О работе в школе, университете и совсем немного об Игнатии Лойоле читайте в интервью аспиранта Центра изучения религий Михаила Базлева.
Привет, Михаил. Расскажите о вашей повседневной работе?
Основное место моей работы на данный момент – учебный отдел института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ. Работа самая разная, но основная моя нагрузка – это координация университета и московских школ, участвующих в программе предпрофессионального экзамена.
Также я являюсь преподавателем школы №57, где преподаю четвероклассникам ОРКСЭ – основы религиозной культуры и светской этики. Предмет очень спорный, но, к счастью, мне предоставили полную свободу в формировании его программы. Я читаю этот предмет уже третий год, и каждый раз к концу года вижу, что многие дети преодолевают стереотипные установки и начинают размышлять о многообразии подходов к вопросам, не имеющим однозначного ответа.
Как повлияла на вашу работу текущая ситуация, что изменилось, с какими трудностями вы сталкиваетесь?
Если говорить коротко, мы не были к этому готовы.
Что касается школы, то основной момент обучения был завязан на личном общении с учащимися. Все-таки это не чисто лекционный курс, а диалог и командное рассуждение. И передо мной не студенты, а дети, внимание которых легко потерять, а понимание разбираемой темы напрямую зависит от выстраиваемой в общении эмпатии. Ситуацию усложняет и то, что литературы по предмету, которую я мог бы рекомендовать, практически нет. Ведь язык академических изданий для четвероклассника непонятен и скучен, а школьные учебные пособия, к сожалению, чрезвычайно отрывочны и не позволяют сформировать целостной картины.
Что же касается работы в университете, то все обернулось еще хуже. Предпрофессиональное обучение, в особенности по инженерным направлениям, целиком и полностью было завязано на практику, реализация которой в сложившейся ситуации невозможна. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо было сформировать как стратегию возможности проведения экзаменов в дистанционном формате, так и решить все организационные моменты – написание новых регламентов экзаменов, поиск решений для дистанционного проведения, а также организация и отладка системы прокторинга. Мы провели 34 экзамена по 17 направлениям подготовки, на которые было записано более 800 детей. Поэтому работы оказалось чрезвычайно много, практически 24/7. Как в таком режиме успеть дописывать диссертацию, я даже не знаю.
В связи с диссертацией. Не могли бы вы напомнить читателям о теме ваших профессиональных интересов?
Тема моей диссертации “Феноменолого-психологический анализ “Духовного дневника” Игнатия Лойолы”. Я пытаюсь реконструировать значения переживаемого Игнатием в дневнике, используя методы феноменологической психологии, герменевтики, семиотики и т.д. Чтобы понять как строятся эти переживания, что их запускает и какое значение они обретают, необходимо восстановить целостную картину жизненного мира человека. И к счастью, религиоведение междисциплинарно, что позволяет обращаться к исследованиям мышления с самых разных сторон вопроса, от общефилософских и исторических, до крайне прикладных вопросов современной психиатрии.
Чего-то вы опасаетесь в связи с текущей ситуацией? Что вы могли бы пожелать нашим читателям?
Одна из наиболее сложных проблем, с которой пришлось столкнуться лично мне, это проблема неизвестности, вставшая в начале пандемии. Неизвестность порождает напряжение, который слабо поддается рефлексии. Не могу сказать, что это страх заразиться COVIDом. Несмотря на то, что я соблюдаю самоизоляцию с конца марта, риск заражения был и остается высоким, т.к. моя жена работает акушеркой, и ее работа естественно не может быть переведена в удаленный режим. Скорее это устойчивое чувство напряжения, которое поддерживается большим количеством работы. И в то же время, что парадоксально, именно работа от него же и спасает. Проблема и лекарство оказались в моем случае двумя сторонами одной медали.
К счастью, изоляция подходит к своему возможному завершению. И я искренне надеюсь, что все мы сможем вздохнуть свободно.
Отдел философии ИНИОН РАН в рамках проекта Re-ligare и Учебно-научный центр изучения религий РГГУ провели в декабре 2024 – январе 2025 года учебную практику для студентов I курса очно-заочной магистерской программы «Эзотеризм и мистицизм: история, учения, практики».
Статьи очередного тематического выпуска журнала Studia Religiosa Rossica, предлагаемого вниманию читателей, стали результатом трех экспедиций, организованных Центром изучения религий РГГУ в долину реки Омо на юге Эфиопии.
26 ноября в 14.00 состоялась открытая лекция Е.В. Шаповаловой, доцента кафедры истории религий УНЦ изучения религий.
15 ноября в 19:00 состоялась открытая лекция доцента Центра изучения религий Павла Соколова о суфизме
16 ноября на кафедре истории религий состоялся семинар «Современная культура и религиозные смыслы: выявление и анализ», посвященный теме трансформации образов и сюжетов в искусстве разных эпох.
6 ноября в Центре изучения религий прошел кинопоказ мультипликационного фильма «Мулан» Бэрри Кука и Тони Бэнкрофта, который был организован киноклубом «Восточное кино» и Религиоведческим киноклубом ЦИР РГГУ.
25 октября в 14.00 состоялась открытая лекция Леонида Матвеевича Дрейера, ст. преподавателя кафедры теологии иудаизма библеистики и иудаики Центра изучения религий.
20 октября, в воскресенье, состоялся большой «Шалаш-фест», организованный Российским еврейским конгрессом, при участии Московской общины прогрессивного иудаизма, нескольких еврейских образовательных организаций, «Пижамной библиотечки» и кафедры теологии иудаизма, библеистики иудаики РГГУ.
16 октября 2024 г. в РГГУ в рамках Дней студенческой науки прошёл Студенческий круглый стол, посвящённый исследованиям медиатизации религии. Мероприятие было организовано Центром научного проектирования Управления по научной работе совместно с Учебно-научным Центром изучения религий РГГУ.
11 октября в Центре изучения религий прошел кинопоказ фильма «Мастер дзэн»