8 декабря 2020 года кафедрой иностранных языков ФМОиЗР ИАИ РГГУ в онлайн формате была проведена II Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом вузе». В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ, кафедры иностранных языков РГГУ, представители других вузов и зарубежные гости.
Много внимания в докладах исследователей уделялось проблемам внедрения цифровых технологий в образовательную среду вуза. Утверждалось, что ввиду вызванного велением времени изменения подходов к организации учебного процесса исключительную значимость приобретает компьютерная грамотность преподавателей. Методисты подчеркивали, что условия дистанционного образования требуют понимания преподавателями необходимости освоения новых цифровых реалий в профессиональной деятельности и включения этих аспектов в перечень профессиональных функций педагога. Цифровая грамотность не является свойством, стихийно приобретаемым педагогом, ее формирование, развитие и совершенствование должно быть осознанным и управляемым.
Отмечалось, что интерактивный характер обучения имеет много положительных сторон, в числе которых, как указали выступавшие, – широкие возможности дифференцированного подхода к учащимся. В частности, дифференциация обучения была весьма эффективна при создании групп дебатов в сессионных залах Zoom. Интерактивные формы проведения занятий также позволили использовать технологию «мозгового штурма» (англ. Brainstorming). Как способ коллективного поиска истины и креативный метод решения задач, мозговой штурм стимулировал интуитивное мышление студентов, порождал оригинальные идеи и инновационные стратегии, повышал эффективность принимаемых решений, способствовал проявлению обучаемыми активной жизненной позиции и, самое важное – приводил к интегрированию и накоплению языковой и профессиональной информации.
В то же самое время, как признавали ораторы, при онлайн формате обучения иностранному языку наблюдались трудности, заключающиеся в многочисленности объектов контроля, в новых специфических объектах такого контроля, невозможности контролировать некоторые виды деятельности студентов. Выражались сомнения и относительно некогда поставленной во главу угла «мультизадачности» обучения, равно как и сопутствующей этому явлению смены видов активности, которая способна негативным образом отразиться на результатах учебного процесса.
В компаративных исследованиях участники международной конференции подвергли анализу условия, сопутствующие изучению иностранного языка, с одной стороны, и овладение родным – с другой. Потенциальным продуктом обоих процессов, как считают ученые, выступает смысл, который при коммуникации на родном языке порождается, обсуждается, принимается или отклоняется непосредственно или близко к моменту коммуникации, а при иноязычной коммуникации выступает как пост-рефлексия, осуществляемая уже после завершения коммуникативного акта.
В ряде представленных докладов обсуждались цели иноязычной подготовки в вузе. Высказывалась идея, что важнейшей задачей должно стать формирование у студентов способности функционировать в качестве субъектов международного образовательного пространства, осуществляющих межкультурную коммуникацию в профессиональной и научной деятельности. В таких условиях особую значимость приобретает овладение студентами иноязычным риторическим дискурсом, позволяющим «выстроить» определенную корректную структуру речевого поведения, чтобы, защищая и отстаивая интересы своей страны, не нарушить сложившиеся добрососедские отношения между государствами. Возникновение новых сфер сотрудничества приводит к появлению множества новых понятий и по этой причине, считают исследователи, влечет за собой необходимость вербального обозначения данных понятий – создания базового терминологического словаря.
Подверглись анализу психологические механизмы, лежащие в основе процесса овладения иностранным языком. Доказывалось, что использование в обучении двух факторов стимуляции мнемической деятельности – усвоения системы ориентировочно-исполнительских операций мнемического действия и организации повторения иноязычного материала в ситуации общения – приводят к высокому уровню овладения иностранным языком. Сопоставлялись условия и динамика становления репродуктивного и реконструктивного воспроизведения иноязычной речи; определялась степень влияния на их формирование каждого из двух факторов активизации мнемической деятельности. Особое внимание уделялось исследованию значимых изменений в характеристиках функционирования долговременной и кратковременной памяти, а также в уровнях готовности памяти к воспроизведению иноязычной речи.
На конференции было детально рассмотрено состояние сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». В рамках этой парадигмы исследовались всевозможные модели обучения, одна из которых – андрагогическая – анализировалась в условиях дистанционного образования. Возраст студентов позволял успешно применять эту модель, в которой ведущая роль в организации процесса обучения на всех его этапах принадлежала самому обучающемуся, ибо в рамках этой методики именно обучаемый выступал как активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. При этом высказывалась мысль, что чем больше свойств и особенностей личности обучающегося учитывалось в учебном процессе, тем успешнее протекал процесс овладения обучающимися коммуникативной компетенцией.
Были также представлены исследования, посвященные проблемам перевода, лексикологии, стилистики. Вводилось понятие компаративного подхода в изучении иностранного языка; рассматривались возможности ознакомления студентов с основными видами языковых трансформаций; исследовались вопросы организации, оптимизации и контроля самостоятельной работы студентов, применения «метода молчания» (Silent Way) в аудиторной работе как способа формирования навыков самостоятельной работы обучаемых; выделялись причины эффективности методик коммуникативного подхода в активизации разных видов памяти обучающегося – образной, ситуативной, эмоциональной и творческой; ставились вопросы обеспечения помощи студенту в высшем учебном заведении.
Результаты научных исследований участников конференции будут внедрены в учебный процесс.