«Учебно-творческие мастерские» для студентов 1 и 2 курсов специальности «Клиническая психология» ежегодно проводит профессор кафедры Общей психологии Ирина Александровна Петухова с целью формирования профессиональных личностных компетенций студентов-психологов
В новом учебном году студенты-клиники 2 курса 1 группы Давыдова Софья и Рубина Полина стали авторами викторин-квизов на тему "Психология воли". Победители в первом квизе: 1место - Шамшина Варвара, 2 место - Агапова Валерия, 3 место - Габараева Валерия. Победители во втором квизе: 1 место - Богоявленская Александра, 2 место - Шамшина Варвара, 3 место - Воробьёва Дарья.
Третий квиз был посвящён сложной теме - "Понятие личности в разных психологических подходах". Автор квиза - Полещук Анна.
Победители:
Все авторы и победители получили призы. Было здорово, умно и весело, что отвечает главному девизу Учебно-творческих мастерских: "Учиться с удовольствием!"
24 октября студенты подготовили и провели очередную викторину на тему «Представления о строении и развитии личности в психоанализе». Тема сложная, но учебно-игровая ситуация позволяет студентам снизить состояние тревоги и проверить свои знания перед проведением соответствующей тестовой контрольной работы. Авторами викторины-квиза стали замечательные студенты – Воробьёва Дарья и Габараева Валерия (Гурьянова Елена - помощь в проведении викторины), за что все выразили им свою благодарность. Список победителей обновился, что говорит о повышении интеллектуальной активности студентов группы в целом. Первое место – Корнева Дарья, второе место – Гильмутдинова Ангелина, третье место – Бондарев Егор. Призы авторам и победителям – наши бурные аплодисменты и… вкусные шоколадки!
Сезон «Учебно-творческих мастерских» профессора кафедры Общей психологии Ирины Александровны Петуховой открылся и для новобранцев Института психологии имени Л.С. Выготского – студентов-клиников 1 и 2 групп 1 курса.
Первая проведенная со студентами работа условно названа «Встреча». В ходе этой встречи каждый студент представлялся, откуда он, что закончил (страна, город, школа, перевод из другого вуза, др.). Замечательно, что в течение пяти с половиной лет вместе будут учиться студенты из Казахстана, Киргизии, Карачаево-Черкессии, Якутии, Китая и Филиппин, из далеких городов южной, северной и средней России, из Сибири, а также из Москвы и Московской области. Приветственные аплодисменты и искренние улыбки получил каждый из студентов.
Вторая работа стала первой содержательной пробой психологического анализа своего выбора профессии психолога по специальности «клиническая психология». Студенты получили задание написать творческое эссе на тему «Почему я решил/решила стать психологом» с уточнением: почему для этих целей я выбрал/выбрала Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ. Работы были высланы преподавателю на электронную почту (в основном эта инструкция соблюдалась, но некоторые студенты написали свои тексты от руки). Все эссе были изучены преподавателем и на ближайшем семинаре был проведен их содержательный анализ. Дискуссия получилась бурной и заинтересованной, никто не остался равнодушным. Пример этой трудной рефлексивной работы оказался полезным для всех. В конце четвертого семестра мы вновь вернемся к обсуждению этой темы и займемся ретрофлексией пройденного за два года пути к намеченной цели.
Одна работа была выполнена в стихотворной форме. Ее автор Полина Ипполитова нашла настолько точные и трогательные слова, что буквально заворожила своих благодарных слушателей.
«Дерево психологии»
В работе (октябрь 2023) приняли участие студенты-клиники 1 и 2 групп 1 курса (64 человека).
Цель работы: знакомство с научной психологией и начало формирования адекватной мотивации субъекта учебно-профессиональной деятельности.
После проведения первой Мастерской («Встреча» и «Почему я решил/решила стать психологом), цель которой состояла в «тим-билдинге» – т.е., в формировании команды, студенческой общности, объединенной общим мотивом (освоение профессии психолога) и целями (одна из них – формирование общепсихологического фундамента будущей профессии) мы переходим к работе над содержанием курса общей психологии.
На начальных этапах вхождения студента в профессиональное психологическое пространство целесообразно использование невербальных творческих заданий типа «Мое дерево психологии». Эта работа содержательно опирается на материал первой темы целостного курса общей психологии «Отрасли научной психологии и критерии их классификации». Студенты увлеченно рисуют само дерево – с корнями, стволом, ветвями и отходящими от них маленькими веточками. У кого-то получается настоящая живописная картина, у кого-то легкая акварель, у кого-то строгая графика, у кого-то рисунки в стиле «техно» и т.п. Где-то в ветвях этого фантазийного дерева они помещают себя (в виде белки, мышки, кошки, человека). Кто-то стоит рядом с деревом и завороженно смотрит на него, протягивая к нему руки, а кто-то просто лежит под деревом в ожидании того, что на него сверху свалится, наконец, желанный плод.
Таким образом, мы получаем богатый материал для проведения последующей дискуссии. Основные темы для обсуждения могут быть разными, например: какой путь мне предстоит пройти к намеченной цели; можно ли получить желаемый результат, не прилагая к этому личных усилий; можно ли просто отсидеться в дупле и получить адекватное представление об избранной профессии, т.п. Сами того не осознавая, студенты проходят своеобразный проективный личностный тест и вовлекаются в обсуждение полученных результатов, что чрезвычайно важно именно на первых этапах долгого и трудного пути в профессию. Результатом работы следует считать более глубокую профессиональную ориентацию в избранной профессиональной области, содержательное продвижение в становлении профессионального мышления, адекватной мотивации, личности будущего специалиста.
Как и в прошлом году, мы планируем организовать выставку избранных студенческих работ, среди которых в этом году появилась удивительная объемная модель «дерева» из проволоки, дерева, веревочек с прикрепленными «листиками», на которых обозначены отрасли современной психологии. Приходите посмотреть!
Ирина Александровна благодарит всех участников Учебно-творческой мастерской и желает удачи!
Текст: ИП РГГУ
Фото: ИП РГГУ
28 марта 2025 г. в РГГУ прошла дискуссия о фильме «Малхолланд драйв», организованный Сообществом психологов в служебной деятельности «Ресурс» РГГУ. В рамках мероприятия спикер рассказал студентам, как создавался фильм и предложил обсудить символизм персонажей.
27 марта в РГГУ состоялась беседа на тему «Усилие или насилие?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианский ценности в современном мире». В беседе приняли участие студенты разных факультетов РГГУ, Российского православного университета, Дипломатической академии, Высшей школы экономики и других вузов.
19 марта 2025 г. студенты Института психологии им Л.С. Выготского РГГУ посмотрели комедию «Мещанин во дворянстве» в московском театре «Поколение». После спектакля состоялась дискуссия, в которой также приняли участие актёры, доцент ИП им. Л.С. Выготского РГГУ Е.В. Бахадова и магистр РГГУ, исполнитель главной роли в постановке А.У. Фастовский.
17 марта 2025 г. в РГГУ состоялась презентация книги «Ритм и пластическая культура личности». В ходе мероприятия студенты и преподаватели Института психологии им. Л.С. Выготского и Института филологии и истории РГГУ обсудили культурную ситуацию начала XX века, которая поставила во главу угла телесные аспекты личности как ответную реакцию общества на утрату религиозных основ культуры.
19 марта 2025 г. студенты 1-го курса Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ под руководством доцента кафедры нейро- и патопсихологии Д.Н. Ефремовой посетили Третьяковскую галерею, где рассмотрели экспозицию «Духовное наследие. Образ Спасителя в работах художников».
Оргкомитет XXVI Национального конкурса «Золотая Психея» сообщил, что проект профессора, к.психол.н., профессора кафедры общей психологии психологического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Ирины Александровны Петуховой «Авторские учебно-творческие мастерские для студентов «Учиться с удовольствием» принят к участию в номинации «Психологический инструмент года».
20 февраля 2025 г. в РГГУ прошла очередная встреча студенческого научного объединения Института психологии им. Л.С. Выготского на тему «Исследования эффективности психотерапии и компетенций психотерапевтов». Спикером выступила Наталья Кисельникова, к.психол.н., доцент, заведующая Лабораторией консультативной психологии и психотерапии онлайн-школы «Психодемия».
4 марта 2025 г. в РГГУ прошёл мастер-класс «Психология киберрыбалки: предотвращаем фишинг», организованный Сообществом психологов служебной деятельности «Ресурс» РГГУ. В рамках мероприятия спикеры рассказали студентам, как с помощью знаний психологии и IT распознавать манипуляции в Интернете и защищаться от них.
28 февраля в 429 аудитории 6 корпуса состоялся уникальный мастер-класс «Капсула времени», организованный Сообществом ПСД «Ресурс» совместно со Студсоветом ИП. Мероприятие собрало студентов, интересующихся самопознанием и творчеством, и позволило каждому участнику заглянуть в будущее через создание открытки-послания самому себе.
21-22 февраля 2025 г. в РГГУ прошли ежегодная международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность» и фестиваль психологических практик. Организатором мероприятия выступил Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.