4-5 марта 2023 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась ежегодная Международная научно-практической конференция, включающей фестиваль психологических практик «Практическая психология и новая реальность», подготовленная и проведенная Институтом Психологии им. Л.С. Выготского.
В рамках конференции, прошли сессии с пленарными докладами, круглый стол, телемост «Москва - Бильбао» с международным тренером системных бизнес-расстановок Сесилио Фернандеса Регоджо, 16 мастер-классов ведущих специалистов-практиков, а также спектакль студентов «Института современного Искусства» с обсуждением, режиссер Е.В. Дробышева.
Конференция собрала специалистов из России: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Петрозаводска, Рязани, Испании. Всего ней приняли участие более 100 человек.
Пленарное заседание было открыто директором Института им. Л.С. Выготского Мазуровой Надеждой Владимировной и деканом факультета психологии образования Петрушихиной Еленой Борисовной, которые в приветственном слове участникам отметили, что взаимодействие между практической и академической психологией является важнейшей задачей в условии не просто неопределенности, но в условиях кризиса неопределенности. «Люди ждут нашей помощи, нашего понимания, поэтому нам важно найти ответы на вопросы о том, как обрести опору в жизни, как не растерять силы в борьбе с повседневной рутиной и как реализовать себя для помощи будущим поколениям. Я уверена, что у нас получится, ведь наш творческий и созидательный поиск постоянен – наша конференция тому доказательство. Эта конференция важна в разных аспектах, в первую очередь, как инструмент обогащения, личностного и профессионального развития участников, их коллективного интеллекта», – подчеркнула Елена Борисовна Петрушихина.
Пленарное заседание в форме панельной дискуссии открылось обсуждением острых вопросов кризиса неопределенности и наметила пути развития психологии будущего, разработки методологии, теории и практики, показало новые подходы в практической психологии. Психологическая реальность человека в эпоху неопределенности и кризисов была рассмотрена с различных точек зрения.
Первым выступил профессор кафедры психологии и педагогики образования РГГУ Виталий Константинович Шабельников с докладом «Личность и общество. Психология социальных кризисов», в котором он рассказал об особенностях практической психологии и психологических кризисов. Он отметил, что практическая психология тесно связана с обществом, поэтому потребность в ней возникает в тяжелый для социума момент. В качестве подтверждения своих тезисов профессор привел примеры включения психологии в решение социальных проблем.
Второй доклад пленарного заседания доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Екатерины Юрьевны Патяевой был посвящен внутренней работе личности и тому, как накопленный стресс может стать потенциальным источником сил.
Мазурова Надежда Владимировна, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ) проанализировала характеристики современной детской популяции, показала ее особенности и пути преодоления негативных тенденции в развитии современного ребенка.
Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики образования (РГГУ) предложила системно-феноменологический взгляд на ситуацию, подняла проблемы самоориентация субъекта в мире неопределённости.
Валуев Олег Сергеевич, мл. научный сотрудник Школы Антропологии Будущего РАНХиГС, поделился размышлениями о «Поэтике неопределённости» и психологии «возвращения к пределам», об отношениях теории и практики в кризисе, возможностях и способах «быть в неопределенности» и как «опираться на изменения», направлениях психологической работы с неопределенностью.
По традиции Пленарное заседание завершилось классической музыкой, метафора связи классики и современности, психологии и искусства, теории и практики.
Специальным приглашенным гостем был международный практик Сесилио Фернандеса Регоджо (Испания и Португалия), который представил практическую «организационную расстановку» на выбор жизненного пути в условиях неопределенности по авторской методик, признанной международным профессиональном сообществом.
Большой интерес участников Конференции вызвала работа Круглого стола и секционных докладов, посвященного кризису неопределенности и психологии будущего. Модератором круглого стола был доктор педагогических наук, профессор ГГТУ г. Орехово-Зуево Майер Алексей Александрович, где в дискуссионном потоке сталкивались взгляды на «человека самоопределяющегося» и «человека предопределенного», взгляды на мир как «целостную или хаотичную структуру», на причины личностной дезорганизации современного человека. По итогам круглого стола выкристаллизовалось понимание вектора движения личности и общества к осознанности и принятию неопределенности как «части жизни», как вызова к развитию личности, где в итоге человек становится «автором своей жизни». Активное участие в дискуссии приняли преподаватели РГГУ: Мишина М.М., Кригер Е.Э., Немцов А.А., Орестов Р.О., Валуев О.С. и Каширский Д.В. (РГСУ), а также аспиранты и студенты, гости конференции.
Фестивальная программа воплотилась 16-ю мастер-классами, где были представлены следующие авторские разработки специалистов-практиков: в методе системных расстановок затронуты были темы психологического сопровождения в ситуации безвыходности и в «работе с будущим», (Кригер Е.Э.); с помощью метода драматической импровизации, исследовали кризис потери ценностной укоренённости в мире и способы его преодоления (Патяева Е.Ю., Букинич А.А., Горскина И.Н.); представлена работа в нейропсихологическом подходе при коррекции эмоциональных и когнитивных нарушений у детей и подростков (Мазурова Н.В); арт-терапевтический подход в развитии субъектности с помощью режиссерской игры и драматизации в детской мультипликации (Багрызлова Д.В.), а так же в работе с теневыми сторонами личности с помощью кинетического песка и другими арт-терапевтическими приемами (Садко Е.А.); в методе психодрамы и арт-терапии были показаны механизмы осознания вытесненных переживаний личности, связанных с затруднением адаптации в сложных социальных условиях, при учете особенностей современного родительства (Симакова Т.А., Никольский А.С.); в методе системой семейной терапии была показана работа психолога-сексолога, применительно к вызовам новой реальности (Терюшкова Ю.Ю); два мастер-класса показали работу с ресурсными состояниями, а именно по восстановлению ресурсного состояния и повышения собственной работоспособности (Воркина Е.В), и проведен пластический танцевально-импровизационный тренинг: «Единство души, ума и тела» (Дробышева Е.В., Иманакунова Б.О.); экзистенциальный подход был представлен в осмыслении стоической практики бытия в неопределенности (Валуев О.С.) и в осмыслении цифровой социализации современного человека (Бахадова Е.В., Чужикова Е.В.); в методе «понимающей психотерапии» проводился поиск значимых для человека ориентиров в разнонаправленном нестабильном мире, через переживания жизненных замыслов человека (Андриянова Л.В.); были продемонстрированы эффективные инструменты для профессиональных психологов в работе с тревожными расстройствами (Барабанов Р.Е) и приемы самоэффективности консультирующих психологов в условиях неопределенности (Лепская Д.В).
В заключение конференции, студенты театрального факультета АНО ВО «Института современного искусства» показали спектакль «Диарезис Одиночества», поставленный режиссером-педагогом и автор идеи Еленой Витальевной Дробышевой - актрисой театра и кино, режиссером, психологом, философом. После спектакля было обсуждение психологического замысла и воплощения «Диарезиса…», который был важен как для участников конференции, так и для театральной труппы, сделавшей попытку соединить Диалоги Платона, когнитивный и аффективные компоненты в балансе восприятия и опыта каждого актера и каждого смотрящего, по ту сторону рампы, тем самым соединив психологию и искусство.
Авторы текста: Кригер Е.Э., Бахадова Е.В.