15 марта 2024 г. студенты Учебно-научного Центра изучения религий под руководством доцента УНЦИР Е.В. Шаповаловой посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В ходе экскурсии студенты познакомились с отдельными разделами постоянной экспозиции музея, обсудили роль ГМИИ в популяризации искусства как части духовной культуры, а также важную роль слепков в учебном и научном пространстве. На конкретных примерах рассмотрели, как менялся символический и образный ряд европейской визуальной культуры Нового времени: от раннего итальянского Ренессанса до периода Контрреформации.
Говорили об основных принципах иконографии религиозных сюжетов и факторах, влиявших на ее трансформацию. Один из самых знаменитых залов ГМИИ, Итальянский дворик, стал местом начала экскурсии и репрезентации основных тенденций развития ренессансной визуальной культуры на примере статуй кондотьеров и Давида. В зале итальянской скульптуры XV века студенты смогли рассмотреть копии работ Донателло, Гиберти, Брунеллески и обсудить основные принципы флорентийского искусства раннего Ренессанса. А также роль заказчика и его влияние на образный ряд произведений визуальной культуры. В частности, представителей дома Медичи. Эта тема была продолжена, когда речь зашла о Микеланджело и его творчестве в контексте культурной политики Лоренцо Великолепного. В ходе осмотра зала Микеланджело студенты обсудили особенности его скульптуры на примере «Пьеты», Моисея и рабов, аллегорических фигур, предназначенных для гробницы Медичи.
В центре внимания в зале собрания искусства Северного Ренессанса оказались, прежде всего, работы Лукаса Кранаха Старшего. Рассмотрели основные религиозные символы в живописи Кранаха, а также влияние Реформации на европейскую визуальную культуру. Сравнивая фламандцев и голландцев, поговорили об основных тенденциях искусства Контрреформации и развитии психологического портрета в протестантской среде (на примере работ Рубенса и Рембрандта).
В завершение экскурсии студенты обсудили, как религиозно-политический контекст влиял на визуальную культуру, и какие принципы были заложены в основу искусства Нового времени.
Текст: Е.В. Шаповалова
Фото: Е.В. Шаповалова
22 марта 2025 года в субботу студенты Центра изучения религий РГГУ посетили "Шатер Рамадана" при Московской мемориальной мечети, где смогли лучше познакомиться с религиозными и культурными традициями ногайского народа.
16 марта 2025 года, в воскресенье, состоялась экскурсия в домовой храм святой мученицы Татианы при МГУ, приуроченная к 270-летию Московского государственного университета и 30-летию православного журнала «Татьянин день».
11 марта 2025 г. в онлайн-лектории Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ прошла лекция доцента центра Оксаны Куропаткиной «Массовые мистические движения в протестантизме. Часть первая».
Выпускница Центра изучения религий РГГУ Дарья Буцева стала победителем в номинации "Лучшая выпускная квалификационная работа студента бакалавриата" в межвузовском конкурсе студенческих научных работ "Исследования религии - 2024"!
5 февраля в 19.00 в онлайн-лектории УНЦИР состоялась лекция доцента Центра изучения религий Оксаны Куропаткиной «Протестантизм и мистицизм».
Отдел философии ИНИОН РАН в рамках проекта Re-ligare и Учебно-научный центр изучения религий РГГУ провели в декабре 2024 – январе 2025 года учебную практику для студентов I курса очно-заочной магистерской программы «Эзотеризм и мистицизм: история, учения, практики».
Статьи очередного тематического выпуска журнала Studia Religiosa Rossica, предлагаемого вниманию читателей, стали результатом трех экспедиций, организованных Центром изучения религий РГГУ в долину реки Омо на юге Эфиопии.
26 ноября в 14.00 состоялась открытая лекция Е.В. Шаповаловой, доцента кафедры истории религий УНЦ изучения религий.
15 ноября в 19:00 состоялась открытая лекция доцента Центра изучения религий Павла Соколова о суфизме
16 ноября на кафедре истории религий состоялся семинар «Современная культура и религиозные смыслы: выявление и анализ», посвященный теме трансформации образов и сюжетов в искусстве разных эпох.