РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности
05.03.2021

Исследователи обсудили психологические подходы, помогающие сохранить равновесие в новой реальности

 25 – 26 февраля 2021 года Институт Психологии им. Л.С. Выготского провел ежегодную Международную научно-практическую конференцию, в рамках которой прошел фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность».


В этом году конференция была посвящена обсуждению психологических подходов и практик, позволяющих сохранять жизненные силы и жизнестойкость, находить ресурсы  для борьбы с бессилием перед происходящим в условиях эпохи пандемии и сопровождающих ее социально-психологических процессах. Главной задачей участников конференции был поиск ответов на вопросы: как адаптироваться человеку в мире перед лицом биосоциальных бедствий, найти силы для сохранения устойчивости, преодолеть собственное бессилие.

Прошло обсуждение научных подходов и погружение в психологические практики, затрагивающие следующие аспекты новой реальности — эпохи пандемии:

  • системные и личностные факторы, механизмы, риски, последствия нарушения психологической устойчивости;
  • информационные системы/информационный вирус и психологическая устойчивость: критичность, осмысленность, избирательность информации;
  • психологическая устойчивость в принятии решений: перемены в жизни, риски социальные/медицинские и отношение к ним;
  • ситуации потери достоинства/травли (инаковость, антивирусная ксенофобия, отвержение, насилие и т.п.): сохранение психологической устойчивости и жизнестойкости;
  • образовательные и семейные системы: психологическая устойчивость во взаимодействии с детьми и школой (возрастные и жизненные кризисы детей и подростков, дистантное обучение);
  • психологическая устойчивость в ситуациях изменения структуры организационной системы (кадровые обновления в организации; увольнения; потеря бизнеса и др.) и семейной системы (утрата близких и др.).

Формат фестиваля-конференции включил в себя пленарные доклады, круглый стол и более двадцати разнообразных мастер-классов, представленных практикующими специалистами, исследователями различных школ практической психологии, работающих в системно-феноменологическом подходе, песочной терапии, арт-терапии, графологической психодиагностики, драматической импровизации, экзистенциальной психологии и коучинга.

С программой можно ознакомиться по ссылке.

Среди стран, участвующих в конференции, были представлены — Россия, Германия, Португалия, Китай, Украина, Эстония. Основной состав участников из Москвы и Московской области, кроме того были участники из Рязани и Петрозаводска.

В ходе работы конференции приняли участие представители 15 Российских вузов, в том числе ведущих вузов Москвы, занимающихся профессиональной подготовкой психологов, среди которых РГГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ, МГОУ, РАНХиГС, а так же ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России.

Пленарное заседание


Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открылось обсуждением острых вопросов по теме «Психология человека эпохи пандемии». Исследователи обсудили психологический смысл, который несут возникающие изменения для развития человека в эпоху пандемии и возможные их последствия; а также — как изменится психологическая реальность человека в это время.

Психологическая реальность человека в эпоху пандемии была рассмотрена с различных точек зрения:

  • Культурно-исторический подход представил Каширский Дмитрий Валерьевич, доктор психологических наук, профессор Российского государственного социального университета (РГСУ). Он показал связь между социальной ситуаций развития человека и новообразованиями, которые неизбежно проявляются в результате переживания кризиса.
  • Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования РГГУ, предложила системно-феноменологический взгляд на ситуацию, захватывающую все сферы онтологического бытия человека с кажущейся ограниченностью и развертывающейся внутренней реальностью.
  • Бахадова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, представила девиантологический взгляд на ситуацию. Она обратила внимание на важность одних ценностей, снижение рейтинга других ценностей, а также — на потерю точки опоры и изменение копинг-стратегий в новой ситуации.
  • Патяева Екатерина Юрьевна, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова, выделила четыре подхода к сохранению своего «Я», удерживанию внутреннего фокуса в условиях разбалансировки социально-психологических процессов.
  • Масалков Игорь Константинович, кандидат философских наук, член международной ассоциации клинических социологов, рассказал о международном опыте отношения к пандемии, о социокультурных различиях переживания самоизоляции и карантинных мерах в разных странах.
  • Петрушихина Елена Борисовна, кандидат психологических наук, декан факультета психологии образования Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, отметила важность образовательного контекста в развитии личности в условиях пандемии и самоизоляции.

Круглый стол «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности»


Большой интерес участников конференции вызвала работа круглого стола, который провела Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук. 

На круглом столе «Психологическая устойчивость и жизнестойкость: методология, контексты и подтексты новой реальности» обсуждались вопросы устойчивости и изменчивости, границы и диффузность; а также возможности и ограничения разных терапевтических практик в формировании жизнестойкости человека. 

Участниками круглого стола стали преподаватели кафедры психологии и педагогики образования Института Психологии им. Л.С. Выготского — доктор психологических наук Мишина Марина Михайловна и кандидат психологических наук Резванцева Марина Олеговна. Они обратили внимание на особенности образовательного контекста в условиях пандемии, на устойчивость и диффузность, потерю мотивационно-смысловой связи в онлайн-обучении, а также дифференциацию и динамику позиций участников дистанционного обучения.

Представители медицинского взгляда на ситуацию в эпоху пандемии Ступак Валерий Семенович, доктор медицинских наук и Соколовская Татьяна Антоновна, кандидат медицинских наук, ФГУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России высказались о важнейшем факторе консолидации системы медицинской помощи населению и осознанности поведения каждого человека, отсутствия паники и важности овладения инструментами совладания со стрессом, как инструментом самопомощи в условиях неопределенности. Главной идеей круглого стола к концу дискуссии стала мысль о том, что это время для нас —  урок «искусства собирания сил жизни».

Специальным приглашенным гостем конференции, участником телемоста, был Хейко Клеве, профессор, доктор философии, системный консультант (DGSF), супервизор, системный супервизор, медиатор, заведующий кафедрой организации и развития семейного бизнеса, Института семейного бизнеса, Департамента менеджмента и предпринимательства, Факультета экономики и общества (Университет, г. Виттен, Германия).   

Хейко Клеве поделился своим взглядом на изменения человека  в условиях пандемии. Одними из самых обсуждаемых стали вопросы: «Есть ли системные причины в изменении устойчивости человека в условиях пандемии?» и «Есть ли системные динамики, которые приводят в движение систему?». 

Участники телемоста пришли к выводу, что после пандемии мы будем уважительнее относиться к своим потребностям, потребностям «другого» и совладаем со своими ожиданиями через уважение друг к другу.

На мастер-классах затронули темы:

  • социальных систем и психологической устойчивости в методе системных расстановок (Кригер Е.Э., Ленсмен А.,  Самар Е.И., Стародубцева Е.А., Троицкая О.); 
  • преодоления стресса и катастрофизации мышления и обретения опор в неопределенности в методе психодрамы (Патяева Е.Ю., Симакова Т.А., Гордеенко Д.В, Валуев О.С.); 

С помощью арт-терапевтических музыкальных подходов были рассмотрены семейные отношения, отношение к тревоге и стрессу в экзистенциальной арт-терапевтической технике, творческое самовыражение с помощью рисования мультфильмов (Терюшкова Ю.Ю., Бахадова Е.В., Багрызлова Д.В.).

Представители юнгианской и иных направлений песочной терапии показали техники  поиска ресурса и восстановления наполненности и движения жизни (Ахромеева И.С., Клименко Е.Л., Чекурина В.С., Эс И.В.).

Были представленные коммуникативные тренинги поддержки беременных и родительской компетентности (Армашевская О.В., Брызгалова О.Е., Ищенко Д.А., Ракус Н.В.), а также работа с графологической диагностикой (Барабанов Р.Е.).

Последний музыкальный мастер-класс, проведенный мастером джазовой музыкальной импровизации Михаилом Чиринашвили, стал апофеозом выражения рефлексии. Все мастер-классы прошли на высоком профессиональном уровне. 


Авторы:

Над материалом работали Евгения Кригер и Елена Бахадова


Поделиться новостью в Телеграм!
Институт психологии
читайте также
10 января 2025
Студенты 1 курса знакомятся с профессией в ПКБ им. П.Б. Ганнушкина

Для группы клинических психологов 1 курса в рамках знакомства с профессией была организована экскурсия в Музей психиатрии Психиатрической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина. Экспозиция включает в себя обширный материал, относящийся к истории лечения больных с психическими заболеваниями как в России, так и за рубежом.

30 декабря 2024
Дискуссия с профессором И.А. Петуховой на тему «Что такое любовь»

В ознаменование «Года Семьи - 2024» в Институте психологии профессором И.А. Петуховой подготовлена и проведена со студентами, обучающимися по специальности «клиническая психология» на 2 курсе, дискуссия на тему «Что такое любовь».

24 декабря 2024
Карты мыслей от Психологического клуба РГГУ представили на очередной встрече НСО

Психологический клуб РГГУ при Научном студенческом обществе (НСО) запустил серию онлайн-встреч, посвященных искусству работы с информацией. В рамках данного блока встреч запланирован разбор различных техник ведения конспектов и заметок, изучение мнемотехник, которые помогут студентам эффективно обрабатывать большие объемы информации. Цель встреч – научиться эффективно систематизировать и организовывать информацию для запоминания и быстрого доступа для последующего использования.

24 декабря 2024
Сообщество ПСД «Ресурс»‎ провели вебинар «Энергия целей и энергия прокрастинации»

19 декабря в 19:00 на платформе Яндекс.Телемост состоялся вебинар «Энергия целей и энергия прокрастинации» с обсуждением вопросов, связанных с постановкой целей, планированием действий и новым восприятием прокрастинации. Ведущая встречи — Ольга Николаевна Попова, дипломированный психолог, бизнес-тренер, HR-специалист и кандидат психологических наук.

24 декабря 2024
Студенты Института психологии посетили Музей психиатрической клинической больницы №4

19 декабря 2024 г. студенты 2 курса специальности 37.05.01 «Клиническая психология» посетили под руководством зав. кафедрой нейро– и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Анны Сергеевны Нелюбиной Музей психиатрической клинической больницы №4 им. П.Б. Ганнушкина (ранее музей Преображенской психиатрической больницы). Замечательную экскурсию по территории больницы и музею провела заведующий музеем Елена Владимировна Хлюстова.

18 декабря 2024
В Институте Психологии провели занятие по безопасному обращению с автоматом Калашникова

17 декабря 2024 г. в рамках программы противодействия террору Институт Психологии им. Л.С. Выготского посетил инструктор от организации УНИБОС, который провел занятие со студентами 1-2 курсов по огневой подготовке.

18 декабря 2024
Студенты Института Психологии посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского

Студенты Института Психологии в рамках проекта «Построение идентичности средствами театральной символики и художественного образа» посетили премьерный спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» Московского театра «Поколение».

18 декабря 2024
Студенты ИП РГГУ приняли участие в дискуссии, посвящённой противодействию коррупции

14 декабря 2024 г. в РГГУ прошла встреча со студентами-первокурсниками, организованная Институтом психологии им. Л.С. Выготского. В рамках мероприятия магистрантки 2-го курса Елена Чудова и Ирина Голощапова провели дискуссию на тему «Противодействие коррупции и преодоление конфликтов в образовательной среде».

16 декабря 2024
Встреча со студентами на тему: «Нейропсихология: о мозге и его возможностях с точки зрения психолога»

На мероприятии были затронуты такие вопросы как цели и задачи нейропсихологии, основные вехи её исторического развития, существующие направления современной нейропсихологии, особенности диагностики и коррекции в детском возрасте при нарушениях развития, а также вопросы реабилитации взрослых с повреждениями головного мозга.

16 декабря 2024
День героев в Институте психологии РГГУ

7 декабря 2024 г. в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ прошла встреча, посвящённая Дню героев Отечества, в рамках которой студенты ознакомились с историей этого праздника.