Светикова Т.А. Мотивный комплекс инициации в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
-
Старцева Л.Т. Поэтика лирики и фотографии: сравнительный анализ
Выпускные квалификационные работы (бакалавров)
- Домбровская А.А. Нарративные универсалии национально-герметичных художественных миров (У. Фолкнер, В. Распутин, Ф. Искандер).
- Кириллова А.О. Поэтика сна в романах М. Пруста «В сторону Сванна» и Дж. Джойса «Улисс»
- Лыкова В.А. Структура текста стихотворной пьесы (классическая европейская и современная русская драматургия)
- Гонцова К.Н. Поэтика автокомментария в «Западно-восточном диване» И.В. Гете и «Подражаниях Корану» А.С. Пушкина
- Гусарова Е.Е. Поэтика игры в воображаемую страну (Г. Белых и Л. Пантелеев, Л. Кассиль, К. Серени)
- Кормилкина А.Л. Репрезентация лагерного опыта в прозе России и Италии: память и культурная травма
- Мизина М.В. Поэтика биографического романа (М. Булгаков и П. Киньяр)
- Моксенкова Д.Ю. Категории пространства и времени в изображении Италии (стихотворения Д. Леопарди и А. Блока)
- Салманова Н.С. Двоемирие и зеркальность в прозе Э.Т.А. Гофмана и русских символистов
- Сулаева А.О. Визуальные аспекты повестей-сказок «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла и «Аня в стране чудес» В. Набокова
- Чумакова А.Ю. Мифопоэтика романа воспитания («Волшебная гора» Т. Манна и «Земля» М.Ю. Елизарова)
- Эйрамджанц А.А. Категории топоса и эмблемы в исторической динамике: «Любовь, что движет миром…»
- Аблёзгова Д.В. Хронотоп в творчестве И. Бродского и английских поэтов-метафизиков
- Сагдатуллина Г. И. Поэтика авантюрно-философской фантастики («Улитка на склоне» А. и Б. Стругацких и «День триффидов» Д. Уиндема)
- Царская А.С. Рецептивная функция парактекстовых элементов в испанской и русской драматургии («Метод Гронхольма» Ж. Гальсерана и «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана)
- Разухина К. Э. Поэтика воображаемого мира героя в малой модернисткой эпической прозе
- Сабитова Д. С. Воображаемый мир ребенка в произведениях Д. Бойна, А. Тор и М. Фредрикссон
- Бесова А.В. Воображаемая реальность в романах Д. Киза «Таинственная история Билли Миллигана» и М.-О. Мюрай «Умник»
- Филиппов Г.А. Поэтика метаромана второй половины ХХ века («Школа для дураков» Саши Соколова и «Назову себя Гантенбайн» М. Фриша)
- Алейникова С.В. Библейские аллюзии в структуре повествования («Школа для дураков» Саши Соколова и «Земля воды» Г. Свифта)
- Баркова А.В. Поэтика исторического времени («Жизнь и судьба» В. Гроссмана и «Европейское воспитание» Р. Гари)
- Фирсова Г.П. Поэтика редупликации («Фальшивомонетчики» А. Жида и «Труды и дни Свистонова» К. Вагинова)
- Гаджиева Д.М. Поэтика композиции в романах Г. Гессе «Степной волк» и Вл. Набокова «Отчаяние»
- Кузнецова А.И. Позиции автора, героя и читателя в модернистской прозе («Клуб убийц букв» С. Кржижановского и «Бартлби и компания» Э. Вила-Матаса)
- Бахтина П.С. Коллективный персонаж в произведениях В. Гюго и А. С. Пушкина
- Евдокимова А.Д. Система персонажей в романах европейского романтизма («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и «Грозовой перевал» Э. Бронте)
- Егорова А.А. Топика семьи в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и романе Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»
- Смирнова М.В. Топика вина в лирике А. Ахматовой, О. Мандельштама, Г. Гейма и Г. Тракля
- Сямина А.А. «Чужое» слово в русском роке: немецкий претекст
- Богданова Т.Б. Поэтика жанра элегии в творчестве А. Мачадо, У.Б. Йейтса и И.А. Бродского
- Иванова С.С. Система точек зрения как структурообразующий элемент в магическом реализме («Дом, в котором...» М. Петросян и «Педро Парамо» Х. Рульфо)
- Исаева М.В. Авантюрная нарративная стратегия в романистике В. Гюго и Ф. М. Достоевского («Человек, который смеется» и «Преступление и наказание»)
- Новикова К.А. Мифопоэтика пространства и времени в драматургии А.П. Чехова и Т. Уильямса («Чайка», «Вишневый сад», «Орфей спускается в ад», «Стеклянный зверинец»)
- Семенова Д.С. Поэтика аномального нарратива (Ш. Рамю и Л. Андреев)
- Белякова А.С. Концепция времени в циклах Б.Л. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго» и Р.М. Рильке «Дуинские элегии»
-
Девятьярова Т.Д. Соотношение лирического и эпического в романах Р.М. Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» и Андрея Белого «Записки чудака»
-
Егорычева А.М. Античные и библейские мотивы в новейших оперных либретто (на материале хип-хоп оперы «Орфей и Эвридика» и рок-оперы «Jesus Christ Superstar»)
-
Зуева А.Д. Визуальный гротеск в фантастических произведениях Э.А. По и А. Погорельского
-
Казаринова П.С. Взаимодействие гротескного и музыкального в произведениях С. Кржижановского и Х. Кортасара
-
Кудрявцева Л.М. Неомиф в русской и зарубежной литературе конца ХХ в.
-
Шабанова В.В. Циклизация в российской и зарубежной рок-поэзии (на материале альбомов групп «Сплин» и «Joy Division»)
-
Афонина Н.К. Циклообразующая функция заглавия и лирического субъекта в альбомах рок-групп России и Германии: Валентин Стрыкало и «Puhdys» («Пудис»)
-
Белова Д.А. Цитата, реминисценция, аллюзия в художественном тексте: особенности рецепции (Макс Фрай и Терри Пратчетт)
-
Быкова В.Ю. Ситуация перемещения во времени в фантастической литературе ХХ в. (Герберт Уэллс и русская фантастика: Стругацкие, Кир Булычёв, Вл. Войнович)
-
Задубровская М.А. Субъектно-объектные отношения в циклообразовании альбомов российских и швейцарских рок-групп: «Сплин» и «Lacrimosa» («Лакримоза»)
-
Коняхина С.С. Циклизация и фрагментарность в современной литературе (Михаил Елизаров, Владимир Сорокин, Джон Фаулз)
-
Лясникова А.А. Кризис индивидуальной идентичности в отечественной драматургии 1960-х – 2000-х гг.: культурно-типологические аспекты
-
Муратова А.Д. Ситуация перемещения во времени в романе Евгения Водолазкина «Авиатор»: традиции авантюрно-фантастической литературы и их трансформация
-
Витвицкая К.И. Проблема художественной целостности («Дневник Сатаны» Л. Андреева и «Тайна Эдвина Друда» Ч. Диккенса)
-
Егорова А.А. Смыслообразующая функция заглавия в драматургии М. Метерлинка и В. Брюсова
-
Тентюкова Ю.Д. Смыслообразующая роль драматургической ремарки («Бег» М.А. Булгакова и «Дом, где разбиваются сердца» Дж.Б. Шоу)
-
Гендлина В.В. Трансгрессия как способ конструирования субъекта в неподцензурной поэзии 1960-1980-х годов
-
Чиркун Д.В. Специфика функционирования либретто А. Усачёва и М. Бартенева в формировании сценического пространства TODD
-
Ельницкая А.А. Категория музыкального в художественном тексте (Л. Толстой, Т. Манн, А. Грин, Г. Гессе) »
-
Емец О.Ю. Нарративное время в «Белых ночах» Ф.М. Достоевского и «Орландо» В. Вульф
-
Уланова А.Ю. Нарративный компонент в лирике М.Ю. Лермонтова и Б.Л. Пастернака»
-
Мирзаханян А.С. Поэтика сюжета о Снегурочке: интерпретация разными видами искусств
-
Мочалина Н.Д. Неосинкретизм в лирике Б. Пастернака и Х.Р. Хименеса
-
Задирко Е.С. Нарративная интрига у А. и Б. Стругацких и С. Лемма
-
Шибаева О.Д. Жанр новеллы в творчестве Д.К. Джерома и Н.А. Тэффи
-
Сабирова Д.Н. Форма сна в лирике С. Есенина и А. Мачадо
-
Буянов А.Д. Трансформация жанражития в «Жизни Василия Фивейского» Л. Андреева и «Игре в бисер» Г. Гессе»
-
Григорьян А.А. Механизмы вариантообразования в переводах стихотворений Эдгара По на русский и французский языки»
-
Ноздрина М.Г. Формы эпики в русской и зарубежной литературах начала XX века»
-
Редькова Н.Д. Субъектная организация лирических циклов (У. Уитмен и Zемфира)»
-
Пахомова Ю.Э. Неосинкретизм в творчестве В. Маканина и рассказе Р. Акутагавы «В чаще»
-
Зыкова А.А. Поэтика коммуникативных неудач в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад» и А. Стриндберга «Пляска смерти»
Выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации)
2023 год
- Акимова В. Д. Поэтика и рецепция концептуального альбома: «Стена» группы «Пинк Флойд»
- Вересович Л. В. Визуальное в лирических циклах В. Маяковского «Париж» и «Стихи об Америке»
- Кондратьева А. И. Эстетика и поэтика комического в книге пьес Е. Водолазкина «Сестра четырех»
- Котова Л. А. Знак в рок-поэзии (на материале текстов Бориса Гребенщикова)
- Мисник М. А. Поэтика цвета в рассказах Е. Замятина и А. Грина
- Рогатко А. С. Жанр романа-антиутопии в поэтике постмодернизма («Теллурия» и «Манарага» В. Сорокина)
- Сабитова Д. С. Историческая память и точка зрения ребенка («Книга Давида» С. Далагера и «Когда я вернусь» Й. Б. Бунде)
- Суравенкова А.А. Катастрофичность Петербургского мифа в романе О. Стрижака «Мальчик»
- Сямина А. А. Визуальное в презентации персонажа: Локи в современной литературе и кино
- Тарасенкова К. А. Нарративная стратегия романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
- Тарасова И. М. Нарративная стратегия романа «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина
2022 год
- Булатова А.С. Наблюдатель в художественной реальности «Смешанных столбцов» Н. А. Заболоцкого
- Казаринова П.С. Категория музыкального в эпической прозе (Г. Гессе, С. Кржижановский, Х. Кортасар, Н. Гейман)
- Красников Я.Е. Сценические нарративы в драматургии А. П. Чехова
- Толстошеева Д.Б. Роман К. Ярмыш «Необыкновенные происшествия в женской камере № 3» как «тюремный палимпсест»
- Холдоенко К.Н. Смыслообразующая роль авторской пунктуации в поэзии Геннадия Айги
2021 год
- Архипенкова А.В. Своеобразие художественного мира в романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
- Белякова А.С. Историческая поэтика рождественского сюжета в русской лирике
- Быкова В.Ю. Условность в изображении ребёнка в фантастическом мире (на примере английской, американской и русской фантастики ХХ века)
- Коняхина С.С. Рецептивный аспект постмодернистского повествования («Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева и «Школа для дураков» Саши Соколова)
- Манецкая Н.Р. Герой-читатель в повести-сказке Михаэля Энде «Бесконечная история» и одноименной экранизации Вольфганга Петерсона
- Позднякова Д.М. Оппозиция «свой-чужой» и поиск идентичности в афроамериканской прозе Октавии Батлер
- Смирнова А.А. Функции интертекстуальности в развитии персонажа (образ миссис Дэллоуэй)
- Тагунова А.М. Семантика и функции зооморфного образа: кот в мировой литературе XIX–XXI вв.
- Титанюк А.Е. Становление пейзажа в русской художественной прозе
- Явцева А.В. Культурные коды в лирических текстах Ильи Кормильцева (музыкальный альбом «Подполье», 2001)
2020 год
Калмыкова П.К. Миры художественный и реальный в «автобиографических» произведениях («Другие берега» В. В. Набокова и корпус рэп текстов Оксимирона)
Мукан Д.С. Поэтика портрета в малой прозе В. Набокова и Ю. Олеши
Пьянкова Ю.И. Литературный потенциал киносценария в рамках исследований памяти и травмы: «Сталкер» братьев Стругацких и Андрея Тарковского и «Чернобыль» Крейга Мезинга
Еременко А.А.. Урбанистическая нарративность Х. Кортасара. («Книга Мануэля» и рассказы)
Рамадан М. Художественная функциональность сновидений в произведениях М. А. Булгакова
2019 год
-
- Арнаутова Д.П. Событийность рассказывания в романе М. Петросян «Дом, в котором…»
- Бакаева А.В. Поэтика повествования в «Рассказах 1922–1924 гг.» М. Горького
- Беляева Н.П. Эволюция лирического героя Юрия Шевчука: на материале альбомов ДДТ 1980–2018 гг.
- Закирова А.Р. Поэтика романа С. Лема «Солярис» и его освоение в средней школе
- Косенко В.А. Экранизация как тип креативной рецепции драматургического произведения
- Мирзаханян А.С. Историческая поэтика образа Снегурочки
- Соловьева Н.М. Лирический субъект С. Довлатова в контексте его эпистолярия: специфика художественного мира
2018 год
- Аверин В.В. Дидактический потенциал визуальных искусств в литературном образовании
-
Агаева С.Э. Проблема автора и категория авторства в путевой прозе Дж. Стейнбека («Русский дневник» и «Путешествие с Чарли в поисках Америки»)
-
Малиновская М.Ю. Межродовая гибридизация в современной поэзии (на материале творчества Ф. Сваровского)
-
Ноздрина М.Г. Поэтика циклизации в литературе и культуре рубежа XX–XXI веков
-
Сызранова М.В. Поэтика гротескно-фантастической драматургии и технология ее освоения в средней школе
Диссертации
На соискание уч. ст. кандидата филологических наук
- Маркова А.С. Поэтика транскультурного символа: голубой цветок в немецкой, англоязычной и русской литературе
- Акбарзадех Н. Поэтика перевода как компаративная проблема (на материале переводов русской литературы в Иране)
- Молчанова Д.А. Мифопоэтика интертекстуальных комплексов (на материале "кавказского текста" русской литературы)
- Аксенова А.А. Аксиологические и рецептивные аспекты визуального в литературе
- Ефименко А.Е. Фигура аналепсиса и порождение наррации
- Петухова У.В. Взаимодействие музыкального и визуального в жанре романа в стихах
- Масалов А.Е. Морфология метаболы в поэтическом языке метареализма
- Леонова Е.Ю. Поэтика гротеска и абсурда в детской литературе (на материале произведений российских авторов XX-XXI вв.)
- Ли Д. Х. Коммуникативные стратегии постсимволистской металирики (на материале поэзии Б.Л. Пастернака)
- Крюкова Е.В. Типы и функции палимпсеста в юмористическом фэнтези (на материале произведений Терри Пратчетта
- Морева Ю.С. Поэтика трансформации авторской книги стихов (на материале творчества русских поэтов первой трети ХХ века
- Джун М. Значение трудов М.М. Бахтина для становления современной нарратологии
- Бердникова М.А. Жанровая специфика художественного пространства : полифонический роман Ф.М. Достоевского
- Зеленин Д.А. Поэтика книжной эмблемы
- Кириленко Н.Н. Жанровый инвариант и генезис классического детектива
-
Судосева И.С. Поэтика интерьера в художественной прозе
-
Дрейфельд О.В. Воображаемый мир героя как понятие теоретической поэтики
-
Хорева Л.Г. Жанр новеллы и традиции анекдота (на материале испанской литературы)
-
Драч И.Г. Поэтика романа монтажа (на материале американской, немецкой и русской литератур)
-
Ким М. Философско-филологическая концепция тела в работах В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М.Бахтина»
-
Лаврова Н.Л. Историческая поэтика мотива (Смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса)
-
Лобанова Г.А. Описание как доминанта повествовательной структуры (на материале рассказов И.А. Бунина, Г. Гессе, Б.А. Пильняка и Г. Гофмансталя)
-
Беляева И.С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма (на материале произведений Владимира Набокова)»
-
Гурович Н.М. Портрет персонажа в структуре эпического произведения: гротескный и «классический» типы»
- Зусева В.Б. Поэтика метаромана : "Дар" В. Набокова и "Фальшивомонетчики" А. Жида в контексте литературной традиции
- Рогова Е.Н. Элегический модус художественности в литературном произведении
- Угрехелидзе В.Г.Поэтика социально-криминального романа : западноевропейский канон и его трансформация в русской литературе XIX века: "Большие надежды" Ч. Диккенса и "Подросток" Ф.М. Достоевского
- Михалева А.А. Герой-двойник и структура произведения: Э.Т. Гофман и Ф.М. Достоевский
- Полякова А.А. Готический канон и его трансформация в русской литературе второй половины XIX века: На материале произведений А.К. Толстого, И.С. Тургенева и А.П. Чехова
- Шуников В.Л. "Я"-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии
- Кудрина М.В. Жанровая структура рассказа
- Григорьева Н.Я. Концептуализация писательского труда в русской литературе 1920-30-х г.
- Павлов А.М. Проблема читателя в эстетике литературного модернизма: Креативно-рецептивные аспекты лекционного дискурса В. Набокова
- Ким Х.Е. Стихотворения И. Бродского как метатекст: На материале книги "Часть речи"
- Польшикова Л.Д. Интонация как проблема поэтики
-
- Федунина О.В. Поэтика сна в романе: "Петербург" А. Белого, "Белая гвардия" М. Булгакова, "Приглашение на казнь" В. Набокова
- Каспина М.М. Сюжеты об Адаме и Еве в свете исторической поэтики : На материале древней и средневековой еврейской и славянской книжности
- Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX - начала XX века
- Полякова Е.А. Поэтика драмы и эстетика театра в романе: На материале романов "Идиот" Ф. М. Достоевского и "Анна Каренина" Л. Н. Толстого
На соискание уч. ст. доктора филологических наук:
- Подковырин Ю.В. Инкарнация смысла в практике художественного письма
- Гримова О.А. Нарративная интрига в современном отечественном романе
- Козьмина Е.Ю. Жанровые трансформации в авантюрно-философской фантастике ХХ века
- Жиличева Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920–1950-х гг.)
- Озкан В.Б. Метароман как проблема исторической поэтики
- Данилина Г.И. Принцип историчности: концепция исторической поэтики А.В. Михайлова
- Кузнецов И.В. Риторические стратегии литературного дискурса (на материале русской словесности XI – XIX вв.)
- Прохоров Г.С. Поэтика художественно-публицистического единства (на материале литературы периода классического посттрадиционализма)
- Федяева Т.А. Диалог и сатира : На материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века