«Алешинские чтения», традиционная конференция философского факультета РГГУ, прошла в этом году с 4 по 6 декабря и была посвящена фундаментализму и релятивизму в современной философии.
Конференция началась с публичного философского диспута, задавшего тон всему первому дню: Андрей Паткуль против Алексея Круглова, Санкт-Петербург против Москвы, «фундаментальная онтология» Мартина Хайдеггера против фундаментального подхода к истории понятий и критики скрытого догматизма.
Вопрос о возможности фундаментальной онтологии как основания философии перерос в обсуждение возможности фундаментальной онтологии как таковой и правомерности существования этого понятия. Несмотря на то, что по многим вопросам докладчики пришли к согласию (например, усомнившись в трактовке Хайдеггером ряда концепций из истории философии), напряжение этого диспута осталось непреодоленным.
Далее заседания первого дня конференции были посвящены соотношению фундаментализма и релятивизма в феноменологии. Сразу несколько докладов касались проблемы существования и разделения своего и чужого опыта – прежде всего в пространстве текста. Исследователи обсудили проблему «добросовестности» высказывания и возможности «собственного» мнения. Например, свой доклад Георгий Чернавин посвятил вопросу деятельности платных комментаторов. Виктор Молчанов обозначил проблему «коммуникативного сознания», из которого могут быть выделены сознания свое и чужое. Евгения Шестова рассказала, как письмо от первого лица помогает принять на себя ответственности за описанный опыт.
Анна Ямпольская рассмотрела роль фантазии и мимесиса в конституировании своего и чужого телесного опыта. Она пришла в выводу, что вопрос феноменологического опыта как основания очевидности можно поставить под вопрос. С такой постановкой вопроса не согласился Михаил Белоусов. В своем докладе он указал на невозможность ни полной феноменологической очевидности, ни полной проблематизации, которая приводит к гибели проблемы, — и тем самым определил поле феноменологической работы. Захватывающий доклад Эллы Савиной был посвящен рецепции феноменологии Хайдеггера у Герберта Маркузе и в раннем советском марксизме.
Во второй день можно было услышать доклады из разных областей философии в рамках секции по истории философии. Алексей Лызлов выступил с докладом о подходе к языку в философии Георга Гамана. В рамках этой секции также удалось обсудить переосмысление традиционной метафизики у Алана Бадью и в критике онтотеологии.
Также философы обратились к насущным проблемам современности. Евгений Блинов рассказал об опасности «скептицизма» при осмыслении изменений климата. Об этой проблеме ранее также говорил известный социолог Бруно Латуро. Анисья Хохлова на примере фундаментальной антропологии Рене Жирара рассмотрела вопрос насилия, и, соответственно, переосмысления роли христианства.
<>Заседание секции по философии религии началось с доклада руководителя сектором философии религии Института философии РАН Владимира Шохина, который говорил о религиозном инклюзивизме — возможности христианства включить в себя элементы нехристианских религий, — и, прежде всего, о границах такого инклюзивизма.
В центре внимания докладчиков оказались такие современные философские подходы, как радикальная герменевтика, либеральная теология, объектно-ориентированная онтология. Светлана Коначева осветила некоторые способы переосмысления религиозного в постметафизической теологи и философии (в трудах Джанни Ваттимо, Джона Капуто, Саймона Кричли, Ричарда Керни, а так же представителей французской постмодерной философии, которые в своих поздних работах обратились к теологической проблематике — Жака Деррида и Жан-Люка Нанси). Было показано, что данное направление представляет собой философию религии из постсекулярной или, скорее, постхристианской перспективы.
Из-за большого числа участников в третий день конференции работа велась по секциям. Участники секции по социальной философии исследовали дилемму фундаментализма и релятивизма в политическом, этическом и социальном пространстве. С этой точки зрения они рассмотрели изменения, происходящие в современном мире. Сергей Луковенков рассказал о концепции неустойчивого, но всепроникающего «текучего надзора» в цифровом обществе. Из доклада Александра Власова присутствующие узнали про универсализм космополитических ценностей и разные версии космополитизма. А проблему социального проектирования и социальной антиутопии рассмотрела Татьяны Сидорина в своем докладе.
Также в рамках конференции прошел круглый стол «Возможность универсальной рациональности», организованный старшим научным сотрудником ЦФФ РГГУ Иваном Куриловичем. Докладчиками круглого стола были исследователи из Института философии РАН, Института философии и социально-политических наук ЮФУ и РГГУ. Активными участниками дискуссии были ученые СПбГУ, РАНХиГС и Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Участники круглого стола обсудили возможности рациональности, которая бы была интерналистской и общей для всякого разумного высказывания. Татьяна Соколова указала на теоретические и технические инструменты защиты догматизма в философии. Лиана Тухватулина проанализировала феномен междисциплинарного знания в социальных науках как выражение поиска оснований универсальной рациональности и предложила комплексную модель, которая позволяет концептуализировать рациональность через соотнесение трех ее измерений – нормативного, субъективного и институционального.
Алина Костина раскрыла альтернативу универсальной и «региональной» рациональности на примере урбанизма как поля, совмещающего в себе теоретические и практические вопросы рациональности. Екатерина Шашлова сфокусировалась на релятивистском парадоксе в исторической эпистемологии и проблеме исторического априори. Иван Курилович выступил с изложением экзистенциальных оснований скептической критики универсальной рациональности, признавая, таким образом, значимость проблемы, но доказывая невозможность решить ее усилиями одной только эпистемологии.
Оргкомитет конференции сердечно признателен коллегам из других университетов, взявшим на себя труд модерировать отдельные секции. А также студентам, магистрантам и аспирантам факультета, помогавшим в организации, — и разумеется, преподавателям и сотрудникам философского факультета РГГУ, ради которых и благодаря которым эта конференция состоялась. Мы благодарны всем докладчикам и гостям конференции за интересные дискуссии и надеемся на встречу в следующем году.