Автор:
Аннотация:
Статья посвящена изучению значимости интернет-коммуникаций для муниципальных музеев, рассматривая опыт Тотемского музейного объединения. В условиях цифровизации музеи используют интернет-платформы и социальные сети для расширения аудитории, поддержания устойчивого интереса к культурному наследию и создания интерактивного взаимодействия с посетителями. Активное использование цифровых технологий позволяет музеям преодолевать географические и ресурсные ограничения, формировать лояльность аудитории и развивать новые формы культурных связей. Также выявлены основные преимущества и недостатки текущих методов интернет-коммуникации, предложены рекомендации по улучшению цифрового присутствия музея.
Ключевые слова:
интернет-коммуникации, муниципальные музеи, цифровизация, социальные сети, Тотемское музейное объединение, вовлеченность аудитории, виртуальные экскурсии, образовательные проекты, интерактивность, культурное наследие
Автор:
Аннотация:
В данной работе проведен сравнительный анализ качества сайтов областных музеев краеведения и даны основные рекомендации по их улучшению. Также рассмотрен сайт Тотемского музейного объединения, муниципального краеведческого музея, который может получить областной статус в будущем. На его примере раскрыты частные проблемы официальных электронных ресурсов и возможные способы их решения.
Ключевые слова:
сайт музея, музей краеведения, областной музей, критерии оценки качества, веб-дизайн
Автор:
Аннотация:
В статье рассмотрены основные этапы работы над научной концепцией экспозиции музея, исходя из анализа современных музейных тенденций, требований модельного стандарта деятельности муниципального краеведческого музея, специфики муниципального мемориального музея, а также подхода к созданию экспозиции как к социокультурному проекту. В работе анализируется опыт разработки концепции экспозиции дома-музея И.А. Кускова командой II Летнего студенческого музеологического лагеря на базе Тотемского музейного объединения. Даны рекомендации, которые помогут сделать аналогичные проекты более качественными и плодотворными.
Ключевые слова:
научная концепция, музейное проектирование, экспозиция, социокультурный проект
Автор:
Аннотация:
Настоящая статья посвящена колхозным выставкам, организуемым краеведческими музеями в период реконструкции сельского хозяйства в 1930-е годы. В соответствии с генеральной линией правительства перед музеями различного профиля были поставлены задачи, направленные на выполнение пятилетних планов по индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. Краеведческие музеи, в соответствии со своей спецификой, первые включились в эту работу. На примере Тотемского краеведческого музея Вологодской области поднимается вопрос о роли музея в области образования крестьян, дается анализ просветительской деятельности музея, которую музей проводил на местах посредством устройства сельскохозяйственных выставок-передвижек.
Ключевые слова:
Тотемский краеведческий музей, Вологодская область, передвижные выставки, Н.А. Черницын, 1930-е годы, сельское хозяйство, колхоз, коллективизация, индустриализация.
Автор:
Аннотация:
В статье рассматривается опыт проведения второго Летнего студенческого музеологического лагеря на базе Тотемского музейного объединения в июле 2024 года. Участниками проекта стали студенты музейных кафедр РГГУ и СПбГИК. На основе проведенного анкетирования, автор выявляет позитивные эффекты проекта и факторы, влияющие на успех его организации.
Ключевые слова:
культурное наследие, кафедра музеологии РГГУ, Тотемское музейное объединение, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, летний студенческий музеологический лагерь, проектная работа.
Автор:
Аннотация:
XVIII в. стал поворотным в истории развития фарфорово-фаянсовой промышленности в России. Налаживание торговых путей, связывающих Северо-Восточную Азию с Дальним Востоком и Восточной Сибирью, способствовало активному проникновению на отечественный рынок азиатских изделий из тонкой керамики, а также их копий. Одним из центров формирования системы торговых отношений с Китаем и другими странами Северо-Восточной Азии выступила территория нынешней Вологодской области. Подлинные свидетельства данной эпохи — изделия из фарфора и фаянса, выкупленные местными купцами в ходе морских экспедиций — легли в основу современных собраний музеев на территории Вологды и близлежащих городов. В частности, в собрании Тотемского краеведческого музея находится коллекция восточного фарфора, атрибуция предметов которой до настоящего момента была проведена лишь фрагментарно вследствие ограниченного набора атрибутивных признаков. Сохраняется и проблема отсутствия востоковедческого анализа содержащихся на предметах изображений, иероглифических надписей. Настоящая статья включает уточняющие сведения касательно особенностей представленных на них сюжетов и атрибутивных элементов, включая марки и клейма. На основании исследования предоставленных автору Тотемским музейным объединением фотографических изображений клейм также указываются предполагаемые место и время создания фарфорово-фаянсовых изделий из восточной коллекции музея. Анализируется ранее находившаяся за пределами исследовательского фокуса версия о японском происхождении одного из предметов коллекции. Отдельное внимание уделяется истории бытования коллекции Тотемского краеведческого музея, рассматриваются три основных варианта ее проникновения на территорию Российской Империи в контексте российско-китайских торговых отношений в рассматриваемом периоде.
Ключевые слова:
музеи, шинуазри, керамика Кутани, фарфор, фаянс, Япония, Китай.
Автор:
Аннотация:
Распространение в музеях практик в духе культуры участия коренным образом меняет взаимоотношения музея и его аудитории. Тотемское музейное объединение (ТМО), являясь музеем малого города, сталкивается с проблемой оттока местных жителей, и нехватки профессиональных кадров. Музей является одним из немногочисленных досуговых центров, но ему не хватает «мощностей», чтобы закрыть все потребности текущей деятельности, а также продолжать развиваться в соответствии современными тенденциями. В настоящее время происходит ремонт Дома-музея И.А. Кускова, одного из музеев в структуре ТМО и возникает вопрос каким будет концепция нового музея и возможно ли спроектировать музей так, чтобы он отвечал не только целям, которые ставит перед собой музей, но и был интересен разным аудиториям не зависимо от узкопрофильности темы мореходства и Русской Америки, которым посвящена коллекция Дома-музея И.А. Кускова. Разработка программ в духе культуры участия и создание лояльного сообщества с помощью таких программ позволит закрывать потребности музея в условиях ограниченных ресурсов.
Ключевые слова:
культура участия, музеи, Тотемское музейное объединение, И. А. Кусков, музейное проектирование