РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Соколов Борис Михайлович

Кафедра/Центр

Кафедра теории и истории искусства

Должность

Профессор

Ученая степень

Доктор искусствоведения

Биографические сведения

Образование:
  • Московский государственный педагогический институт (учитель биологии и химии, 1976-81)
  • Московский государственный университет (история искусства, диплом с отличием, 1982-88)
  • Центральноевропейский университет, Прага (история искусства, 1993-94)

Научно-педагогическая деятельность

Работа по профессии:
  • Издательство "Искусство" (редактор литературы по изобразительному искусству, 1988-93)
  • Московский архитектурный институт (старший преподаватель, 1996; приглашенный профессор, 2017)
  • Российский государственный гуманитарный университет, Кафедра теории и истории искусства (про-фессор, с 1996)

Опыт научной работы:
  • Кандидатская диссертация “Художественный язык русской народной гравюры 17-19 веков. К проблеме взаимодействия социальных и эстетических черт в массовых формах искусства” (история искусства, МГУ, Исторический факультет, 1994, опубликована в 1999)
  • Докторская диссертация "Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живо-пись, поэзия, театр)" (история искусства, РГГУ, 2003)
Стажировки, гранты и выступления (вне Москвы): 
International Art History Congress, Берлин (1992), Central European University, Прага (1993, 1994), Zentra-linstitut fuer Kunstgeschichte, Мюнхен (1993), CNRS, Париж (1994), University of Wales (1994), Technische Universitaet Dresden (1996), Internalional Art History Congress, Амстердам (1996), Volkskunst Museum, Хемниц (1997), New York State University, Бингемтон (1998), University of East Anglia, Норич (1998), Netherlands Institute for the Advanced Studies, Вассенаар (1999), CNRS, Париж (1999), Musee des Beaux-Arts, Бордо (2000), Societe Kandinsky, Париж (2001), Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург (2001), Museo del Arte, Бассано (2001), Тверской государственный университет, Тверь (2001), Dumbarton Oaks, Harvard University, Вашингтон (2001), Institute of Sweden, Стокгольм (2001), Kunsthogskolen, Берген (2001), Музей-заповедник "Царское Село" (2002), Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург (2002), Софиевский дендропарк, Умань (2002, 2003), Дом-музей М.А. Воло-шина, Коктебель (2005), ГМЗ "Родина В.И. Ленина", Ульяновск (2006), Stiftung Preussische Schloesser und Gaerten, Потсдам (2007), Музей-заповедник "Царское Село" (2007), Музей-заповедник "Царское Се-ло" (2008), Landesmuseum Wuertemberg, Штутгарт (2011), Universita degli Studi, Бергамо (2011), Музей-заповедник "Царское Село" (2011), Leibnitz Universitaet, Ганновер (2012), Музей-заповедник "Царское Село" (2012), Государственный Русский музей (2013), Псковский государственный университет, Псков (2013), Институт Петра Великого, Санкт-Петербург (2014), Dumbarton Oaks, Harvard University, Вашинг-тон (2014), Stiftung Preussische Schloesser und Gaerten, Потсдам (2014), Благотворительный фонд Вла-димира Потанина (2015-16), Российский гуманитарный научный фонд (2015-17), Российский фонд фундаментальных исследований (2018-20).

Организация конференций:
  • апрель 1997 “Мир народной картинки”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
  • декабрь 1999 “Искусство садов”, ГМИИ имени А.С. Пушкина.
  • октябрь 2002 “Тема руин в культуре и искусстве”, ГМЗ "Царицыно".
  • сентябрь 2003 “Пространство и время воображаемой архитектуры”, ГМЗ "Царицыно".
  • сентябрь 2004 “Синтез искусств и рождение стиля”, ГМЗ "Царицыно".
  • октябрь 2008 “История садов в России: опыт, проблемы, перспективы”, ГМЗ "Царицыно".
октябрь 2011

октябрь 2012

октябрь 2013
октябрь 2014

ноябрь 2015

октябрь 2016


декабрь 2016

май 2017

май 2019

апрель 2021

октябрь 2023

  • октябрь 2024 “Ландшафтная культура мира: создатели и хранители”, Кафедра всеобщей истории искусств РГГУ.
  • “Ландшафтная культура мира: сады искусств”, Кафедра всеобщей истории искусств РГГУ.
  • “Ландшафтное искусство мира: диалог культур”, Кафедра всеобщей исто-рии искусств РГГУ.
  • “Ландшафтная культура мира: человек в саду”, Кафедра всеобщей истории искусств РГГУ.
  • “Ландшафтная культура мира: развлечение и польза”, Кафедра теории и истории искусства Нового и Новейшего времени РГГУ / Музей-усадьба Ар-хангельское
  • "И слово стало садом: концепция и образ в истории ландшафтной культу-ры", кафедра теории и истории искусства РГГУ / Высшая школа экономики / Кусково
  • "Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур", кафедра Теории и истории искусства РГГУ / Философский и Исторический факультеты МГУ / ГМИИ
  • "Пейзажный парк: три века истории", кафедра теории и истории искусства РГГУ / Музей-заповедник Царицыно
  • "Сады ХХ века: от символа к реальности", кафедра теории и истории ис-кусства РГГУ / Музей-заповедник Царицыно
  • «Духовный город: фантазия и фантастика в архитектурном творчестве», кафедра теории и истории искусства РГГУ
  • «Золотая буква. Искусство книги и журнала в XIX - XXI столетиях», кафедра теории и истории искусства РГГУ
  • «Кристаллическая нота. Образы музыки в визуальных искусствах», кафед-ра теории и истории искусства РГГУ
Выставки:
  • октябрь-ноябрь 2002 "Мир садовых руин", персональная фотовыставка, Оперный дом ГМЗ "Ца-рицыно".
  • октябрь-ноябрь 2002 "Сады истории: Фотографии и тексты Бориса Соколова", персональная вы-ставка, Выставочный зал РГГУ.
  • сентябрь-октябрь 2006 "Монрепо на романтической карте мира", персональная фотовыставка, ГМЗ "Монрепо".
  • октябрь-ноябрь 2007 
  • октябрь-ноябрь 2012
  • апрель-июль 2017
  • май-сентябрь 2017
  • апрель - август 2019
  • май-сентябрь 2024 "Сады Пера Гюнта: Пейзажи Норвегии в фотографиях Бориса Соколова", Музейный центр РГГУ.
  • "Россия и Германия: Два века садовых встреч. Фотографии Бориса Соколо-ва", Музейный центр РГГУ.
  • "Садовый спектакль: Искусство пейзажного парка в Европе и России" (кура-тор, фотографии, видео), Музей-заповедник Царицыно
  • "Влахернское-Кузьминки. Искусство пейзажного парка" (фотографии, видео, тексты), Музей русской усадебной культуры, Кузьминки
  • "Сады Серебряного века" (куратор, фотографии, видео), Музей-заповедник Царицыно
  • "Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка" (куратор, фотографии, ви-део), Музей-заповедник Царицыно

Сфера научных интересов

Сфера интересов – междисциплинарная история искусств, проблемы искусства Европы и России XIX – ХХ веков, творчество В.В. Кандинского, трансформации массовой культуры в XVII – ХХI веках, история ландшафтного искусства Европы, России, США и стран Востока, ландшафтные путешествия и экскурсии, организация научной школы и практической научной деятельности, пейзажная и архитектурная фотография, переводы исторических текстов.

Публикации

Монографии и сборники:
1. Художественный язык русского лубка, М., Издательский центр РГГУ, 1999. 264 с. Монография
2. Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М.: Про-гресс-Традиция, 1999. 398 с. Составление и научная редакция
3. Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. М., 2003. 100 с. Состав-ление и научная редакция
4. Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля: Царицын-ский научный вестник. Вып.7-8. М., Пробел, 2005, 416 c. Составление и научная редакция
5. Сады и парки. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Москва: Пробел-2000, 2013. 306 с. Составление и научная редакция
6. Василий Кандинский: Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. М: Букс-Март, 2016. 536 с. Монография, издана при поддержке РГНФ
7. Василий Кандинский. Звуки. М: Кучково поле, 2016. Составление, переводы с нем., послесловие
8. Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. 300 с. Автор-составитель, научная редакция, натурная фотосъемка
9. Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. 224 с. Составление и научная редакция.
10. Сады XX века: символ и реальность. Сборник статей. Науч. ред и сост. Б. М. Соколов. — М.: ГМЗ «Царицыно», 2019. — 280 с. ISBN 978-5-901053-74-4. Составление и научная редакция.
11. Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура / сост. и науч. редакция, натурная фотосъемка Б.М. Соколова. – М.: БуксМАрт, 2022. – 656 с.: ил. 441.

Статьи и публикации текстов:
1. “Игра с лубком”. Художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор” // “Вопросы искусствознания” 4/1994. С. 151-168
2. “Не для почитания образов святых, но для пригожства...”. Икона, “фряжские листы” и ранняя рус-ская ксилография // Герменевтика древнерусской литературы, 7, М., 1994. С. 468-477
3. “Забывшее весь мир аллилуйя...”. Образ Москвы и тема города в творчестве Кандинского 1900-1910-х годов // Вопросы искусствознания, 1-2/1995. С. 431-447
4. “Баба Яга деревяна нога едет с каркарладилом дратитися”: Слово в лубке как символ “письменной” культуры // Живая старина, № 3, 1995. С. 52-55
5. Поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” и роль книжной формы в создании абстрактного ис-кусства // Книга в пространстве культуры. Тезисы научной конференции. М., 1995. С. 59-62
6. “Великая Эпоха Духовности” и черты христианского апокрифа в эстетической теории В. Кандинско-го” // “Сотворение мира и начало истории в апокрифической и фольклорной традиции (на матери-але славянских и еврейских текстов). Тезисы докладов”, М., 1995. С.63-66
7. Остранение и третья культура // Вестник гуманитарной науки, № 1/1996. С. 39-44
8. Картина В. Кандинского “Пестрая жизнь” и мессианизм в русском искусстве начала ХХ-го века // Библия в культуре и искусстве (Випперовские чтения - 1995), М., 1996. С. 217-250
9. Русский Апокалипсис Василия Кандинского // Наше наследие, № 37 (1996). С. 97-108
10. Кандинский В.В. “Куда идет “новое” искусство”: Тексты 1910-1920-х гг. Вступительная статья, под-готовка текстов, переводы и комментарии // Наше наследие, № 37 (1996). С. 80-96
11. Кандинский и русская сказка // Живая старина, 1996, № 2. С. 7-11
12. Русская эсхатология в живописи и поэзии В.В. Кандинского 1900-1910-х годов // Терентьевский сборник, 1996. С. 133-150
13. “Кандинский. Звуки. Издание Салона Издебского. 1911”. История и замысел неосуществленного поэтического альбома // Литературное обозрение, № 4/1996. С. 3-41
14. В. Кандинский. “Медленно исчезающее в зеленой траве...”: Стихи. Публикация и перевод с немец-кого // Новый мир, № 1/1997. С. 214-218
15. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность, Выпуск 7, М., 1996. С. 159-167
16. Тема “духовного города” в творчестве В. В. Кандинского 1900-1910-х годов // Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога, М., 1997. С. 230-241
17. Русский лубок как литературный жанр // Новое литературное обозрение, № 22 (1996). С. 177-201
18. Борьба за лубок в XIX-м веке // Живая старина, №1/1997. С. 13-17
19. “Контрапункт Великого Завтра” и поэтический альбом В.В. Кандинского “Звуки” // Вопросы искус-ствознания, X (1/1997). С. 397-411
20. “Страх в глубине и предчувствий пороги...”: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach, 38 (1996). С. 75-96
21. Синий всадник у подножия Монсальвата: Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910-х годах // Вопросы искусствознания, XI (2/1997). С. 185-197
22. “Бессмысленно, пестро и даже смешно...”. Цвет как художественное средство русской народной гравюры // Лотмановский сборник 2, М., 1997. С. 39-45
23. Остранение как художественное средство русского народного искусства // Примитив в изобрази-тельном искусстве. Материалы научной конференции ГТГ. 1995, М., 1997. С. 83-98
24. Лубок как художественная система // Вопросы искусствознания XII, (1/1998), c. 342-355
25. Темы Аполлона и Геракла в садовом искусстве // Искусствознание 2/1998. С. 344-358
26. Кандинский – коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского, М., 1998. С. 50-71
27. Кандинский как маргинальный художник // Традиции в контексте русской культуры, Череповец, 1997. С. 129-137
28. Контуры “Эпохи Великой Духовности” по литературным текстам В. Кандинского // Новый журнал (Нью-Йорк) 213 (1998). С. 184-204
29. Тезисы о лубке // Живая старина, № 1/1999. С. 27-29
30. В.В. Кандинский. О понимании искусства: Стихотворения и статьи 1910-1920-х годов. Вступитель-ная статья, подготовка текста, перевод и примечания // Знамя, № 2/1999. С. 101-122
31. Zum Stand der russischen Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Chem-nitz 1997, Bd. 1, Мюнстер, 1999. S. 45-53
32. Лубок как художественная система // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 9-35
33. Объединение "Синий всадник" и народная картинка // Мир народной картинки. Материалы научной конференции "Випперовские чтения – 1997". М., 1999. С. 345-363
34. Поэтический альбом В. В. Кандинского “Звуки”/”Klänge” и проблема культурного двуязычия // Рос-сия и Германия (Випперовские чтения 1996-го года), М., 2000. с. 208-242
35. Язык садовых руин // Arbor mundi / Мировое древо, № 7/2000. С. 73-106
36. Поэзия Мурнау // Наше наследие, № 56, 2000. С. 129-136
37. Перевод и подготовка текстов В.В. Кандинского: "Композиция 4", "Композиция 6", "Картина с белым краем", "Маленькие радости", "Кельнская лекция", "Ступени" // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М., Гилея, 2000, Том 1
38. Тема руин у Львова: между Просвещением и романтизмом // Гений вкуса. Тверь, Тверской госу-дарственный университет, 2001. С. 135-149
39. Альбом Графа Северного, или Сады Павла I // Наше наследие, № 57, 2001. С. 2-23 (фотосъемка автора)
40. Главы "Живопись итальянского Возрождения", "Города искусства", "Сады и парки", "Садовый ал-фавит" // Искусство: Большая детская энциклопедия. М., Российское энциклопедическое товари-щество, 2001. С. 11-76, 445-542 (фото автора)
41. Садово-парковое искусство // Русское искусство: Иллюстрированная энциклопедия. М., Трилист-ник, 2001. С. 449-452 (фото автора)
42. Садово-парковое искусство // Иллюстрированный словарь русского искусства. М., Белый город, 2001. С. 407-410 (фото автора)
43. Британская теория пейзажного садоводства и ее место в культуре русского Просвещения // Фило-софский век: Альманах. Выпуск 20. Россия и Британия в эпоху Просвещения. Ч. 2. СПб., 2002. С. 193-213
44. Г. Семирадский и судьба античной темы в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го веков // Творча постать Г. Семирадського у контексті вітчизняної та свiтовой культури. Харьков, 2002. С. 128-136
45. Vasilii Kandinsky and the Theater of Crisis // Experiment (Лос Анджелес), 8, 2002. С. 33-40
46. Мир садов, или Живая книга // Новый Мир искусства” № 6/2002. С. 8-10 (фото автора)
47. Жребий Баженова [рецензия на сборник “В.И. Баженов” серии "Мир художника"] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 202-203
48. Зеркало России [старинные географические карты из собрания А.Л. Кусакина] // Наше наследие, № 63-64, 2002. С. 34-41
49. Кандинский в Париже: одиночество авангарда // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 24-26
50. Бумажное эхо Японской войны [о выставке лубков, посвященных русско-японской войне] // Новый Мир искусства, № 3/2003. С. 30-31
51. Сады: зеленое каприччо // GEO, № 8/2003. С. 113-121 (фото автора)
52. Успеть до Метрополиса! // Новый Мир искусства, № 4/2003. С. 14-15 (фото автора)
53. Виртуальность – утопия XXI-го века? // Новый Мир искусства, № 5/2003. С. 6-9
54. Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения, М., 2003, 58 с.
55. 180 Jahre russische Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Bassano 2001. Bd. 6. Muenster, 2003. S. 113-120
56. Английская теория пейзажного парка в XVIII-м столетии и ее русская интерпретация // Искусство-знание, 1/2004. С. 157-190
57. Руина как граница культурных миров // Тема руин в культуре и искусстве. Царицынский научный вестник. Вып. 6. М., 2003. С. 7-38 (фото автора)
58. Сатурн и воробей: Судьба и время в европейской садовой скульптуре // Новый Мир искусства, № 4/2004. С. 3-7 (фото автора)
59. Новый Кучук-Кой: "Академия художеств" Якова Евгеньевича Жуковского // Собрание, № 2/2004. С. 96-113 (фото автора)
60. Мистический Кандинский: К истории фантастических интерпретаций // Собрание, № 1/2005. С. 40-51
61. Kandinsky and Messianic Theatre of the Russian Avant-garde // компакт-диск "Violett Seminar", Kunst-hogskolen Bergen; интернет-ресурс http://webster.khib.no/studenter/Violett/index.htm
62. Серебряный призрак Большого балета: Фотографии Саши Мановцевой в галерее “М’Арс // Новый Мир искусства, № 2/2005. С. 56-57
63. Музыкальная светопись Борисова-Мусатова // Новый Мир искусства, № 4/2005. С. 5-7
64. “Чистосердечный читатель, рассказ о снах Полифила выслушай...”: Архитектура, эрудиция и неоплатонизм в романе Франческо Колонны // Искусствознание, 2/2005. С. 414-418
65. Ф. Колонна. Любовное борение во сне Полифила [Главы XXI-XXIV. Путешествие на остров Кифе-ру], пер. с итал. и комментарии // Искусствознание, 2/2005. С. 418-472
66. Прощай, великая руина! [о проекте реконструкции Большого дворца в Царицыне] // Новый Мир ис-кусства, № 5/2005. С. 71-74 (фото автора)
67. Черные рисунки Павла Третьякова [Выставка ГТГ “Рисунок в собрании П.М. Третьякова”] // Новый Мир искусства, № 5/2005. С. 83
68. Каменный сад русского модерна // Наше наследие, 75-76/2005. С. 150-165 (фото автора)
69. Садовое пространство: Материалы к словарю гуманитарной географии // Гуманитарная география. Вып. 2. М., 2005. С. 360-363
70. Трудный Баженов и пленительный Львов: О типологии творческой личности // Собрание, № 1/2006. С. 16-25 (фото автора)
71. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание, 1/2006. С. 136-143 (фото автора)
72. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями. Пер. с англ. и коммент. // Искусствознание, 1/2006. С. 136-185
73. Образ сада в русском искусстве конца XIX – начала ХХ-го века (глава из книги "Сады Серебряного века: Литература. Живопись. Архитектура") // Искусствознание, 2/2006. С. 177-245
74. Садовая литература Европы и России: типология, поэтика, культурный диалог // Литература в диа-логе культур – 4. Материалы международной научной конференции. 21-23 сентября 2006 г., Ро-стов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 2006. С. 320-326
75. Томас Вейтли и Екатерина II: у истоков Царскосельской плантомании // Плантомания. Российский вариант. Материалы XII-й Царскосельской научной конференции. СПб., 2006. С. 384-406 (фото ав-тора)
76. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве. Фрагменты. Пер. с англ. и вступ. статья // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 251-269
77. История садово-паркового искусства. Программа курса // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 486-508
78. Проект научно-образовательного центра "Культурное пространство сада". Концепция и основные направления работы // Гуманитарная география. Вып. 3. М., 2006. С. 509-523
79. Монрепо на романтической карте мира // Наше наследие, 79-80/2005. С. 22-35 (фото автора)
80. Фотосудьба Александра Родченко // Новый Мир искусства, № 6/2006. С. 16-22
81. Нацпроект “Верю! // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 16-17 (фото автора)
82. Терновый венец Иванова // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 34-35
83. Краткая история мечты о Париже [рец. на кн.: М. Герман. В поисках Парижа или вечное возвраще-ние] // Новый Мир искусства, № 1/2007. С. 69
84. Прогулка по Эрменонвилю: от садовой идиллии Просвещения к пейзажной философии романтизма // Искусствознание, 1-2/2007. С. 343-351 (фото автора)
85. Рене-Луи де Жирарден. О сочинении пейзажей или о средствах украсить природу вокруг своего жилища, сочетая приятное с полезным. [Глава XV]. Пер. с франц. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 352-354
86. Прогулка, или Путеводитель по садам Эрменонвиля. Пер. с франц. и коммент. // Искусствознание, 1-2/2007. С. 355-390
87. Сады в искусстве: прекрасный сон или реальное чудо // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 35-36
88. Бархатная провокация Пьера и Жиля // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 42-44
89. Восточное крыло Александра Волкова // Новый Мир искусства, № 2/2007. С. 56-57
90. "Все Олимпы липовы, окромя Чукокколы!" [рецензия на новое издание альманаха "Чукоккала"] // Новый Мир искусства, №2/2007. С. 65-66
91. Херматене, или Краткая история садовых эрмитажей // Эрмитаж. № 7, лето 2007. С. 54-59 (фото автора)
92. Асимметричный ответ [о выставке "Три столетия американского искусства" в ГМИИ имени А.С. Пушкина] // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 2-5 (фото автора)
93. ХХ-й век на Крымском валу: конец истории? // Новый Мир искусства, № 4/2007. С. 6-9 (фото авто-ра)
94. “В сей келье меланхолии приют...”: Из истории садовых эрмитажей // Искусствознание, 1-2/2007. С. 17-45 (фото автора)
95. Russische und Preußische Gärten zwischen Aufklärung und Romantik - Beziehungen und Parallelen // Preußische Gärten in Europa: 300 Jahre Gartengeschichte. Leipzig: Edition Leipzig, 2007. S. 84-89 (фо-то автора)
96. Russian and Prussian Gardens between Enlightenment and Romanticism – Relations and Parallels // Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History. Leipzig: Edition Leipzig P. 84-89 (фото авто-ра)
97. Новый Ангеларий и все-все-все // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 11-13
98. Дина Ходжаева: метресса в хан-атласе // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 68-69
99. Садовая Библия Серебряного века [рец. на переиздание кн.: Курбатов В.Я. Сады и парки] // Новый Мир искусства, № 5/2007. С. 73-74
100. “Правило из котораго великия можно вывести красоты!”: Вновь найденный экземпляр “Теории са-дового искусства” К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Из века Екатерины Великой: путешествия и путешественники. Материалы XIII-й Царскосельской конференции. СПб., 2007. С. 454-478
101. Юбилей без трех медведей [выставка И. Шишкина в ГТГ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 18-21
102. Шелковый путь: от неолита до дефиле [выставка “Шелковый путь” в ГИМ] // Новый Мир искусства, № 6/2007. С. 112-113 (фото автора)
103. Новый ГМИИ: история или симфония? [о новой экспозиции западноевропейского искусства] // Но-вый Мир искусства, № 1/2008. С. 54-57
104. Музей рисунков Анатолия Бакушинского [выставка ГТГ “Вдохновленный рисунком”] // Новый Мир искусства, № 1/2008. С. 64-66
105. “Лотрек – крутецкий художник” // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 21-22
106. Золотое Руно: от Врубеля к Малевичу // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 52-54
107. Садовая история в России: рождение новой науки // Новый Мир искусства, № 2/2008. С. 69-71
108. Вынесенный мозг, или Неведение Пригова // Новый Мир искусства, № 3/2008. С. 6-9
109. Художник в дороге, или Критерий и пустота // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 12-13
110. В тени русской акварели // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 38-42
111. Астрахань: Эпоха Великой Духовности // Новый Мир искусства, № 4/2008. С. 53-54
112. Детский сад Александра Бенуа // Вестник цветовода, 12/2008. С. 20-21
113. “Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного аван-гарда” // Искусствознание, 3/2008. С. 260-288
114. Новая жизнь старого сада, или Отдых восставших масс // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 22-25
115. Кусково: Шереметевское настроение // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 31-32
116. Коврик в небеса [о выставке “Рядом: цветная полоса в искусстве”] // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 60-61
117. Итальянский дебют русского пейзажа // Новый Мир искусства, № 5/2008. С. 74
118. Журавли и березы: Два сада садовника Чехова // Вестник цветовода, 21/2008. С. 42-44
119. Еще одна Россия 1839 года, или Маленький Антикюстин [рец на кн.: Хесс Э. Русский дневник] // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 45-46
120. Солнечное окно Уильяма Тернера // Новый Мир искусства, № 6/2008. С. 50-51
121. Le theatre de Kandinsky et le symbolisme russe // Le dialogue des arts dans le symbolisme russe. Dossier dirige par Jean-Claude Marcade. Lausanne, 2008. P. 234-252
122. Русская Пруссия, или Рождение романтического сада // Наше наследие, 87-88/2008. С. 56-71 (фо-то автора)
123. “Куриозник” Баженов и “артист” Львов: два типа творческой личности в культуре русского Просве-щения // Курьез в искусстве и искусство курьеза. Материалы XIV Царскосельской научной конфе-ренции. СПб., 2008. С. 377-392
124. Магистратура пера [выставка ГТГ “Маэстрия пера”] // Новый Мир искусства, № 1/2009. С. 30-32
125. Монрепо на карте романтической эпохи // Монрепо: альманах. Выборг, 2010. С. 8-50 (фото автора).
126. "Любовное борение во сне Полифила" – ренессансный архитектурный трактат и его место в куль-туре Европы и России // Россия-Италия. Общие ценности: Сборник научных статей XVII Царско-сельской конференции. СПб., 2011. С. 471-484
127. Софиевка Потоцких в описаниях XIX века: рождение романтического образа // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 538-552
128. Федор Темери. Путеводитель по Софиевке (1846). Приложения. Пер. с франц. // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 552-559
129. Теория беспредметного искусства у В.В. Кандинского в 1920 – 1930-х годах. От социального про-рочества к художественному мессианизму // Искусствознание 3-4/12. С. 171-191
130. Городской сад: историческое наследие и культурные перспективы // Сад в городе: миф и реаль-ность. Сборник материалов междисциплинарного семинара. Псков: Псковский государственный университет, 2012. С. 9-20
131. “Цветы без запаха” Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного аван-гарда” // Материалы международной научной конференции "Возвращение авангарда" (1-4 июля 2004 г., Одесса). Одесса: Изд. Центр Deluxe, 2012. С. 68-90
132. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка. Сост. и научная редакция Б.М. Соколова. М.: Пробел-2000, 2013. 340 с.
133. "Правило из котораго великия можно вывести красоты": вновь найденный экземпляр "Теории садо-вого искусства" К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Н.А. Львов. Жизнь и творчество. Ч. IV. Сборник статей. Вышний Волочек: "Ирида-прос", 2013. С. 212-234
134. Пейзажная "плантомания" в Англии и России эпохи Просвещения // Императорские сады России. Шестой международный фестиваль. Каталог. Санкт-Петербург: ГРМ, 2013. С. 24-48
135. Gaerten des Silbernen Zeitalters: Kuenstlerisches Leben und kuenstlerisches Umfeld an der Wende zum 20. Jahrhunderts // Die Gartenkunst 1/2013, S. 63-82
136. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть I // Искусствознание 3-4/13. С. 199-223 (фотографии автора)
137. Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Введение и Глава 6. Перевод с латин. и итал. // Искусствознание 3-4/13. С. 224-235
138. Литература в саду: от вилл Древнего Рима до парков постмодернизма // Деятельность литератур-ного музея в современных условиях. Материалы международной научно-практической конферен-ции. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014. С. 360-370
139. Ренессансный роман-трактат Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) в контексте европейской культуры // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2014, № 2. С. 101-114 (фотографии автора)
140. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны "Любовное борение во сне Полифила" (Венеция, 1499) Часть II // Искусствознание 1-2/14. С. 151-179 (фотографии автора)
141. Франческо Колонна. Любовное борение во сне Полифила. Глава 8. Перевод с итал. // Искусство-знание 1-2/14. С. 180-192
142. Klimawandel und Bedienungen fuer Pflanzen. Berichte aus Russland // Historische Gaerten im Klima-wandel. Empfelungen zur Bewarung. Hrsg. Direktion Stiftung Preussische Schloesser and Gaerten [Сборник материалов конференции]. Leipzig: Edition Leipzig, 2014, S. 100-101 (фотографии автора)
143. Лев московского модерна. Три книги об архитекторе Кекушеве // Academia: архитектура и строи-тельство, 2014, № 1. С. 114-117
144. «Работа дивная, подобно Стоу»: История образцового пейзажного парка и его место в садовом ис-кусстве Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2015. Тезисы докла-дов VI международной конференции. СПб., 2015. С. 162-163
145. Рождение философского сада: тема лабиринта в романе Франческо Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (Венеция, 1499) // Русская усадьба. Сборник 20. Спб., 2015. С. 313-321
146. Книга Томаса Вейтли о британских садах эпохи Просвещения: завершить проект Екатерины Ве-ликой // Россия - Великобритания. Пять веков культурных связей. Материалы VI международного Петровского конгресса. СПб., 2015. С. 589-599
147. Соколов Б.М. "Англо-китайские сады" европейского Просвещения: от политического мифа к поэти-ческому пейзажу // Образ Поднебесной: взгляд из Европы. Сборник статей XXI Царскосельской научной конференции. СПб., 2015. С.
148. "Работа дивная, подобно Стоу": история образцового пейзажного парка и его место в садовом ис-кусстве Просвещения // Актуальные проблемы теории и истории искусства. VI. Сборник научных статей. СПб., НП-Принт, 2016. С. 492-499
149. Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение кон-цепции национального садового стиля" // 7-я Международная конференция "Актуальные проблемы теории и истории искусства". Тезисы докладов. СПб., 2016. С. 163-165
150. Thomas Whately, Catherine the Great and the Brownian Tradition in Russia // Garden History (London), 44, supplement 1 (Autumn 2016), pp. 140-149
151. "Маркиз Эрменонвиля": Рене-Луи де Жирарден и его роль в распространении английского пейзаж-ного стиля. Приложения: К. Хиршфельд о различии садов Англии и Франции; Ж. Тьебо де Берно. Замечания о Рене Жирардене // Россия - Франция: alliance культур. Сборник статей XXII Царско-сельской научной конференции. Т. 2. СПб., 2016. С. 258-270
152. КАНДИНСКИЙ - ТЕОРЕТИК ИСКУССТВА, МИФОТВОРЕЦ И МОРАЛИСТ СТИХОТВОРЕНИЯ И СТАТЬИ 1910-1920-Х ГОДОВ // Библиотечное дело, 2016, 16, с. 17-22
153. ОТ САДА ЮЛИИ К ДЖУНГЛЯМ ВИРГИНИИ: ТЕМА ВОЗВРАТА К ПРИРОДЕ В САДОВОМ ИСКУС-СТВЕ ЕВРОПЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И РОМАНТИЗМА // ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ИСТОЧНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ, ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ. Материалы ХХХ международной научной конференции. Москва, 25-26 апреля 2017 г. М.: РГГУ, 2017. С. 55-57.
154. «Художник рощ твоих». Три века пейзажного парка // Пейзажный парк в Европе и России: от Про-свещения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. С. 18-43
155. Екатерина II и теория пейзажного садоводства // Пейзажный парк в Европе и России: от Просве-щения к романтизму. М.: Кучково поле, 2017. С. 104-113.
156. «Между красотой и величественностью»: теория пейзажного стиля в Европе на переходе от Про-свещения к романтизму // Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государ-ственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицы-но». М., 2017. С. 10-24.
157. Ландшафтные формы Чарльза Дженкса: о взаимодействии лэнд-арта и ландшафтной архитектуры // Пейзажный парк: три века истории. Сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. С. 217-223.
158. "Как странно слиты сад и твердь": Образ сада в художественной системе русского символизма // Модерн в России. Накануне перемен. Материалы XXIII Царскосельской конференции. СПб, 2017. С. 640-654.
159. Книга Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино» (1578): от философского трак-тата к садовому путеводителю // Вестник РГГУ. 2017, N 4. Ч. 1. С. 74-79.
160. Франческо де Вьери. О чудесных устройствах в Пратолино (1578). Перевод с итал. // Вестник РГГУ. 2017, N 4. Ч. 1. С. 80-83.
161. Парки Людовика XIV и Петра I в интепретации Александра Бенуа - Россия и Франция: культурный диалог в панораме эпох. Сборник статей. Спб., Европейский дом, 2018. 584 с. С. 316-324
162. Наследие Андре Ленотра и французское путешествие Петра I - Европейские маршруты Петра Ве-ликого. Сборник статей. Спб., Европейский дом, 2018. 464 с. С. 223-232
163. История садового искусства: от античных описаний до ландшафтной культуры ХХ века - Искус-ствознание: наука, опыт, просвещение. Сборник статей. Москва, Гос. институт искусствознания. 596 с. С 260-272.
164. Символизм, экспрессионизм и абстракция в поэзии В.В. Кандинского - Судьбы абстрактного им-прессионизма: К 100-летию со дня рождения Ги де Монлора. Сборник статей. М., РГГУ, 2018. 443 с. С. 277-289
165. «И большое молчание – громкая речь»: музыкальные средства в поэтической системе В.В. Кан-динского - Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII–XX веков. Тезисы до-кладов научной конференции. М., Буксмарт, 2018. 64 с. С. 6.
166. Историческая рекреация в музеях-усадьбах: от Шантийи до Гатчины - МУЗЕЙНАЯ ЖИЗНЬ ДВОР-ЦОВЫХ САДОВ И ПАРКОВ. Материалы международной научной конференции. Гатчина, ГМЗ "Гат-чина", 2018. 459 с. С. 309-313
167. «Для всех и навсегда». Опыт музейного использования садов и ландшафтов Национального По-печительского совета Англии. 1895–2018 - «Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат». Сборник статей XXIV Царскосельской международной научной конференции. Спб., Серебряный век, 2018. 746 с. С. 592-603
168. Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концеп-ции национального садового стиля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 89–100.
169. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // VIII Международная научная конференция "Актуальные проблемы теории и истории искусства". Тезисы докладов. Спб., 2018. С. 820-822
170. Античные мотивы в описаниях усадьбы Уильяма Шенстона Лизоус: от аллегории к характеру // Даниловские чтения. Сб. 1. М., Новое литературное обозрение, 2018. 360 с. С. 130-142
171. Вейтли Т. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). Описа-ние Лизоус. Пер с англ. Б. М. Соколова // Даниловские чтения. Сб. 1. М., Новое литературное обо-зрение, 2018. 360 с. С. 142-148
172. Соколов Б.М. От Врат Ада к Новому Кучук-Кою: традиции О. Родена в парковом ансамбле А.Т. Матвеева // Искусство Евразии. – 2018. – №3(10). – С. 161-171. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.014. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1135734/26/
173. Kandinsky’s theater of the word: from “Sounds” to “Violet” // Revista do Laboratório de Dramaturgia – LADI – University of Brazilia – Vol. 9, Ano 3. 2018. P. 91-93
174. Алхимический сад в романе Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» // Носорог, 11, 2019. С. 35-42
175. Ф. Колонна. Гипнэротомахия Полифила. Главы 7-8. Перевод с итал. // Носорог, 11, 2019. С. 43-64
176. Сады эпохи символизма: композиция, программа, образы // Сады и парки: энциклопедия стиля. Материалы XXV Царскосельской научной конференции Ч. 2. СПб., 2019. С. 259-272.
177. "А ничего - тоже много». Космогонические мотивы в поэзии В. В. Кандинского // Три века поисков и достижений. Отечественное искусство XVIII - XX веков. Сб. статей. М.: БуксМАрт, 2020. С. 12-15.
178. От садового искусства Просвещения к ландшафтной культуре XIX столетия: Джон Лаудон и Гер-ман фон Пюклер-Мускау // Художественная культура. 1, 2020. С. 100-126.
179. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Актуальные про-блемы теории и истории искусства. Вып. 10. Спб., 2021. С. 120-128.
180. Усадьба Бленем в Оксфордшире: мемориал победы Мальборо и памятник ландшафтного искус-ства // Триумф победы в зеркале искусства.Сборник научных статей XXVI Царскосельской конфе-ренции. СПб., 2020. С. 580-590.
181. Надпись на Колонне Победы в усадьбе Бленем, составленная Генри Сент-Джоном, виконтом Бо-лингброком (1730-е). Перевод с английского и публикация // Триумф победы в зеркале искусства. Сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2020. С. 591-596.
182. «Тайный сад» в Марракеше // Проблемы экологической истории / истории окружающей среды. Сборник статей. Вып. 2. М., 2020. С. 567-573.
183. Первый сад. Древнейшие формы ландшафтного искусства в контексте истории и историографии XVIII–XX веков // Актуальные проблемы истории искусства.: тезисы докладов международной кон-ференции. СПб., 2020. С. 79-80.
184. Петр I в парке Херренхаузен: историческая встреча и историческая память // Россия и Германия в эпоху Петра Великого. Исторические и культурные связи. СПб., 2020. С. 354-361.
185. «Мир искусства» и мир садового искусства: от образа к истории // Связь времен. История искус-ства в контексте символизма. Т. 3. М., 2021. С. 452-482.
186. Исторические сады в фильме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» // Атрибуция предме-та: интуиция, опыт, документ. Сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2021. С. 802-811.
187. Ранняя история садовых сюрпризов: водные устройства виллы Пратолино в описании Франческо де Вьери (1587) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 27. СПб., 2021. С. 7-15.
188. Поэтика гнева и страха в итальянской садовой скульптуре XVI века // Бестиарий ненависти. Кол-лективная монография. Тула, 2021. С. 43-54.
189. Соколов Б.М. Свет, цвет и тьма в романе Ф. Колонны «Гипнэротомахия Полифила» // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства. Сборник статей. М: РГГУ, 2022. С. 94-110.
190. Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура. М.: БуксМАрт, 2022. – 656 с. Автор-составитель, научная редакция, натурная фотосъемка
191. «Храм современной добродетели». Философия в пространстве сада эпохи Просвещения // Фило-софия вне Академии в эпоху Просвещения: Коллективная монография / Под ред. Т. В. Артемье-вой, М. И. Микешина. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехни-ка Сервис», 2022. С. 78-100. Глава в коллективной монографии
192. Boris Sokolov. Oroszországi barokk kertek európai kontextusban: korszakok és személyiségek / Russian Baroque gardens in the European context: epochs and personalities // „Mőcsényi Mihály” Kertművészeti és Kerttörténeti Nemzetközi Műhely és KonferenciasorozatEszterháza II. Konferencia 2021. szeptember 30. - október 1. // „Mihály Mőcsényi” Garden Art And Garden History International Workshop And Confer-ence Series Eszterháza II. Conference 1. October - 30. September 2021. Baroque Garden Art. Budapest: MK, 2022. P. 118-131
193. От райского сада к духовному городу. Роль литературных образов в формировании архитектуры экспрессионизма // Человек в архитектуре экспрессионизма. Коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 498-527. Глава в коллективной монографии:
194. Пауль Шеербарт и Бруно Таут: от стеклянного Храма к городу-саду // Человек в архитектуре экс-прессионизма. Коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 528-555. Глава в коллективной монографии
195. Памятники Древним и Современным добродетелям в Стоу: у истоков моральной усадебной архи-тектуры. // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 149-158
196. Бентон Сили. Описание садов виконта Кобэма в Стоу (1744). Елисейские поля. Перевод с англ. и латин. // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 158-162
197. The “Old English garden” and the search of a new style in theoretical treatises of the late 19 - early 20th centuries // Пространство культуры, 2023, 1. С. 22-26
198. «Старый английский сад» и поиски нового стиля в теоретических трактатах конца XIX – начала XX века. // Пространство культуры, 2023, 1. С. 27-31
199. Historical Gardens in Cinema: Location, Transformation, Image. Nauka Televidenya—The Art and Sci-ence of Television, 18 (4), 45–72. https://doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-43-102
200. Исторический сад в кинематографе: натура, трансформация, образ // Наука телевидения. 2022. 18 (4). С. 73–102. DOI: https:// doi.org/10.30628/1994-9529-2022-18.4-45-102

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Правление Общества изучения русской усадьбы, редколлегия журнала "Garden History" (Лондон)


Обновлено: 31.03.2023 10:20:53
Версия для печати