Представляем вашему вниманию монографию «Без родителей: сиротство как социокультурное явление», изданную под редакцией доцента кафедры истории и теории культуры РГГУ Натальи Галушиной.
Идея книги родилась после проведения научно-учебного семинара, в котором на материале глубинных интервью с молодыми людьми, имеющими опыт жизни в детских домах и приемных семьях, исследовались особенности идентичности, формы биографической работы, практики категоризации и самокатегоризации. Книга представляет собой результат этой работы.
Сиротство здесь представлено как многомерное социокультурное явление, имеющее исторический, социологический, антропологический, художественный аспекты. Междисциплинарный анализ позволяет выявить общественные представления, социальные практики, политические установки, стратегии СМИ и художественной культуры – те культурные контексты, в которых существует социальная проблема сиротства.
«Невероятную признательность я испытываю к авторам биографических повествований – молодым людям, которые согласились на публикацию своих историй, - пишет Наталья Галушина. - Несомненно, это требует определенного мужества и стихийной рефлексии, позволяющей отделить биографический нарратив от самой жизни, дать повествованию жить собственной жизнью и обрести собственную “биографию”, позволить быть нарративному “Я”, которое исследователь подвергнет анализу и интерпретации, а читатель будет осмыслять в доступной ему форме. В каком-то плане публикация автобиографии – это точка разрыва с ней и с самим собой, каким человек себя видел в момент написания (или проговаривания) рассказа о жизни. Я очень надеюсь, что этот момент авторефлексии стал для наших рассказчиков стимулом для шага в новое состояние».
Вторая новинка - монография Лады Пановой «Итальянясь, русея: Данте и Петрарка в художественном дискурсе Серебряного века от символистов до Мандельштама».
Известно, что русский модернизм испытывал притяжение к другим, отличным от него, культурным явлениям и что его «тоска по мировой культуре» была такой силы, какой русская литература не знала ни до, ни после. В книге идет речь об итальянофилии Серебряного века. Без преувеличения, многие писатели этой эпохи творили в диалоге с Данте Алигьери и Франческо Петраркой. Это породило целый ряд образцово-модернистских текстов на русском языке.
Рассматривается и другой вопрос: как «Новая жизнь», «Божественная комедия» и «Канцоньере» постепенно вошли в структуру художественного письма Серебряного века, став частью того общекультурного алфавита, на котором изъяснялось большинство авторов.
Монографию составляют исследования трех родов. Это, во-первых, описание общемодернистского, от Соловьева до раннесоветской и эмигрантской поры, преклонения перед «Канцоньере», Петраркой, его автором, и воспетой в «Канцоньере» Лаурой. Во-вторых, это анализ отдельных стихотворений Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Владислава Ходасевича и Анны Ахматовой, отмеченных нетривиальной переработкой дантовского или петрарковского наследия. И это, в-третьих, раздел, целиком посвященный Мандельштаму. В нем во всех деталях прослеживается путь, проделанный поэтом от почти полного невнимания к Данте и Петрарке до оригинального переосмысления их наследия.
Все перечисленные культурные сюжеты рассматриваются на фоне существовавших в этот исторический промежуток мод, авторитетов и наиболее ярких прецедентов. Книга, по сути, описывает модернистскую дантопись и петраркизм в непрерывном движении – смене одних форм другими.
Приобрести новинки можно в Книжной лавке РГГУ «У Кентавра».