16 июня в дистанционном он-лайн формате Институтом Психологии им. Л.С. Выготского, Кафедрой Психологии и педагогики образования был проведен Международный круглый стол: «Социализация современных подростков: контексты и подтексты системной обусловленности».
В нем приняли участие представители трех стран: России, Китая, Португалии. География нашей страны была представлена такими городами как: Москва, Московская область, Рязань, Барнаул, Санкт-Петербург - всего более 100 человек.
Ведущим круглого стола была профессор Евгения Кригер (РГГУ), которая задавала вопросы, выстраивала диалогическое пространство обсуждающих, поднимавших острые проблемы социализации подростков, их адаптация и самоактуализация в мире.
В центре внимания оказались социально значимые вопросы возрастного развития, проживания подросткового кризиса, смещения его в норму или девиацию.
Были обсуждены анализ и интерпретации агрессивного экстремистского характера поведения современных подростков.
Марина Мишина (РГГУ) отметила необходимость применения культурно-исторического подхода в исследовании этого вопроса.
Роман Барабанов («МФЮА», «МИТУ-МАСИ») отметил уникальность исторического периода, в котором происходит возрастное развитие подрастающего поколения, эмоциональную незрелость и подвижность психики подростков, восприимчивость к образам агрессивности, многократно воспроизводимых в СМИ и интернет-структурах.
Ли Гаоян (Китай) свидетельствовала о китайском опыте совладания с агрессивным поведением подростков: с очень сдержанным и юридически выверенным отношением к этому явлению.
Елена Бахадова (РГГУ) обратила внимание на экзистенциальный подход, рассогласование ценностей старшего и младшего поколения, затрудненность передачи опыта, а так же разность опыта поколений в период цифровизации и киберпространства.
Олег Валуев (РАНХиГС), предложил взгляд на подростков со стороны гуманистической психологии и гуманной педагогики, деятельностного подхода, обратил внимание на педагогов, их трудности в работе с современными детьми и подротсками.
Стелла Антонова (Центр нейропсихологии, Москва) отмечала нейропсихологические особенности этого периода, вопросы акселерации и инфантелизации подростков, одной из выявленных особенностей современного подростничества - высокий уровень тревог и склонность к депрессиям.
Евгения Кригер выстроила системный взгляд на происходящее в родительско-детских системах, показала системное напряжение, с которым сами подростки справится не смогут без помощи с извне.
Горячая дискуссия состоялась вокруг темы нормы и патологии в подростковом возрасте, проблемы социализации подростков, их адаптации, самоактуализации и самопрезентации в мире. Также был затронут вопрос практик, позволяющих решать проблемы как самих подростков, так и их отношений со сверстниками и ближайшим окружением.
Одним из резюмирующих выводов стала мысль о том, что заявленная тема требует продолжения всестороннего обсуждения, выхода на психолого-педагогические практики работы с подрастающим поколением, психологической целенаправленной помощи педагогическим коллективам, педагогам в работе с подростками в современной школе.
Кригер Е.Э., Бахадова Е.В.