О работе в школе, университете и совсем немного об Игнатии Лойоле читайте в интервью аспиранта Центра изучения религий Михаила Базлева.
Привет, Михаил. Расскажите о вашей повседневной работе?
Основное место моей работы на данный момент – учебный отдел института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ. Работа самая разная, но основная моя нагрузка – это координация университета и московских школ, участвующих в программе предпрофессионального экзамена.
Также я являюсь преподавателем школы №57, где преподаю четвероклассникам ОРКСЭ – основы религиозной культуры и светской этики. Предмет очень спорный, но, к счастью, мне предоставили полную свободу в формировании его программы. Я читаю этот предмет уже третий год, и каждый раз к концу года вижу, что многие дети преодолевают стереотипные установки и начинают размышлять о многообразии подходов к вопросам, не имеющим однозначного ответа.
Как повлияла на вашу работу текущая ситуация, что изменилось, с какими трудностями вы сталкиваетесь?
Если говорить коротко, мы не были к этому готовы.
Что касается школы, то основной момент обучения был завязан на личном общении с учащимися. Все-таки это не чисто лекционный курс, а диалог и командное рассуждение. И передо мной не студенты, а дети, внимание которых легко потерять, а понимание разбираемой темы напрямую зависит от выстраиваемой в общении эмпатии. Ситуацию усложняет и то, что литературы по предмету, которую я мог бы рекомендовать, практически нет. Ведь язык академических изданий для четвероклассника непонятен и скучен, а школьные учебные пособия, к сожалению, чрезвычайно отрывочны и не позволяют сформировать целостной картины.
Что же касается работы в университете, то все обернулось еще хуже. Предпрофессиональное обучение, в особенности по инженерным направлениям, целиком и полностью было завязано на практику, реализация которой в сложившейся ситуации невозможна. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо было сформировать как стратегию возможности проведения экзаменов в дистанционном формате, так и решить все организационные моменты – написание новых регламентов экзаменов, поиск решений для дистанционного проведения, а также организация и отладка системы прокторинга. Мы провели 34 экзамена по 17 направлениям подготовки, на которые было записано более 800 детей. Поэтому работы оказалось чрезвычайно много, практически 24/7. Как в таком режиме успеть дописывать диссертацию, я даже не знаю.
В связи с диссертацией. Не могли бы вы напомнить читателям о теме ваших профессиональных интересов?
Тема моей диссертации “Феноменолого-психологический анализ “Духовного дневника” Игнатия Лойолы”. Я пытаюсь реконструировать значения переживаемого Игнатием в дневнике, используя методы феноменологической психологии, герменевтики, семиотики и т.д. Чтобы понять как строятся эти переживания, что их запускает и какое значение они обретают, необходимо восстановить целостную картину жизненного мира человека. И к счастью, религиоведение междисциплинарно, что позволяет обращаться к исследованиям мышления с самых разных сторон вопроса, от общефилософских и исторических, до крайне прикладных вопросов современной психиатрии.
Чего-то вы опасаетесь в связи с текущей ситуацией? Что вы могли бы пожелать нашим читателям?
Одна из наиболее сложных проблем, с которой пришлось столкнуться лично мне, это проблема неизвестности, вставшая в начале пандемии. Неизвестность порождает напряжение, который слабо поддается рефлексии. Не могу сказать, что это страх заразиться COVIDом. Несмотря на то, что я соблюдаю самоизоляцию с конца марта, риск заражения был и остается высоким, т.к. моя жена работает акушеркой, и ее работа естественно не может быть переведена в удаленный режим. Скорее это устойчивое чувство напряжения, которое поддерживается большим количеством работы. И в то же время, что парадоксально, именно работа от него же и спасает. Проблема и лекарство оказались в моем случае двумя сторонами одной медали.
К счастью, изоляция подходит к своему возможному завершению. И я искренне надеюсь, что все мы сможем вздохнуть свободно.
20 декабря в ИНИОН РАН с 18:10 до 21:00 проходило III-е в осеннем семестре заседание СНО «Религиоведение» РГГУ, организованное старшим редактором ИНИОН РАН Анастасией Шадиевой при участии Отдела философии ИНИОН РАН.
Статьи очередного тематического выпуска журнала Studia Religiosa Rossica, предлагаемого вниманию читателей, стали результатом трех экспедиций, организованных Центром изучения религий РГГУ в долину реки Омо на юге Эфиопии.
16 декабря 2024 года в 19.00 в онлайн лектории Центра изучения религий состоялась публичная лекция доцента РГГУ Оксаны Куропаткиной «Брак и безбрачие: взгляд разных религий»
11 декабря 2024 года в Российском университете дружбы народов состоялась публичная лекция Оксаны Куропаткиной «Христианство в Эфиопии: загадочное и непонятное. По результатам религиоведческой экспедиции».
26 ноября в 14.00 состоялась открытая лекция Е.В. Шаповаловой, доцента кафедры истории религий УНЦ изучения религий.
15 ноября в 19:00 состоялась открытая лекция доцента Центра изучения религий Павла Соколова о суфизме
16 ноября на кафедре истории религий состоялся семинар «Современная культура и религиозные смыслы: выявление и анализ», посвященный теме трансформации образов и сюжетов в искусстве разных эпох.
6 ноября в Центре изучения религий прошел кинопоказ мультипликационного фильма «Мулан» Бэрри Кука и Тони Бэнкрофта, который был организован киноклубом «Восточное кино» и Религиоведческим киноклубом ЦИР РГГУ.
25 октября в 14.00 состоялась открытая лекция Леонида Матвеевича Дрейера, ст. преподавателя кафедры теологии иудаизма библеистики и иудаики Центра изучения религий.
20 октября, в воскресенье, состоялся большой «Шалаш-фест», организованный Российским еврейским конгрессом, при участии Московской общины прогрессивного иудаизма, нескольких еврейских образовательных организаций, «Пижамной библиотечки» и кафедры теологии иудаизма, библеистики иудаики РГГУ.