17 ноября в Совете Федарации Федерального собрания Российской Федерации по инициативе директора института Психологии им. Л.С.Выготского, доктора психологических наук, Надежды Владимировны Мазуровой состоялся Круглый стол на тему: «Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, обеспечивающих получение образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Организоторами Круглого стола выступили заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов и член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева.
В работе Круглого стола приняли участие Директор профессионального образовательного учреждения Ленинградской области «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» Ирина Дрозденко, заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ Константин Богоносов, Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ Артур Хаустов, директор Ресурсного учебно-методического центра МГППУ Гузель Саитгалиева, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева, проректор по учебно-методической работе МГГЭУ Елена Сахарчук, руководитель Федерального методического центра по инклюзивному образованию Дина Макеева, директор Института детства, заведующая кафедрой логопедии МПГУ Анна Алмазова, директор Общественного объединения «Союз специалистов и ведущих организаций инвалидов России» Наталья Крель, директор Центра инклюзивного образования Новгородской области Мила Волынчук.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации профильным министерствам и ведомствам, нацеленные на совершенствование подготовки специалистов в области инклюзивного образования.
Выступление директора Института психологии им. Л.С.Выготского
Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования этих детей весьма актуальны.
В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Тысячи педагогов дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ОВЗ, в настоящее время уже осознали, что этот способ обучения категорически противоречит потребностям детей и задачам российского образования в целом.
В течение XX века отечественные дефектологи и психологи проделали колоссальную работу по созданию уникальной системы обучения детей с ОВЗ. Были разработаны программы обучения, приемы и методы коррекции, создана оптимальная организация образовательной среды для каждого типа нарушения и возраста детей. За многие годы на практике доказана эффективность такого обучения.
После 1990-х гг. произошли кардинальные изменения, противоположные всей истории отечественной дефектологии и вообще принципам классической педагогики и психологии. Именно с этого времени тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем экономические санкции.
Инициатива в осуществлении инклюзии принадлежит США и ряду Европейских стран и не имеет под собой никаких научных оснований вследствие недостаточного уровня развития там специальной педагогики и специальной психологии. За десятилетия существования инклюзивного образования не получено данных о его преимуществах, не проведено ни одного глубокого сравнительного исследования.
А в России в одночасье была разрушена система специальных (коррекционных) школ, дети с ОВЗ остались без специальной поддержки, фактически они были лишены возможности реализовать свои конституционные права на эффективное обучение и воспитание, на трудовую деятельность.
Именно с ЭТОГО времени, с 1990-х годов прошлого века, тянется массированное неблагоприятное воздействие на всю систему образования, а не только на ее часть в виде специального образования. Произошла атака на профессионализм. Низкий профессионализм в области образования и культуры наносит вред стране куда больший, чем все экономические санкции.
Вдруг стали нужны не думающие и знающие люди, не ТВОРЦЫ, а рядовые исполнители. А исполнитель думать не умеет. Он – винтик. Профессионал – это вовсе не «человек, который занимается какой-то профессией», это «человек с особой системой организации СОЗНАНИЯ в направлении своей профессиональной деятельности, со стандартами и эталонами качества, этики, ценностей, высоким уровнем профессиональной ответственности».
Хочу обратить внимание, что особое место в картине мира профессионала занимают нравственные компоненты регуляции деятельности. Настоящий профессионал НИКОГДА не пойдет на сомнительные прожекты, руководствуясь только личной выгодой или «модными тенденциями».
Нужны ли были такие специалисты в полукриминальной обстановке 1990-х? Вероятно, НЕТ.
Тогда второй вопрос: «Не пора ли вспомнить, что сейчас мы живем в совершенно другой стране?»
В последние десятилетия развитие образования детей с овз можно охарактеризовать девизом «Курс прежний, ход задний». Девальвация моральных и исторических ценностей, формирование псевдоидеалов, уход от логики здравого смысла как раз и привели нас к той самой ситуации, которую вот уже пару десятков лет мы наблюдаем в детских садах и школах, пытаемся ее как-то объяснить, закрасить, переклеить, проводим конференции и различные курсы, эффективность которых очень мала. А нужно вспомнить, что прогресс – это не НОВОЕ, это ЛУЧШЕЕ и РАЗУМНОЕ.
Давайте с точки зрения здравого смысла разберемся, почему все подряд дети с ограниченными возможностями здоровья НЕ МОГУТ качественно обучаться в общеобразовательных школах.
Условия общеобразовательных школ не соответствуют потребностям детей с ОВЗ. Их образовательные потребности определяются познавательными, сенсорными, речевыми и поведенческими нарушениями. Психика ребенка с ОВЗ испытывает влияние первичного органического нарушения, соответственно, развивается абсолютно ИНАЧЕ!!! Нам об этом говорил Л.С.Выготский еще 90 лет назад.
Для коррекции вторичных нарушений в развитии, формирования «обходных путей эволюции» детям с ОВЗ необходимы несколько условий:
специальные программы,
специальные пособия и учебники,
специально подготовленные ДЕФЕКТОЛОГИ,
специальная техника и аппаратура,
работа в малых группах или индивидуально
постоянная медико-психолого-социальная поддержка.
НИЧЕГО этого в общеобразовательных школах нет.
Познавательный академический интерес детей с ОВЗ невелик, а профессиональной трудовой подготовки в общеобразовательной школе нет. В результате выпускники с ОВЗ лишаются возможности полноценно трудиться на производстве, пополняя собой и без того большую группу социально незащищенных людей, а иногда криминальные структуры. А это уже серьезный экономический вопрос!!!
Важно, что в ситуации инклюзии игнорируются образовательные потребности нормально развивающихся детей. Ежегодно общество теряет свой интеллектуальный потенциал, необходимый для развития любого государства, из-за того, что с начальной школы дети вынуждены замедлять темп обучения, не получать качественной педагогической поддержки, поскольку учитель выстраивает стратегию образования из расчета «среднего» ученика в классе. Кроме того, в инклюзивной школе искусственно создана ситуация противостояния коллектива и ребенка с ОВЗ, пороги эмоций выведены на крайний уровень за счет истощения ресурсов терпимости.
Я выступаю от лица педагогов, дефектологов и психологов образования. Предлагаю:
Создать рабочую группу при Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации, силами которой провести аналитическое исследование проблем инклюзивного образования, результаты положить в основу будущих законодательных актов
- Проанализировать эффективность работы ПМПК и ее полномочия (есть вопросы)
- Поэтапно решить вопрос об изменении системы школьного образования для детей с ОВЗ в полном соответствии с образовательными потребностями каждой категории детей, включая все варианты инклюзии
- Вспомнить лучшую в мире систему образовательных учреждений для детей с ОВЗ и применять ее там и тогда, где и когда это единственно необходимый ребенку вариант образования
q Предоставить нормально развивающимся детям возможность учиться в соответствии со своим темпом образования, сохранить интеллектуальный потенциал страны
- Начать готовить кадры коррекционных психологов для всех видов образования детей с ОВЗ. В качестве первой площадки использовать ресурс Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ
Постараться сделать это быстро, потому что у детей нет дополнительного времени для экспериментов взрослых, они растут и развиваются сейчас!