РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Состоялась премьера музыкально-литературной гостиной «Цветы золотого века»
15.04.2024

Состоялась премьера музыкально-литературной гостиной «Цветы золотого века»

В Центральной аудитории РГГУ состоялась премьера музыкально-литературной гостиной «Цветы золотого века». В ней приняли участие студенты Гуманитарного колледжа, ставшие на один вечер настоящими актёрами.


Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу первой трети XIX века. В этот период в России было создано множество классических произведений, которые до сих пор являются неотъемлемой частью мировой культуры. Само определение «золотой век нашей словесности» впервые дал критик Петр Плетнев: «Соединяя превосходный дар с образованнейшим вкусом, глубочайшее чувство поэзии с совершенным познанием таинств языка нашего, все правила стихотворства со всеми его видоизменениями и отступлениями от условий места и времени, эти поэты дали нам почувствовать, что поэзия, кроме вдохновения, должна покоряться труднейшему искусству: не употреблять в стихе ни одного слова слабого или неравносильного мысли, ни одного звука неприятного или разногласного с своим понятием, ни одного украшения преувеличенного или принужденного, ни одного оборота трудного или изысканного…»

Золотой век русской литературы характеризуется множеством достойных произведений великих авторов -бесценным богатством, которое продолжает вдохновлять и волновать нас до сегодняшнего дня. Зрители получили возможность ненадолго вернуться в прошлое - и побывать в салоне княгини Зинаиды Волконской (Лариса Акопян), на тайном собрании будущих декабристов, о которых Александр Герцен в журнале «Колокол» скажет: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение… да, это были люди!» А еще – оказаться вместе с М. Лермонтовым в ущелье Кавказских гор и заглянуть в 19 октября 1836 года – традиционное празднование лицейской годовщины, последней с Пушкиным…

Предельная эмоциональность выступлений, вживание в образы своих героев, позволили участникам гостиной и зрителям прочувствовать трагические судьбы поэтов той далекой эпохи. Александр Пушкин в исполнении Дмитрия Кедровского, Николай Карамзин – Василий Колюбин, Александр Шишков – Андрей Хохлов, Василий Жуковский – Артем Лавров, Петр Вяземский – Егор Зинченко говорили о поэзии и роли поэта в мире. Гимном России прозвучали стихи Николая Языкова в исполнении Георгия Киреева: «Крепка, надёжна Русь святая, / И русский Бог ещё велик!»

Трагические судьбы декабристов (Иван Анненков – Иван Ларькин, Сергей Муравьев-Апостол – Степан Лось, Павел Пестель – Матвей Шатохин, Кондратий Рылеев – Федор Бутенко, Сергей Трубецкой – Савелий Поляков, Бестужев – Тимофей Гончаров), задумавших переустроить Россию, - тема второй сцены спектакля. В финале – знаменитое послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» - гимн свободе и смелости. Проникновенно прозвучал и ответ в исполнении Екатерины Неретиной.

Самая таинственная сцена спектакля – диалог Михаила Лермонтова (Артур Мнацаканян) и «его» Демона (Елизавета Марюшкина). Как известно, Лермонтов часто возвращался к этому сюжету. Начав писать «Демона» в 15-летнем возрасте, поэт раз за разом возвращался к этому образу на протяжении десяти лет. Демон Лермонтова – это не абстрактное мировое зло, «личное» зло поэта, это демон его внутренней жизни, сильный, хитрый, диктующий свою волю, словно реально материализующийся в присутствии самого поэта из глубины его сердца, где, по словам Достоевского, «дьявол с Богом борется».

Наконец - лицеисты, верные своему «школьному» братству (Модест Корф – Дамир Сулейманов, Александр Горчаков – Матвей Володин, Александр Вольховский – Иван Гаврилов, Михаил Яковлев – Даниил Смирнов, Вильгельм Кюхельбекер – Давид Аветисян, Алексей Комовский – Богдан Гогин, Константин Данзас – Дмитрий Орлов). Смерть Пушкина – это знак завершения «золотого века». Конечно, начинался Золотой век с Жуковского, и он с не меньшим правом, чем Пушкин, мог бы служить его символом. А еще Вяземский, Баратынский, Языков… Всех их можно назвать совестью золотого века русской поэзии. Но душой – только Пушкина…

   Прекрасно дополняли сюжет музыкальные номера: романс на стихи Дениса Давыдова «Не пробуждай» в исполнении Моники Григорян и романс Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды» в исполнении Александры Флеровой.

Главной наградой за проникновенное исполнение стали аплодисменты зрителей. Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в создании спектакля; особую благодарность выражаем автору спектакля, преподавателю литературы, к.ф.н. Орловой Ольге Анатольевне и организатору этого творческого мероприятия - Козловой Валентине Юрьевне.

Текст: Ольга Орлова
Фото: Аделия Ломазова, Елизавета Петрушина