РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Словарь первокурсника


Абонемент — форма предоставления литературы библиотекой в длительное пользование, т. е. на дом. В день записи студенты получают необходимые учебники сроком на один семестр. Издания, имеющиеся в фонде в незначительном количестве, выдаются сроком на 1 месяц в количестве не более 7 экз. одному читателю. По истечении срока пользования электронный читательский формуляр блокируется до момента сдачи литературы или продления срока пользования. За пользование литературой сверх установленного срока без ее перерегистрации взимаются денежные компенсации.

Библиотека — научное подразделение университета, позволяющее студенту заниматься самостоятельным образованием. В библиотеке более одного миллиона книг! Здесь вы можете найти практически любую книгу, интересующую вас. Полезно также скорее научиться пользоваться электронным каталогом, так как иногда книги, рекомендованные лектором, бывают в ограниченном количестве, и вы не успеете их заказать.

Деканат — координационный центр факультета, в котором сосредоточена информация, относящаяся к учебному процессу. В деканате выдаются зачетные книжки. В деканате есть шаблоны всех необходимых заявлений, которые могут заполнять студенты. Например: заявление на имя ректора «О переводе на другой факультет».

Дипломная работа — это заключительная работа учебно-исследовательского характера, выполняемая выпускниками университета после четырёхлетнего обучения (бакалавриат), пятилетнего обучения (специалитет) или магистратуры соответственно.

Зачёт — форма проверки знаний и навыков студентов, полученных на практических и семинарских занятиях. Сдача всех зачётов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, является обязательным условием для допуска студента (учащегося) к экзаменационной сессии. Зачёты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета), учебными подразделениями РГГУ. Обычно проводятся на последнем семинарском занятии. Более подробную информацию уточняйте у преподавателя.

Коллоквиум — одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение уровня знаний студентов. На коллоквиуме обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся.

Курсовая работа — это исследование в определённой области знаний, выполняемое с использованием большого количества источников и изучающее обозначенную проблему. Старайтесь серьезно подходить к вопросу, который вы исследуете, и качественно делать курсовые работы, так как они и составят фундамент вашего диплома! Нередко преподаватели требуют защитить работу, которую вы написали, т. е. вы должны уметь кратко изложить содержание вашей работы, объяснить, почему именно эту тему вы выбрали, её актуальность. Старайтесь чётко и понятно излагать свои мысли.

Важно оформлять работу правильно, в соответствии с общим стандартом — это первое, на что обращают внимание преподаватели! Рекомендации по оформлению работы можно узнать на сайте Научной библиотеки РГГУ (http://liber.rsuh.ru), получить в центре «Эвристика» (Миусская пл., 6, корпус 6, аудитория 347, 349) или на кафедре,по дисциплине которой вы готовите работу.

Лекция — это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме, вопросу и т. д. На лекциях даётся очень полезная информация, которую редко можно найти в книгах! Поэтому задавать свои вопросы лучше сразу после лекции. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.

Пересдача — вторая попытка, предоставляемая студенту, который не сдал зачет или экзамен с первого раза. На пересдаче присутствуют только студент и преподаватель, и в этом заключается ее отличие от пересдачи с комиссией. На пересдаче проверка знаний студента проходит по всему курсу дисциплины. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, лишаются стипендии, если попадают на пересдачу.

Пересдача с комиссией — форма отчетности студента, применяемая в том случае, если он со второй попытки не сдал зачет или экзамен. На комиссии присутствуют: преподаватель дисциплины, представитель кафедры, замдекана или декан. В случае неаттестации студент подлежит отчислению.

Промежуточная аттестация — выполнение студентом обязательных форм отчетности для получения итоговой аттестации по дисциплине. По каждой дисциплине проводится три промежуточные аттестации. Промежуточные аттестации могут проходить в формате лабораторных и контрольных работ, тестов и пр. Если по результатам промежуточных аттестаций студент получает «ноль» баллов, то преподаватель имеет право не допускать студента к пересдаче и в таком случае студент будет направлен на пересдачу с комиссией.

Первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов РГГУ (Профком) — организация, осуществляющая защиту интересов и социальную поддержку студентов. Здесь можно заказать льготные проездные билеты, а также узнать о различных студенческих мероприятиях, организующихся поездках, экскурсиях и мероприятиях.

Рейтинговая система — система оценки успеваемости, предполагающая, что в течение семестра студенты за все виды выполненных заданий и работ набирают определенное число баллов, сумма которых определяет итоговую оценку, получаемую студентом в конце семестра. Студент, набравший в сумме по дисциплине менее 60 баллов (из 100 возможных), должен сдавать экзамен или зачет по всему курсу.

Реферат — краткое изложение содержания научной работы, книги или статьи, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме). Реферат является адекватным по смыслу изложением содержания первичного текста.

Семинар — это практическое занятие, на котором закрепляется пройденный материал, а также даётся новая информация. В зависимости от предмета на семинарах выполняются задания или обсуждаются заранее подготовленные вопросы. Баллы за семинары иногда являются решающими при выставлении итоговых оценок, поэтому наш совет — будьте активными на семинарах и не бойтесь отвечать!

Староста — лицо каждой группы. Староста представляет группу перед факультетом, ведет учет присутствия студентов на лекциях и семинарах, информирует студентов об изменениях в расписании, поддерживает диалог между студентами и преподавателями, контролирует своевременное получение стипендий, проездных билетов, предоставление материальной помощи.

Студенческий билет — это документ, удостоверяющий статус студента. Студенческий билет является вашим пропуском в мир знаний и позволяет пользоваться библиотекой РГГУ (после вклейки штрих-кода). Также студенческий билет обеспечивает льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и дает возможность получения скидок на посещение кинотеатров, музеев и других мест культурного досуга на всей территории России.

Куратор — куратор академических групп студентов первого курса, оказывает помощь студентам в процессе адаптации к условиям университетской жизни. Куратор знакомит студентов с Правилами внутреннего распорядка и с Положением об общежитиях РГГУ. Куратор информирует студента о научной и студенческой жизни.

Читальный зал — пространство, в котором сосредоточена наиболее востребованная литература, а также значительная часть изданий, имеющихся в фонде в единственном экземпляре. Издания из читальных залов на дом не выдаются. Часть фондов читальных залов размещена в открытом доступе. Издания защищены от несанкционированного выноса специальными маркерами. Вход в читальные залы с сумками запрещен. Сумки сдаются в камеру хранения.

Экзамен — форма итоговой проверки знаний студентов по пройденной дисциплине. В отличие от зачётов знания на экзаменах, как устных, так и письменных, всегда оцениваются «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Экзамены отображаются в расписании ближе к концу семестра и проходят в отдельную дату.

Балльно-рейтинговая система — В РГГУ уже несколько лет функционирует балльно-рейтинговая система, при которой студенты работают на свой образовательный результат в течение всего семестра. Оценка за семестр выставляется на основании нескольких показателей. Она измеряется по 100-балльной шкале и состоит из количества баллов, набранных студентом за выполнение самостоятельных письменных работ, за активность на семинарах, за контрольные работы в течение всего семестра и за промежуточную аттестацию, которая также не обязательно сводится к традиционному устному зачету или экзамену – ответу на вопросы билета. Таким образом, студент в каждый момент времени может видеть состояние своего текущего результата и, в зависимости от этого, может исправить положение. Такая система позволила отказаться от классических форм контроля типа «контрольных недель» и, собственно, академической сессии как таковой.

В рамках текущего контроля по дисциплине в течение семестра студент может набрать максимально 60 баллов, на зачете или экзамене – минимум 40. Только по совокупности баллов, набранных студентом за все формы контроля, выставляется оценка по дисциплине («зачет -незачет» или «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Оценка не может ставиться только за выполнение заданий на текущих лекциях и семинарах, но, с другой стороны, оценка за весь курс не может ставиться за одну лишь сдачу зачета/экзамена.

Баллы, накопленные студентом в ходе освоения курса, легко конвертируются в традиционные российские оценки и европейские оценки шкалы Европейской системы переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System– ECTS) в соответствии с таблицей:

100-балльная шкала

Традиционная шкала шкала ECTS

95 - 100 отлично A
83 - 94 отлично B
68 - 82 хорошо C
56 - 67 удовлетворительно D
50 - 55 удовлетворительно E
20 - 49 неудовлетворительно, не зачтено FX
0 - 19 неудовлетворительно, не зачтено F

Система зачетных единиц
Под зачетной единицей (российским вариантом того, что в Европе называется credit point) понимается мера общей аудиторной и внеаудиторной нагрузки студента, которая определяется количеством времени, необходимого обучающемуся для достижения ожидаемых образовательных результатов по каждому компоненту ООП ВПО.

Система зачетных единиц позволяет учитывать не только уровень освоения учебного материала, но и затраченные усилия студента — трудоемкость учебной работы. Этот показатель очень важен для стимулирования участия студентов в программах международных стажировок и для трудоустройства в России и за рубежом. Например, если студент отправился на стажировку по партнерской программе и отучился 1 семестр за рубежом, этот период обучения (при условии, что студент получил за все дисциплины и/или модули положительные оценки) засчитывается ему по возвращении в РГГУ как часть той образовательной про-граммы, по которой он обучается в родном университете.