РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Майзульс Михаил Романович

Кафедра/Центр

Учебно-научный центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени

Должность

Научный сотрудник

Биографические сведения

Окончил Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока РГГУ (2004 г.), Французский университетский колледж при МГУ (2004 г.) и Высшую школу социальных исследований (EHESS) в Париже (2005 г.; диплом DEA по средневековой истории). В 2007-2014 гг. - преподаватель ЦМБ РГГУ.

Сфера научных интересов

  • История западноевропейского Средневековья;
  • Визуальная антропология и средневековая иконография;
  • Религиозное и политическое иконоборчество;
  • Католическая и православная демонология;
  • Визионерские тексты и практики.

Публикации

Автор более 60 научных и научно-популярных работ
Книги:
  1. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М.: Индрик, 2011 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
  2. Анатомия ада. Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Форум, 2013; 2-е изд. М.: Форум, 2014; 3-е изд. М.: Форум, 2018 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
  3. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. М.: АСТ, 2018; 2-е изд. М.: АСТ, 2019 (в соавторстве с С. Зотовым, Д. Харман).
  4. Мышеловка св. Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем. М.: Слово, 2019. Статьи:
  5. «Если ты Бог – защищайся! Католические модели протестантского иконоборчества // Одиссей. Человек в истории. 2015-2016. М., 2017. С. 281-349.
  6. Наказание святых: благочестивое богохульство в Средние века и Раннее Новое время // Государство, религия и церковь в России и за рубежом, 2017, № 2. С. 15-51.
  7. Глаза в глаза: средневековые демоны и их враги // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 2017. М.: Индрик, 2017. С. 257-301.
  8. Ослепить святого и ослепить дьявола: читательская агрессия в средневековых рукописях // Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии. М.: РГГУ, 2014. С. 44-124.
  9. Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть? (часть 1) // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 3. М.: Индрик, 2014. С. 165-206; Коса, крылья и нимб: как изобразить Смерть? (часть 2) // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 4. М.: Индрик, 2015. С. 39-106.
  10. «Зачем ты рисуешь меня таким уродливым?» Дьяволовы портреты и дьяволовы обиды // О вере и суевериях: сборник статей в честь Е.Б. Смилянской / сост. В.Е. Борисов; отв. ред. Д.И. Антонов. М.: Индрик, 2014.С. 25-84.
  11. Проклятые деньги Иуды Искариота // Фетиш и табу. Антропология денег в России. М.: ОГИ, 2013. С. 413-434 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
  12. Бес за спиной: жесты дьявола в древнерусской иконографии // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. C. 107-140.
  13. Смерть в древнерусской иконографии: конструирование образа // In Umbra: Демонология как семиотическая система: Альманах. Вып. 1. М.: Изд. РГГУ, 2012. С. 151-198.
  14. Демоны, монстры и грешники: негативные персонажи в пространстве древнерусской иконографии // Одиссей. Человек в истории. 2010, 2011. М.: Наука, 2012. С. 144-198 (в соавторстве с Д.И. Антоновым).
  15. Реальность символ и символ реальности в визионерском опыте Средневековья // Одиссей. Человек в истории. 2009. М., 2010. С. 316-360.
  16. «Демоном сокрушниче»: Архангел Михаил как экзорцист в культуре средневековой Руси // Россия XXI, 2009, № 5. С. 122-157.

Переводы

Книги и статьи по истории, социологии и политологии: Ж. Баше, А. Блюм, М. Вевьерка, М. Ларуэль, П. Нора, Ж. Нуарьель, В. Познер, Ж. Радвани, А. де Танги, Т. Тер-Минасян, Ж.-П. Шевенман, Ж.-К. Шмитт, и др.


Обновлено: 01.04.2022 17:06:41
Версия для печати