«Учебно-творческие мастерские» для студентов 1 и 2 курсов специальности «Клиническая психология» ежегодно проводит профессор кафедры Общей психологии Ирина Александровна Петухова с целью формирования профессиональных личностных компетенций студентов-психологов
В новом учебном году студенты-клиники 2 курса 1 группы Давыдова Софья и Рубина Полина стали авторами викторин-квизов на тему "Психология воли". Победители в первом квизе: 1место - Шамшина Варвара, 2 место - Агапова Валерия, 3 место - Габараева Валерия. Победители во втором квизе: 1 место - Богоявленская Александра, 2 место - Шамшина Варвара, 3 место - Воробьёва Дарья.
Третий квиз был посвящён сложной теме - "Понятие личности в разных психологических подходах". Автор квиза - Полещук Анна.
Победители:
Все авторы и победители получили призы. Было здорово, умно и весело, что отвечает главному девизу Учебно-творческих мастерских: "Учиться с удовольствием!"
24 октября студенты подготовили и провели очередную викторину на тему «Представления о строении и развитии личности в психоанализе». Тема сложная, но учебно-игровая ситуация позволяет студентам снизить состояние тревоги и проверить свои знания перед проведением соответствующей тестовой контрольной работы. Авторами викторины-квиза стали замечательные студенты – Воробьёва Дарья и Габараева Валерия (Гурьянова Елена - помощь в проведении викторины), за что все выразили им свою благодарность. Список победителей обновился, что говорит о повышении интеллектуальной активности студентов группы в целом. Первое место – Корнева Дарья, второе место – Гильмутдинова Ангелина, третье место – Бондарев Егор. Призы авторам и победителям – наши бурные аплодисменты и… вкусные шоколадки!
Сезон «Учебно-творческих мастерских» профессора кафедры Общей психологии Ирины Александровны Петуховой открылся и для новобранцев Института психологии имени Л.С. Выготского – студентов-клиников 1 и 2 групп 1 курса.
Первая проведенная со студентами работа условно названа «Встреча». В ходе этой встречи каждый студент представлялся, откуда он, что закончил (страна, город, школа, перевод из другого вуза, др.). Замечательно, что в течение пяти с половиной лет вместе будут учиться студенты из Казахстана, Киргизии, Карачаево-Черкессии, Якутии, Китая и Филиппин, из далеких городов южной, северной и средней России, из Сибири, а также из Москвы и Московской области. Приветственные аплодисменты и искренние улыбки получил каждый из студентов.
Вторая работа стала первой содержательной пробой психологического анализа своего выбора профессии психолога по специальности «клиническая психология». Студенты получили задание написать творческое эссе на тему «Почему я решил/решила стать психологом» с уточнением: почему для этих целей я выбрал/выбрала Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. Работы были высланы преподавателю на электронную почту (в основном эта инструкция соблюдалась, но некоторые студенты написали свои тексты от руки). Все эссе были изучены преподавателем и на ближайшем семинаре был проведен их содержательный анализ. Дискуссия получилась бурной и заинтересованной, никто не остался равнодушным. Пример этой трудной рефлексивной работы оказался полезным для всех. В конце четвертого семестра мы вновь вернемся к обсуждению этой темы и займемся ретрофлексией пройденного за два года пути к намеченной цели.
Одна работа была выполнена в стихотворной форме. Ее автор Полина Ипполитова нашла настолько точные и трогательные слова, что буквально заворожила своих благодарных слушателей.
«Дерево психологии»
В работе (октябрь 2023) приняли участие студенты-клиники 1 и 2 групп 1 курса (64 человека).
Цель работы: знакомство с научной психологией и начало формирования адекватной мотивации субъекта учебно-профессиональной деятельности.
После проведения первой Мастерской («Встреча» и «Почему я решил/решила стать психологом), цель которой состояла в «тим-билдинге» – т.е., в формировании команды, студенческой общности, объединенной общим мотивом (освоение профессии психолога) и целями (одна из них – формирование общепсихологического фундамента будущей профессии) мы переходим к работе над содержанием курса общей психологии.
На начальных этапах вхождения студента в профессиональное психологическое пространство целесообразно использование невербальных творческих заданий типа «Мое дерево психологии». Эта работа содержательно опирается на материал первой темы целостного курса общей психологии «Отрасли научной психологии и критерии их классификации». Студенты увлеченно рисуют само дерево – с корнями, стволом, ветвями и отходящими от них маленькими веточками. У кого-то получается настоящая живописная картина, у кого-то легкая акварель, у кого-то строгая графика, у кого-то рисунки в стиле «техно» и т.п. Где-то в ветвях этого фантазийного дерева они помещают себя (в виде белки, мышки, кошки, человека). Кто-то стоит рядом с деревом и завороженно смотрит на него, протягивая к нему руки, а кто-то просто лежит под деревом в ожидании того, что на него сверху свалится, наконец, желанный плод.
Таким образом, мы получаем богатый материал для проведения последующей дискуссии. Основные темы для обсуждения могут быть разными, например: какой путь мне предстоит пройти к намеченной цели; можно ли получить желаемый результат, не прилагая к этому личных усилий; можно ли просто отсидеться в дупле и получить адекватное представление об избранной профессии, т.п. Сами того не осознавая, студенты проходят своеобразный проективный личностный тест и вовлекаются в обсуждение полученных результатов, что чрезвычайно важно именно на первых этапах долгого и трудного пути в профессию. Результатом работы следует считать более глубокую профессиональную ориентацию в избранной профессиональной области, содержательное продвижение в становлении профессионального мышления, адекватной мотивации, личности будущего специалиста.
Как и в прошлом году, мы планируем организовать выставку избранных студенческих работ, среди которых в этом году появилась удивительная объемная модель «дерева» из проволоки, дерева, веревочек с прикрепленными «листиками», на которых обозначены отрасли современной психологии. Приходите посмотреть!
Ирина Александровна благодарит всех участников Учебно-творческой мастерской и желает удачи!
Текст: ИП РГГУ
Фото: ИП РГГУ