19 февраля 2025 г. в рамках заседания студенческого научного семинара «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» студенты РГГУ обсудили многообразие направлений развития искусства начала XX века в контексте мировой истории.
Руководители СНО «Межкультурная коммуникация в историческом контексте» — преподаватели кафедры иностранных языков Института международных отношений и политических наук РГГУ Н.Ю. Сучугова и Т.А. Маркелова — предлагают студентам самые разнообразные темы для обсуждения, выбор которых определяется актуальностью исторического или культурного события, научными интересами обучающихся. Различные вопросы, связанные не только с культурой и историей, но и с искусством, развитием медиа, проблемами коммуникации на английском языке, входят в поле исследований на заседаниях СНО. Первую встречу в весеннем семестре 2024-2025 учебного года участники научного семинара начали с обсуждения особенностей развития мирового искусства начала XX века.
Эпоха модерна в живописи определяется его причудливыми искажениями реальности. Натурализм как способ передачи окружающего мира был присущ изображениям предыдущих эпох. Теперь же, в конце XIX — начале XX вв., попытка воплотить в жизнь искусство, более приближенное к реальности (в сравнении с традиционным натурализмом), стала причиной появления более радикальных направлений. Этих направлений было очень много, что свидетельствует о стремлениях разных художников найти своё понимание истины и сформировать новый способ передачи реальности.
Участники семинара сначала определили общие тенденции эпохи, отметив радикальное изменение всего образа жизни после начала Промышленной революции. Эти перемены были необратимыми, и художники, остро чувствовавшие их революционность, вносили такие же беспрецедентные новшества и в своё искусство.
Затем студенты отметили общее чувство тревоги и растерянности, которое царило в искусстве того периода. Неоднозначность происходящих перемен, ощущение отчуждённости и потерянности человека в мире стали основой для появления разнообразных абстрактных форм искусства. Многие художники стремились к формированию нового художественного языка, находились в поиске такой репрезентативной системы, которая была бы более точной в отношении истинных форм объектов, а не представляла бы их искаженным человеческим восприятием.
Особое внимание на заседании семинара было уделено рассмотрению таких движений, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, орфизм, супрематизм, конструктивизм, футуризм и др.
Также была предпринята попытка проследить апелляцию художников к науке в сравнении с субъективным человеческим восприятием реальности. Студенты пришли к выводу о том, что наука того времени обеспечила поток новых образов, которые пробудили воображение художников. И, с другой стороны, субъективные духовные «видения» часто рассматривались художниками как раскрытие объективных истин, что считалось проблесками более высокой реальности, чем та, что доступна человеческим чувствам.
Таким образом, участники заседания семинара подвели следующий итог: наблюдая за окружающим быстро меняющимся миром, отбрасывая искусственные условности, исправляя искажения восприятия, усваивая новые научные теории и занимаясь духовными исследованиями, многие художники начала XX века отказались от традиционного натурализма в поисках высших истин, которые стали изображаться в чрезвычайно абстрактных формах.