РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Круглый стол 17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации
22.11.2022

Круглый стол 17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации

17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации по инициативе директора института Психологии им. Л.С.Выготского, доктора психологических наук, Надежды Владимировны Мазуровой состоялся Круглый стол на тему: «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»


Организоторами Круглого стола выступили заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов  и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева.

В работе Круглого стола приняли участие Директор профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» Ирина Дрозденко, заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Константин Богоносов, Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов, директор Ресурсного учебно-методического центра МГППУ Гузель Саитгалиева, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева, проректор по учебно-методической работе МГГЭУ Елена Сахарчук, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Дина Макеева, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МПГУ Анна Алмазова, директор Общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель, директор Центра инклюзивного образования Новгородской области Мила Волынчук.

По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования.

Выступление директора Института психологии им. Л.С.Выготского

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей весьма актуальны.

В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Тысячи педагогов дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ОВЗ, в настоящее время уже осознали, что этот способ обучения категорически противоречит потребностям детей и задачам российского образования в целом.

В течение XX века отечественные дефектологи и психологи проделали колоссальную работу по созданию уникальной системы обучения детей с ОВЗ. Были разработаны программы обучения, приемы и методы коррекции, создана оптимальная организация образовательной среды для каждого типа нарушения и возраста детей. За многие годы на практике доказана эффективность такого обучения.

После 1990-х гг. произошли кардинальные изменения, противоположные всей истории отечественной дефектологии и вообще принципам классической педагогики и психологии. Именно с этого времени тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем экономические санкции.

Инициатива в осуществлении инклюзии принадлежит США и ряду Европейских стран и не имеет под собой никаких научных оснований вследствие недостаточного уровня развития там специальной педагогики и специальной психологии. За десятилетия существования инклюзивного образования не получено данных о его преимуществах, не проведено ни одного глубокого сравнительного исследования.

А в России в одночасье была разрушена система специальных (коррекционных) школ, дети с ОВЗ остались без специальной поддержки, фактически они были лишены возможности реализовать свои конституционные права на эффективное обучение и воспитание, на трудовую деятельность.

Именно с ЭТОГО времени, с 1990-х годов прошлого века, тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем все экономические санкции.

Вдруг стали нужны не думающие и знающие люди, не ТВОРЦЫ, а рядовые исполнители. А исполнитель думать не умеет. Он – винтик. Профессионал – это вовсе не «человек, который занимается какой-то профессией», это «человек с особой системой организации СОЗНАНИЯ в направлении своей профессиональной деятельности, со стандартами и эталонами качества, этики, ценностей, высоким уровнем профессиональной ответственности».

Хочу обратить внимание, что особое место в картине мира профессионала занимают нравственные компоненты регуляции деятельности. Настоящий профессионал НИКОГДА не пойдет на сомнительные прожекты, руководствуясь только личной выгодой или «модными тенденциями».

Нужны ли были такие специалисты в полукриминальной обстановке 1990-х? Вероятно, НЕТ.

Тогда второй вопрос: «Не пора ли вспомнить, что сейчас мы живем в совершенно другой стране?»

В последние десятилетия развитие образования детей с овз можно охарактеризовать девизом «Курс прежний, ход задний». Девальвация моральных и исторических ценностей, формирование псевдоидеалов, уход от логики здравого смысла как раз и привели нас к той самой ситуации, которую вот уже пару десятков лет мы наблюдаем в детских садах и школах, пытаемся ее как-то объяснить, закрасить, переклеить, проводим конференции и различные курсы, эффективность которых очень мала. А нужно вспомнить, что прогресс – это не НОВОЕ, это ЛУЧШЕЕ и РАЗУМНОЕ.

Давайте с точки зрения здравого смысла разберемся, почему все подряд дети с ограниченными возможностями здоровья НЕ МОГУТ качественно обучаться в общеобразовательных школах.

Условия общеобразовательных школ не соответствуют потребностям детей с ОВЗ. Их образовательные потребности определяются познавательными, сенсорными, речевыми и поведенческими нарушениями. Психика ребенка с ОВЗ испытывает влияние первичного органического нарушения, соответственно, развивается абсолютно ИНАЧЕ!!! Нам об этом говорил Л.С.Выготский еще 90 лет назад.

Для коррекции вторичных нарушений в развитии, формирования «обходных путей эволюции» детям с ОВЗ необходимы несколько условий:

специальные программы,

специальные пособия и учебники,

специально подготовленные ДЕФЕКТОЛОГИ,

специальная техника и аппаратура,

работа в малых группах или индивидуально

постоянная медико-психолого-социальная поддержка.

НИЧЕГО этого в общеобразовательных школах нет.

Познавательный академический интерес детей с ОВЗ невелик, а профессиональной трудовой подготовки в общеобразовательной школе нет. В результате выпускники с ОВЗ лишаются возможности полноценно трудиться на производстве, пополняя собой и без того большую группу социально незащищенных людей, а иногда криминальные структуры. А это уже серьезный экономический вопрос!!!

Важно, что в ситуации инклюзии игнорируются образовательные потребности нормально развивающихся детей. Ежегодно общество теряет свой интеллектуальный потенциал, необходимый для развития любого государства, из-за того, что с начальной школы дети вынуждены замедлять темп обучения, не получать качественной педагогической поддержки, поскольку учитель выстраивает стратегию образования из расчета «среднего» ученика в классе. Кроме того, в инклюзивной школе искусственно создана ситуация противостояния коллектива и ребенка с ОВЗ, пороги эмоций выведены на крайний уровень за счет истощения ресурсов терпимости.

Я выступаю от лица педагогов, дефектологов и психологов образования. Предлагаю:

 Создать рабочую группу при Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации, силами которой провести аналитическое исследование проблем инклюзивного образования, результаты положить в основу будущих законодательных актов

- Проанализировать эффективность работы ПМПК и ее полномочия (есть вопросы)

- Поэтапно решить вопрос об изменении системы школьного образования для детей с ОВЗ в полном соответствии с образовательными потребностями каждой категории детей, включая все варианты инклюзии

- Вспомнить лучшую в мире систему образовательных учреждений для детей с ОВЗ и применять ее там и тогда, где и когда это  единственно необходимый ребенку вариант образования

q Предоставить нормально развивающимся детям возможность учиться в соответствии со своим темпом образования, сохранить интеллектуальный потенциал страны

- Начать готовить кадры коррекционных психологов для всех видов образования детей с ОВЗ. В качестве первой площадки использовать ресурс Института психологии им.  Л.С.Выготского  РГГУ

Постараться сделать это быстро, потому что у детей нет дополнительного времени для экспериментов взрослых, они растут и развиваются сейчас! 


Круглый стол
Поделиться новостью в Телеграм!
Институт психологии
читайте также
18 декабря 2024
В Институте Психологии провели занятие по безопасному обращению с автоматом Калашникова

17 декабря 2024 г. в рамках программы противодействия террору Институт Психологии им. Л.С. Выготского посетил инструктор от организации УНИБОС, который провел занятие со студентами 1-2 курсов по огневой подготовке.

18 декабря 2024
Студенты Института Психологии посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского

Студенты Института Психологии в рамках проекта «Построение идентичности средствами театральной символики и художественного образа» посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» Московского театра «Поколение».

18 декабря 2024
Студенты ИП РГГУ приняли участие в дискуссии, посвящённой противодействию коррупции

14 декабря 2024 г. в РГГУ прошла встреча со студентами-первокурсниками, организованная Институтом психологии им. Л.С. Выготского. В рамках мероприятия магистрантки 2-го курса Елена Чудова и Ирина Голощапова провели дискуссию на тему «Противодействие коррупции и преодоление конфликтов в образовательной среде».

16 декабря 2024
Встреча со студентами на тему: «Нейропсихология: о мозге и его возможностях с точки зрения психолога»

На мероприятии были затронуты такие вопросы как цели и задачи нейропсихологии, основные вехи её исторического развития, существующие направления современной нейропсихологии, особенности диагностики и коррекции в детском возрасте при нарушениях развития, а также вопросы реабилитации взрослых с повреждениями головного мозга.

16 декабря 2024
День героев в Институте психологии РГГУ

7 декабря 2024 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошла встреча, посвящённая Дню героев Отечества, в рамках которой студенты ознакомились с историей этого праздника.

11 декабря 2024
Семинар на тему «Противодействие экстремизму и терроризму»

6 декабря 2024 года состоялся семинар, посвященный вопросам профилактики деструктивных явлений в обществе, на котором присутствовали обучающиеся бакалавриата и магистратуры Института психологии им. Л.С. Выготского.

09 декабря 2024
Открытая беседа с доктором психологии (PhD) Дубинкиной Н.И.

Наталья Игоревна специализируется на математическом познании, психологии памяти и внимания и качественных методах исследования. Она рассказала о своем пути в науке, который начался с учебы в магистратуре в Нидерландах и продолжился в аспирантуре в Бельгии.

03 декабря 2024
Студенты посетили Международную академию Гештальта

29 ноября студенты Института психологии им. Л.С. Выготского под руководством доцента кафедры Общей психологии Перстневой Ириной Петровной посетили Международную академию гештальта (МАГ).

03 декабря 2024
Участие в Дне открытых дверей Школы №1596 для Высших учебных заведений

30 ноября в ГБОУ Школа № 1596 прошел День открытых дверей для Высших учебных заведений.

28 ноября 2024
Экскурсия в музей психиатрии ПКБ № 1 им Н.А. Алексеева

21 ноября студенты первого курса специальности клиническая психология посетили музей психиатрии Психиатрической клинической больницы № 1 им Н.А. Алексеева.