24 апреля 2024 года кафедрой иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ в смешанном формате была проведена V Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, зарубежные гости из Узбекистана, Армении, Германии, Швейцарии.
Доклады участников конференции были посвящены актуальным проблемам образования, методике преподавания иностранного языка, коммуникативным аспектам, вопросам, связанным с лингвистикой, текстологией, лингвокультурологией.
Была особо подчеркнута воспитательная составляющая процесса обучения иностранному языку. По этой причине большой интерес вызвали работы, посвященные проблемам смысловой коммуникации, понимаемой как некая интенция – актуальное намерение педагога (преподавателя, учителя) вступить в коммуникацию с учеником (студентом). Было отмечено, что спорным является мнение, согласно которому заранее структурированная (как внешне, так и содержательно) учебная коммуникация накладывает некие императивные скрепы на участвующих в ней субъектов и детерминирует (и, следовательно, облегчает) их поведение и взаимоотношения. На самом деле, барьеры учебной коммуникации преодолеваются труднее, чем в любой другой ее форме в связи с асимметрией как любой коммуникации вообще, так и в особенной (усиленной) асимметрии учебной коммуникации в частности.
Выступления участников конференции, затронувших вопросы вторичных текстов, показали, что эта проблема тесно связана с так называемой «повторительностью». Вторичный текст, осуществляя даже маргинальные поправки в тексте «оригинала», тем самым демонстрирует «некий внутренний маршрут культуры, изменившуюся самоидентификацию персонажа и аудитории». Именно поэтому осуществляемый в языке в ходе аннотирования или реферирования иноязычного дискурса процесс «переделки» одного текста в другой можно рассматривать «как вечно продолжающийся поиск истины, которая всегда выскальзывает из рук».
В исследованиях по «пространству текста» было установлено, что, несмотря на предлагаемые разными современными авторами новые обозначения текстовых измерений («надтекст», «предтекст»), эти терминологические образования представляют собой ни что иное как определения текстовой структуры, данные еще в 60х-70х годах прошлого столетия профессором И.Р.Гальпериным для обозначения разных типов дискурсной информации – «содержательно-фактуальной», «содержательно-подтекстовой» и «содержательно-концептуальной».
В трудах, связанных с рассмотрением вопросов цифровизации образования, отмечались не только положительные стороны, но и высказывалось некоторое беспокойство чрезмерным увлечением цифровыми технологиями. Было подчеркнуто, что, по мнению ряда ученых, признание цифровых технологий в качестве «эталона» будущей системы образования содержит опасность «расчеловечивания человека». Цифровые технологии в процессе преподавания иностранного языка следует рассматривать лишь как один из инструментов совершенствования качества образования и обогащения «естественного интеллекта» обучаемого.
В ряде докладов было указано на особый характер иностранного языка как «языка направления подготовки» в вузе неязыкового профиля. Целью обучения иностранному языку в этих условиях должно стать достижение студентами определенного уровня владения иностранным языком как средством формирования и формулирования мыслей в социально обусловленных и профессионально ориентированных сферах общения.
В ходе работы секций выступавшие обращались к проблемам перевода, литературоведения, межкультурной коммуникации. Не остались без внимания и вопросы создания учебников, учебных пособий и методических рекомендаций для студентов.
Широкий обмен коллегами знаниями и опытом предоставил возможность учиться друг у друга, благоприятствовал возникновению новых идей и подходов к решению задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка. Это будет способствовать не только росту профессионализма самих участников, но и, что самое важное, представленные исследования найдут свое практическое применение в студенческой аудитории.
Текст: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
Фото: Людмила Халилова, к.филолог.н, профессор, зав.кафедрой ИЯ ФМОПиЗР ИАИ
20 декабря студенты ФМОПиЗР совместно с учащимися ГБОУ Школа №1593 (г.Москва) провели праздничную встречу в клубе общения центра содействия адаптации, абилитации и занятости молодых людей с инвалидностью и подростков с ментальными нарушениями «Профиль».
18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В 2024 году факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения стал базовым в РГГУ экспертным центром по дисциплинам «Основы российской государственности» и «История культуры России». Их преподавание включено в учебные планы всех высших учебных заведений Российской Федерации.
19 декабря 2024 г. прошло очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике на тему «Выборы 2024. Как это случилось и что это значит для Америки и мира».
11 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл междисциплинарный студенческий научный семинар на тему «Об истории создания журнала «Indo-Pacific Defense Forum», организованный студентами кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОПиЗР ИАИ РГГУ и кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл Зимний культурно-просветительский фестиваль «Объединяя континенты!», в рамках которого с интересными докладами и творческими номерами выступили студенты и преподаватели из разных вузов Москвы.
9 декабря 2024 г., в День Героев Отечества, кафедрой международной безопасности ИАИ ФМОПиЗР РГГУ было проведено занятие, посвященное общероссийскому общественному поисковому движению, целью которого является установление имен бойцов и командиров Красной Армии, считавшихся пропавшими без вести в годы Великой Отечественной войны.
6 декабря 2024 г. в РГГУ прошла очередная встреча студенческого научного общества LEI, в которой приняли участие студенты 2-х и 3-х курсов факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.
9 января 2024 года под руководством преподавателей кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ профессора Халиловой Л.А. и старшего преподавателя Гурьяновой Е.Н. Участники СНО обсудили актуальные события последней недели. Особое внимание уделили языковому оформлению новостей, подаваемых разными средствами массовой информации.
5–6 декабря 2024 г. состоялась всероссийской научная конференция «Скандинавско-Балтийский регион в исторической ретроспективе. Проблемы изучения в Новое и Новейшее время», организованная Институтом всеобщей истории РАН и кафедрой новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.