15 марта студенты Центра изучения религий под руководством доцента Центра изучения религий Елены Шаповаловой посетили ГМИИ им. А.С. Пушкина.
15 марта 2023 г. в рамках семинара студенты Учебно-научного Центра изучения религий под руководством доцента УНЦИР Е.В. Шаповаловой посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В ходе экскурсии студенты познакомились с отдельными разделами постоянной экспозиции музея, обсудили роль ГМИИ в популяризации искусства как части духовной культуры, а также важную роль слепков в учебном и научном пространстве. На конкретных примерах рассмотрели, как менялся символический и образный ряд визуальной культуры раннего Нового времени по сравнению со средневековым.
Е.В. Шаповалова говорила об основных принципах иконографии религиозных сюжетов и факторах, влиявших на ее трансформацию. В зале европейского искусства Средних веков студенты могли рассмотреть реплики равеннских мозаик, являющихся наиболее известными примерами репрезентации образа власти эпохи императора Юстиниана. В ходе дискуссии обсудили включение библейских сюжетов в публичный образ правителя, в частности, сюжет «Поклонение волхвов». На примере «Колодца пророков», копии произведения выдающегося мастера Северного возрождения Клауса Слютера, говорили о том, какие особенности позволяют определять скульптуры, созданные в к. XIV – нач. XV в. в Бургундии, как ренессансные и чем они отличаются от произведений предшествующей эпохи.
В зале итальянской скульптуры XV в. в центре внимания группы оказались работы Донателло, Гиберти, Брунеллески. Е.В. Шаповалова рассказала об историческом контексте формирования новых принципов визуальной культуры в итальянских городах в эпоху Ренессанса. Поговорили о роли заказчика на примере дома Медичи, а реплика знаменитого бюста Лоренцо Великолепного стала отличной иллюстрацией искусства скульптурного портрета. Один из самых знаменитых залов ГМИИ, Итальянский дворик, стал логичным продолжением экскурсии, где студенты не только еще раз обсудили тенденции развития в итальянской скульптуре на примере статуй кондотьеров и Давида, но и смогли познакомиться с особенностями погребальных ренессансных изображений, рассмотрев копию гробницы бургундского герцога Карла Смелого, что позволило проследить изменения по отношению к работам Клауса Слютера.
В завершение экскурсии студенты посетили зал, посвященный произведениям эпохи Реформации, где говорили не только о том, как религиозно-политический контекст XVI в. повлиял на визуальную культуру, но и о формировании основ искусства Нового времени в принципе.
Число участников составило 14 человек. Слушатели активно задавали вопросы, возникала дискуссия, в ходе которой обсуждались причины и основные факторы, влияющие на изменения иконографии как мифологических или библейских персонажей, так и исторических лиц, а также какое значение имеет визуальная культура Средних веков и Нового времени в современном мире.
Текст: Е.В. Шаповалова
Фото: А. Михайлова