29 ноября 2024 г. прошло заседание СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.», в рамках которого участники обсудили незавершённую инициацию в фильме Роберта Эггерса «Маяк». Инициатором дискуссии выступила студентка 4-го курса бакалавриата ИФИ РГГУ Амина Асрутдинова.
Участники семинара подробно рассмотрели ретро-эстетику, сыгравшую ключевую роль при создании фильма «Маяк»: цветокор, разрешение кадра, реквизит, грим и прочие аспекты. Также было осмыслено обращение к наследию немецкого экспрессионизма, которое сочеталось с рядом «морских» текстов: программной поэмой С. Кольриджа «Песнь о старом мореходе», романом Г. Мелвилла «Моби Дик» и мифами Лавкрафта. Ранее в ходе семинаров было установлено, что Мелвилл использовал в «Моби Дике» неомифологическую стратегию. Это позволило участникам заседания автоматически применить оптику неомифологизма к выбранному фильму.
Члены студенческого научного общества также уделили особое внимание обряду инициации, представленному в «Маяке», и пришли к выводу о том, что в данном случае инициация является незавершённой, поскольку перерождения героя в новом статусе не происходит. Затем история закольцовывается, и автор как бы намекает, что всё обречено вскоре повториться вновь. Также участники собрания сделали акцент на лиминальной природе пространства, в которое попадает главный герой, на ярко выраженных телесных аспектах и гендерной проблематике.
По окончании обсуждения участники отметили, что в «Маяке» ретро-эстетика в совокупности с романтическими текстами позволила перевести фильм в рамки мифологизированной старины. Кроме того, был подтверждён тезис о том, что характерной чертой неомифологического текста является понятие незавершённой инициации, которое широко бытовало в модернистских текстах.