1 декабря в Центре изучения религий РГГУ в формате онлайн состоялся круглый стол «Исследования социальных групп с религиозными и этническими компонентами самоидентификации: современное состояние и перспективы». Организатором мероприятия выступил аспирант кафедры истории религий Центра изучения религий Глеб Игоревич Корнилов.
С сообщениями и комментариями выступили: выпускник аспирантуры Кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ, преподаватель Предуниверситария МГЛУ Дмитрий Игоревич Фролов, кандидат исторических наук, антрополог Юлия Олеговна Андреева, кандидат культурологии, профессор Центра изучения религий РГГУ Людмила Геннадьевна Жукова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Философского факультета Томского государственного университета, доцент кафедры «Менеджмент» Казанского государственного энергетического университета Александр Викторович Овчинников, настоятель Кряшенского прихода г. Казани в честь Тихвинской иконы Божией Матери, заведующий кафедрой общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, доктор церковной истории, кандидат богословия, доцент протоиерей Алексей Сергеевич Колчерин, организатор круглого стола Глеб Игоревич Корнилов.
На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с самоидентификацией молокан и кряшен, состояние исследований по этой теме и их перспективы. Сообщения участников были многогранными и нередко в одном сообщении затрагивались различные аспекты заявленной проблематики. Тем не менее, в каждом выступлении были превалирующие темы.
Дмитрий Фролов сделал акцент на историческом соотношении этнических и религиозных компонентов в идентификации молокан, также на особенностях общин молокан, связанных с Закавказьем в соотнесении с молоканами Тамбовской области. Юлия Андреева на основе материалов собственных полевых исследований рассказывала о специфике жизни современных молокан Армении и Грузии, их занятости, быте, связях за пределами Закавказья. Людмила Жукова подняла вопрос о памяти молокан о субботниках – и ее воспроизводстве в современности. Александр Овчинников рассказывал об исторических трансформациях идентичности кряшен, выделив постсоветскую эпоху как наиболее важный период закрепления этнического компонента кряшенского самовосприятия. О. Алексей описывал положение кряшенского сообщества в РПЦ, особо отметив вопросы функции кряшенского языка в рамках церкви, численности кряшенского духовенства, религиозного образования кряшен. Глеб Корнилов описывал теоретические основания сопоставления идентичностей кряшен и молокан: концепция «текстуальных сообществ» Б. Стока может объяснять укрепление солидарности внутри сообществ как основанное на обращении к религиозным текстам и их приложении к жизни.
Сообщения и комментарии вызывали интерес других участников – задавались многочисленные вопросы, по некоторым – возникали дискуссии. В конце мероприятия несколько участников сошлись во мнении, что при сопоставительном рассмотрении сообществ молокан и кряшен важно обращать внимание на более широкий социальный контекст – взаимоотношения этих сообществ с обществом и государством.