15 марта 2024 г. студенты Учебно-научного Центра изучения религий под руководством доцента УНЦИР Е.В. Шаповаловой посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В ходе экскурсии студенты познакомились с отдельными разделами постоянной экспозиции музея, обсудили роль ГМИИ в популяризации искусства как части духовной культуры, а также важную роль слепков в учебном и научном пространстве. На конкретных примерах рассмотрели, как менялся символический и образный ряд европейской визуальной культуры Нового времени: от раннего итальянского Ренессанса до периода Контрреформации.
Говорили об основных принципах иконографии религиозных сюжетов и факторах, влиявших на ее трансформацию. Один из самых знаменитых залов ГМИИ, Итальянский дворик, стал местом начала экскурсии и репрезентации основных тенденций развития ренессансной визуальной культуры на примере статуй кондотьеров и Давида. В зале итальянской скульптуры XV века студенты смогли рассмотреть копии работ Донателло, Гиберти, Брунеллески и обсудить основные принципы флорентийского искусства раннего Ренессанса. А также роль заказчика и его влияние на образный ряд произведений визуальной культуры. В частности, представителей дома Медичи. Эта тема была продолжена, когда речь зашла о Микеланджело и его творчестве в контексте культурной политики Лоренцо Великолепного. В ходе осмотра зала Микеланджело студенты обсудили особенности его скульптуры на примере «Пьеты», Моисея и рабов, аллегорических фигур, предназначенных для гробницы Медичи.
В центре внимания в зале собрания искусства Северного Ренессанса оказались, прежде всего, работы Лукаса Кранаха Старшего. Рассмотрели основные религиозные символы в живописи Кранаха, а также влияние Реформации на европейскую визуальную культуру. Сравнивая фламандцев и голландцев, поговорили об основных тенденциях искусства Контрреформации и развитии психологического портрета в протестантской среде (на примере работ Рубенса и Рембрандта).
В завершение экскурсии студенты обсудили, как религиозно-политический контекст влиял на визуальную культуру, и какие принципы были заложены в основу искусства Нового времени.
Текст: Е.В. Шаповалова
Фото: Е.В. Шаповалова
20 декабря в ИНИОН РАН с 18:10 до 21:00 проходило III-е в осеннем семестре заседание СНО «Религиоведение» РГГУ, организованное старшим редактором ИНИОН РАН Анастасией Шадиевой при участии Отдела философии ИНИОН РАН.
Статьи очередного тематического выпуска журнала Studia Religiosa Rossica, предлагаемого вниманию читателей, стали результатом трех экспедиций, организованных Центром изучения религий РГГУ в долину реки Омо на юге Эфиопии.
16 декабря 2024 года в 19.00 в онлайн лектории Центра изучения религий состоялась публичная лекция доцента РГГУ Оксаны Куропаткиной «Брак и безбрачие: взгляд разных религий»
11 декабря 2024 года в Российском университете дружбы народов состоялась публичная лекция Оксаны Куропаткиной «Христианство в Эфиопии: загадочное и непонятное. По результатам религиоведческой экспедиции».
26 ноября в 14.00 состоялась открытая лекция Е.В. Шаповаловой, доцента кафедры истории религий УНЦ изучения религий.
15 ноября в 19:00 состоялась открытая лекция доцента Центра изучения религий Павла Соколова о суфизме
16 ноября на кафедре истории религий состоялся семинар «Современная культура и религиозные смыслы: выявление и анализ», посвященный теме трансформации образов и сюжетов в искусстве разных эпох.
6 ноября в Центре изучения религий прошел кинопоказ мультипликационного фильма «Мулан» Бэрри Кука и Тони Бэнкрофта, который был организован киноклубом «Восточное кино» и Религиоведческим киноклубом ЦИР РГГУ.
25 октября в 14.00 состоялась открытая лекция Леонида Матвеевича Дрейера, ст. преподавателя кафедры теологии иудаизма библеистики и иудаики Центра изучения религий.
20 октября, в воскресенье, состоялся большой «Шалаш-фест», организованный Российским еврейским конгрессом, при участии Московской общины прогрессивного иудаизма, нескольких еврейских образовательных организаций, «Пижамной библиотечки» и кафедры теологии иудаизма, библеистики иудаики РГГУ.