РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Круглый стол 17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации
22.11.2022

Круглый стол 17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации

17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации по инициативе директора института Психологии им. Л.С.Выготского, доктора психологических наук, Надежды Владимировны Мазуровой состоялся Круглый стол на тему: «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»


Организоторами Круглого стола выступили заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов  и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева.

В работе Круглого стола приняли участие Директор профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» Ирина Дрозденко, заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Константин Богоносов, Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов, директор Ресурсного учебно-методического центра МГППУ Гузель Саитгалиева, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева, проректор по учебно-методической работе МГГЭУ Елена Сахарчук, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Дина Макеева, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МПГУ Анна Алмазова, директор Общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель, директор Центра инклюзивного образования Новгородской области Мила Волынчук.

По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования.

Выступление директора Института психологии им. Л.С.Выготского

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей весьма актуальны.

В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Тысячи педагогов дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ОВЗ, в настоящее время уже осознали, что этот способ обучения категорически противоречит потребностям детей и задачам российского образования в целом.

В течение XX века отечественные дефектологи и психологи проделали колоссальную работу по созданию уникальной системы обучения детей с ОВЗ. Были разработаны программы обучения, приемы и методы коррекции, создана оптимальная организация образовательной среды для каждого типа нарушения и возраста детей. За многие годы на практике доказана эффективность такого обучения.

После 1990-х гг. произошли кардинальные изменения, противоположные всей истории отечественной дефектологии и вообще принципам классической педагогики и психологии. Именно с этого времени тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем экономические санкции.

Инициатива в осуществлении инклюзии принадлежит США и ряду Европейских стран и не имеет под собой никаких научных оснований вследствие недостаточного уровня развития там специальной педагогики и специальной психологии. За десятилетия существования инклюзивного образования не получено данных о его преимуществах, не проведено ни одного глубокого сравнительного исследования.

А в России в одночасье была разрушена система специальных (коррекционных) школ, дети с ОВЗ остались без специальной поддержки, фактически они были лишены возможности реализовать свои конституционные права на эффективное обучение и воспитание, на трудовую деятельность.

Именно с ЭТОГО времени, с 1990-х годов прошлого века, тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем все экономические санкции.

Вдруг стали нужны не думающие и знающие люди, не ТВОРЦЫ, а рядовые исполнители. А исполнитель думать не умеет. Он – винтик. Профессионал – это вовсе не «человек, который занимается какой-то профессией», это «человек с особой системой организации СОЗНАНИЯ в направлении своей профессиональной деятельности, со стандартами и эталонами качества, этики, ценностей, высоким уровнем профессиональной ответственности».

Хочу обратить внимание, что особое место в картине мира профессионала занимают нравственные компоненты регуляции деятельности. Настоящий профессионал НИКОГДА не пойдет на сомнительные прожекты, руководствуясь только личной выгодой или «модными тенденциями».

Нужны ли были такие специалисты в полукриминальной обстановке 1990-х? Вероятно, НЕТ.

Тогда второй вопрос: «Не пора ли вспомнить, что сейчас мы живем в совершенно другой стране?»

В последние десятилетия развитие образования детей с овз можно охарактеризовать девизом «Курс прежний, ход задний». Девальвация моральных и исторических ценностей, формирование псевдоидеалов, уход от логики здравого смысла как раз и привели нас к той самой ситуации, которую вот уже пару десятков лет мы наблюдаем в детских садах и школах, пытаемся ее как-то объяснить, закрасить, переклеить, проводим конференции и различные курсы, эффективность которых очень мала. А нужно вспомнить, что прогресс – это не НОВОЕ, это ЛУЧШЕЕ и РАЗУМНОЕ.

Давайте с точки зрения здравого смысла разберемся, почему все подряд дети с ограниченными возможностями здоровья НЕ МОГУТ качественно обучаться в общеобразовательных школах.

Условия общеобразовательных школ не соответствуют потребностям детей с ОВЗ. Их образовательные потребности определяются познавательными, сенсорными, речевыми и поведенческими нарушениями. Психика ребенка с ОВЗ испытывает влияние первичного органического нарушения, соответственно, развивается абсолютно ИНАЧЕ!!! Нам об этом говорил Л.С.Выготский еще 90 лет назад.

Для коррекции вторичных нарушений в развитии, формирования «обходных путей эволюции» детям с ОВЗ необходимы несколько условий:

специальные программы,

специальные пособия и учебники,

специально подготовленные ДЕФЕКТОЛОГИ,

специальная техника и аппаратура,

работа в малых группах или индивидуально

постоянная медико-психолого-социальная поддержка.

НИЧЕГО этого в общеобразовательных школах нет.

Познавательный академический интерес детей с ОВЗ невелик, а профессиональной трудовой подготовки в общеобразовательной школе нет. В результате выпускники с ОВЗ лишаются возможности полноценно трудиться на производстве, пополняя собой и без того большую группу социально незащищенных людей, а иногда криминальные структуры. А это уже серьезный экономический вопрос!!!

Важно, что в ситуации инклюзии игнорируются образовательные потребности нормально развивающихся детей. Ежегодно общество теряет свой интеллектуальный потенциал, необходимый для развития любого государства, из-за того, что с начальной школы дети вынуждены замедлять темп обучения, не получать качественной педагогической поддержки, поскольку учитель выстраивает стратегию образования из расчета «среднего» ученика в классе. Кроме того, в инклюзивной школе искусственно создана ситуация противостояния коллектива и ребенка с ОВЗ, пороги эмоций выведены на крайний уровень за счет истощения ресурсов терпимости.

Я выступаю от лица педагогов, дефектологов и психологов образования. Предлагаю:

 Создать рабочую группу при Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации, силами которой провести аналитическое исследование проблем инклюзивного образования, результаты положить в основу будущих законодательных актов

- Проанализировать эффективность работы ПМПК и ее полномочия (есть вопросы)

- Поэтапно решить вопрос об изменении системы школьного образования для детей с ОВЗ в полном соответствии с образовательными потребностями каждой категории детей, включая все варианты инклюзии

- Вспомнить лучшую в мире систему образовательных учреждений для детей с ОВЗ и применять ее там и тогда, где и когда это  единственно необходимый ребенку вариант образования

q Предоставить нормально развивающимся детям возможность учиться в соответствии со своим темпом образования, сохранить интеллектуальный потенциал страны

- Начать готовить кадры коррекционных психологов для всех видов образования детей с ОВЗ. В качестве первой площадки использовать ресурс Института психологии им.  Л.С.Выготского  РГГУ

Постараться сделать это быстро, потому что у детей нет дополнительного времени для экспериментов взрослых, они растут и развиваются сейчас! 


Круглый стол
Поделиться новостью в Телеграм!
Институт психологии
читайте также
24 февраля 2025
Роль психолога в жизни Родины

20 февраля 2025 г. в преддверии праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошёл круглый стол, где обсудили роль психолога в жизни нашей страны.

19 февраля 2025
Студенты обсудили современный взгляд на эмоциональные симптомы эндокринных патологий

17 февраля 2025 г. для студентов Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошла лекция-дискуссия на тему взаимодействия с пациентами, имеющими распространённые эндокринологические заболевания. Спикером выступила В.Н. Шишкова, доктор медицинских наук, врач эндокринолог высшей квалификационной категории.

18 февраля 2025
Студенты Института психологии посетили уникальную выставку в Музее Москвы

Выставка посвящена героизму народа в сложные времена, начиная с монгольского нашествия и заканчивая Великой Отечественной войной.

10 января 2025
Студенты 1 курса знакомятся с профессией в ПКБ им. П.Б. Ганнушкина

Для группы клинических психологов 1 курса в рамках знакомства с профессией была организована экскурсия в Музей психиатрии Психиатрической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина. Экспозиция включает в себя обширный материал, относящийся к истории лечения больных с психическими заболеваниями как в России, так и за рубежом.

30 декабря 2024
Дискуссия с профессором И.А. Петуховой на тему «Что такое любовь»

В ознаменование «Года Семьи - 2024» в Институте психологии профессором И.А. Петуховой подготовлена и проведена со студентами, обучающимися по специальности «клиническая психология» на 2 курсе, дискуссия на тему «Что такое любовь».

24 декабря 2024
Карты мыслей от Психологического клуба РГГУ представили на очередной встрече НСО

Психологический клуб РГГУ при Научном студенческом обществе (НСО) запустил серию онлайн-встреч, посвященных искусству работы с информацией. В рамках данного блока встреч запланирован разбор различных техник ведения конспектов и заметок, изучение мнемотехник, которые помогут студентам эффективно обрабатывать большие объемы информации. Цель встреч – научиться эффективно систематизировать и организовывать информацию для запоминания и быстрого доступа для последующего использования.

24 декабря 2024
Сообщество ПСД «Ресурс»‎ провели вебинар «Энергия целей и энергия прокрастинации»

19 декабря в 19:00 на платформе Яндекс.Телемост состоялся вебинар «Энергия целей и энергия прокрастинации» с обсуждением вопросов, связанных с постановкой целей, планированием действий и новым восприятием прокрастинации. Ведущая встречи — Ольга Николаевна Попова, дипломированный психолог, бизнес-тренер, HR-специалист и кандидат психологических наук.

24 декабря 2024
Студенты Института психологии посетили Музей психиатрической клинической больницы №4

19 декабря 2024 г. студенты 2 курса специальности 37.05.01 «Клиническая психология» посетили под руководством зав. кафедрой нейро– и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Анны Сергеевны Нелюбиной Музей психиатрической клинической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина (ранее музей Преображенской психиатрической больницы). Замечательную экскурсию по территории больницы и музею провела заведующий музеем Елена Владимировна Хлюстова.

18 декабря 2024
В Институте Психологии провели занятие по безопасному обращению с автоматом Калашникова

17 декабря 2024 г. в рамках программы противодействия террору Институт Психологии им. Л.С. Выготского посетил инструктор от организации УНИБОС, который провел занятие со студентами 1-2 курсов по огневой подготовке.

18 декабря 2024
Студенты Института Психологии посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского

Студенты Института Психологии в рамках проекта «Построение идентичности средствами театральной символики и художественного образа» посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» Московского театра «Поколение».