РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности
05.03.2021

Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности

 25 – 26 февраля 2021 года Институт Психологии им. Л.С. Выготского провел ежегодную Международную научно-практическую конференцию, в рамках которой прошел фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность».


В этом году конференция была посвящена обсуждению психологических подходов и практик, позволяющих сохранять жизненные силы и жизнестойкость, находить ресурсы  для борьбы с бессилием перед происходящим в условиях эпохи пандемии и сопровождающих ее социально-психологических процессах. Главной задачей участников конференции был поиск ответов на вопросы: как адаптироваться человеку в мире перед лицом биосоциальных бедствий, найти силы для сохранения устойчивости, преодолеть собственное бессилие.

Прошло обсуждение научных подходов и погружение в психологические практики, затрагивающие следующие аспекты новой реальности — эпохи пандемии:

  • системные и личностные факторы, механизмы, риски, последствия нарушения психологической устойчивости;
  • информационные системы/информационный вирус и психологическая устойчивость: критичность, осмысленность, избирательность информации;
  • психологическая устойчивость в принятии решений: перемены в жизни, риски социальные/медицинские и отношение к ним;
  • ситуации потери достоинства/травли (инаковость, антивирусная ксенофобия, отвержение, насилие и т.п.): сохранение психологической устойчивости и жизнестойкости;
  • образовательные и семейные системы: психологическая устойчивость во взаимодействии с детьми и школой (возрастные и жизненные кризисы детей и подростков, дистантное обучение);
  • психологическая устойчивость в ситуациях изменения структуры организационной системы (кадровые обновления в организации; увольнения; потеря бизнеса и др.) и семейной системы (утрата близких и др.).

Формат фестиваля-конференции включил в себя пленарные доклады, круглый стол и более двадцати разнообразных мастер-классов, представленных практикующими специалистами, исследователями различных школ практической психологии, работающих в системно-феноменологическом подходе, песочной терапии, арт-терапии, графологической психодиагностики, драматической импровизации, экзистенциальной психологии и коучинга.

С программой можно ознакомиться по ссылке.

Среди стран, участвующих в конференции, были представлены — Россия, Германия, Португалия, Китай, Украина, Эстония. Основной состав участников из Москвы и Московской области, кроме того были участники из Рязани и Петрозаводска.

В ходе работы конференции приняли участие представители 15 Российских вузов, в том числе ведущих вузов Москвы, занимающихся профессиональной подготовкой психологов, среди которых РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ, МГОУ, РАНХиГС, а так же ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Пленарное заседание


Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открылось обсуждением острых вопросов по теме «Психология человека эпохи пандемии». Исследователи обсудили психологический смысл, который несут возникающие изменения для развития человека в эпоху пандемии и возможные их последствия; а также — как изменится психологическая реальность человека в это время.

Психологическая реальность человека в эпоху пандемии была рассмотрена с различных точек зрения:

  • Культурно-исторический подход представил Каширский Дмитрий Валерьевич, доктор психологических наук, профессор Российского государственного социального университета (РГСУ). Он показал связь между социальной ситуаций развития человека и новообразованиями, которые неизбежно проявляются в результате переживания кризиса.
  • Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования РГГУ, предложила системно-феноменологический взгляд на ситуацию, захватывающую все сферы онтологического бытия человека с кажущейся ограниченностью и развертывающейся внутренней реальностью.
  • Бахадова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, представила девиантологический взгляд на ситуацию. Она обратила внимание на важность одних ценностей, снижение рейтинга других ценностей, а также — на потерю точки опоры и изменение копинг-стратегий в новой ситуации.
  • Патяева Екатерина Юрьевна, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, выделила четыре подхода к сохранению своего «Я», удерживанию внутреннего фокуса в условиях разбалансировки социально-психологических процессов.
  • Масалков Игорь Константинович, кандидат философских наук, член международной ассоциации клинических социологов, рассказал о международном опыте отношения к пандемии, о социокультурных различиях переживания самоизоляции и карантинных мерах в разных странах.
  • Петрушихина Елена Борисовна, кандидат психологических наук, декан факультета психологии образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, отметила важность образовательного контекста в развитии личности в условиях пандемии и самоизоляции.

Круглый стол «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности»


Большой интерес участников конференции вызвала работа круглого стола, который провела Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук. 

На круглом столе «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности» обсуждались вопросы устойчивости и изменчивости, границы и диффузность; а также возможности и ограничения разных терапевтических практик в формировании жизнестойкости человека. 

Участниками круглого стола стали преподаватели кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского — доктор психологических наук Мишина Марина Михайловна и кандидат психологических наук Резванцева Марина Олеговна. Они обратили внимание на особенности образовательного контекста в условиях пандемии, на устойчивость и диффузность, потерю мотивационно-смысловой связи в онлайн-обучении, а также дифференциацию и динамику позиций участников дистанционного обучения.

Представители медицинского взгляда на ситуацию в эпоху пандемии Ступак Валерий Семенович, доктор медицинских наук и Соколовская Татьяна Антоновна, кандидат медицинских наук, ФГУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России высказались о важнейшем факторе консолидации системы медицинской помощи населению и осознанности поведения каждого человека, отсутствия паники и важности овладения инструментами совладания со стрессом, как инструментом самопомощи в условиях неопределенности. Главной идеей круглого стола к концу дискуссии стала мысль о том, что это время для нас —  урок «искусства собирания сил жизни».

Специальным приглашенным гостем конференции, участником телемоста, был Хейко Клеве, профессор, доктор философии, системный консультант (DGSF), супервизор, системный супервизор, медиатор, заведующий кафедрой организации и развития семейного бизнеса, Института семейного бизнеса, Департамента менеджмента и предпринимательства, Факультета экономики и общества (Университет, г. Виттен, Германия).   

Хейко Клеве поделился своим взглядом на изменения человека  в условиях пандемии. Одними из самых обсуждаемых стали вопросы: «Есть ли системные причины в изменении устойчивости человека в условиях пандемии?» и «Есть ли системные динамики, которые приводят в движение систему?». 

Участники телемоста пришли к выводу, что после пандемии мы будем уважительнее относиться к своим потребностям, потребностям «другого» и совладаем со своими ожиданиями через уважение друг к другу.

На мастер-классах затронули темы:

  • социальных систем и психологической устойчивости в методе системных расстановок (Кригер Е.Э., Ленсмен А.,  Самар Е.И., Стародубцева Е.А., Троицкая О.); 
  • преодоления стресса и катастрофизации мышления и обретения опор в неопределенности в методе психодрамы (Патяева Е.Ю., Симакова Т.А., Гордеенко Д.В, Валуев О.С.); 

С помощью арт-терапевтических музыкальных подходов были рассмотрены семейные отношения, отношение к тревоге и стрессу в экзистенциальной арт-терапевтической технике, творческое самовыражение с помощью рисования мультфильмов (Терюшкова Ю.Ю., Бахадова Е.В., Багрызлова Д.В.).

Представители юнгианской и иных направлений песочной терапии показали техники  поиска ресурса и восстановления наполненности и движения жизни (Ахромеева И.С., Клименко Е.Л., Чекурина В.С., Эс И.В.).

Были представленные коммуникативные тренинги поддержки беременных и родительской компетентности (Армашевская О.В., Брызгалова О.Е., Ищенко Д.А., Ракус Н.В.), а также работа с графологической диагностикой (Барабанов Р.Е.).

Последний музыкальный мастер-класс, проведенный мастером джазовой музыкальной импровизации Михаилом Чиринашвили, стал апофеозом выражения рефлексии. Все мастер-классы прошли на высоком профессиональном уровне. 


Авторы:

Над материалом работали Евгения Кригер и Елена Бахадова


Поделиться новостью в Телеграм!
Институт психологии
читайте также
10 марта 2025
На встрече СНО рассмотрели исследования эффективности психотерапии

20 февраля 2025 года прошла очередная встреча в рамках постоянного научно-практического семинара Студенческого научного общества Института психологии имени Л.С. Выготского (СНО). Темой встречи стало «Исследования эффективности психотерапии и компетенций психотерапевтов», что является актуальным направлением в области психологии и психотерапии.

06 марта 2025
Студентов научили как защищаться от манипуляций в интернете

4 марта в 416 аудитории 6 корпуса прошел мастер-класс «Психология киберрыбалки: предотвращаем фишинг». Спикер рассказал, как распознавать и защищаться от манипуляций в интернете, используя знания психологии и IT.

06 марта 2025
Мастер-класс «Капсула времени»: студенты психологи создавали открытки-послания

28 февраля в 429 аудитории 6 корпуса состоялся уникальный мастер-класс «Капсула времени», организованный Сообществом ПСД «Ресурс» совместно со Студсоветом ИП. Мероприятие собрало студентов, интересующихся самопознанием и творчеством, и позволило каждому участнику заглянуть в будущее через создание открытки-послания самому себе.

05 марта 2025
«Практическая психология и новая реальность»

21-22 февраля 2025 г. в РГГУ прошли ежегодная международная научно-практическая конференция «Практическая психология и новая реальность» и фестиваль психологических практик. Организатором мероприятия выступил Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

05 марта 2025
Студентам ИП им. Л.С. Выготского рассказали, как использовать проективные методики на практике

26 февраля 2025 г. в РГГУ в рамках воспитательной работы для студентов 3-5-го курсов Института психологии им. Л.С. Выготского прошло профориентационное мероприятие «Использование проективных методов в практической работе клинического психолога», организованное заведующей кафедрой нейро- и патопсихологии А.С. Нелюбиной.

27 февраля 2025
Студенты провели киновстречу «Один день одним вечером»

Встреча организована сообществом ПСД «Ресурс» и студенческим советом ИЕиМИ. Спикером мероприятия выступила Перстнева Ирина Петровна - доцент кафедры общей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского.

24 февраля 2025
Роль психолога в жизни Родины

20 февраля 2025 г. в преддверии праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошёл круглый стол, где обсудили роль психолога в жизни нашей страны.

19 февраля 2025
Студенты обсудили современный взгляд на эмоциональные симптомы эндокринных патологий

17 февраля 2025 г. для студентов Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошла лекция-дискуссия на тему взаимодействия с пациентами, имеющими распространённые эндокринологические заболевания. Спикером выступила В.Н. Шишкова, доктор медицинских наук, врач эндокринолог высшей квалификационной категории.

18 февраля 2025
Студенты Института психологии посетили уникальную выставку в Музее Москвы

Выставка посвящена героизму народа в сложные времена, начиная с монгольского нашествия и заканчивая Великой Отечественной войной.

10 января 2025
Студенты 1 курса знакомятся с профессией в ПКБ им. П.Б. Ганнушкина

Для группы клинических психологов 1 курса в рамках знакомства с профессией была организована экскурсия в Музей психиатрии Психиатрической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина. Экспозиция включает в себя обширный материал, относящийся к истории лечения больных с психическими заболеваниями как в России, так и за рубежом.