РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В РГГУ состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы»
15.03.2023

В РГГУ состоялась IV Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы»


15 марта 2023 года была проведена IV Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы», организованная кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ.

Программа

Тезисы

В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, Московского государственного гуманитарно-экономического университета, зарубежные исследователи из Узбекистана, Бразилии, Греции, Индонезии, Эквадора, Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), Германии, Швейцарии.


В докладах был представлен широкий спектр работ разных направлений и течений гуманитарного знания: методики преподавания иностранных языков, общего языкознания, лингвистики, теории текста, педагогики, психологии, философии, культурологии и др.


Особое внимание было уделено иностранному языку как языку направления подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. Было отмечено, что в специальных «языковых» учебных заведениях, где обучают иностранному языку как специальности, процесс обучения сводится, в основном, к «обучению иностранному языку в целом»: изучению его фонетических, лексических и грамматических аспектов, к правильному употреблению языковых структур, накоплению вокабуляра и, конечно же, к передаче определенного объема лингвострановедческих знаний. Это никоим образом не умаляет сложности и ответственности работы и преподавателя, и студентов, изучающих иностранный язык как свою будущую специальность.


Объем материала, который преодолевает в процессе обучения выпускник неязыкового вуза и неязыковых направлений подготовки во многом превышает объем задач, который решает выпускник «языкового» направления подготовки, так как в неязыковом вузе студент должен овладеть не только базовым набором лексико-грамматических конструкций иностранного языка, уметь распознавать их и активно пользоваться ими в коммуникативных целях (т.е. владеть всем тем, чем владеет выпускник языкового вуза), но и дополнительно получить и освоить обширный объем профильного иноязычного материала, который представляет собой конгломерат знаний по всем направлениям избранной специальности в сочетании с иностранным языком.


В докладах преподавателей отмечалось, что одним из показателей развитых умений и навыков иноязычной речи, адекватного использования языковых средств в неязыковом вузе можно считать овладение разными формами трансформации первичного текста и интерпретации вторичного текста. Исследования в области вторичных текстов незаменимы не только при работе с учебными текстами, выполнении перевода, но и при подготовке аналитических и творческих заданий на продвинутых этапах изучения иностранного языка.


Выступавшие подчеркнули, что особую важность в последнее время приобрело изучение политического и новостного дискурса как вида вторичного текста в преподавании иностранного языка. Новостной политический дискурс, большие объемы которого заполнили СМИ, социальные новостные сети, мессенджеры и т.д., обладает специфическими лингвистическими особенностями и характеризуется особыми методами воздействия информации на реципиента, что требует тщательного анализа.

Много внимания в докладах было уделено актуальности темы патриотизма, акцент был сделан на видение данного вопроса западными исследователями. Причина социального и государственного интереса к данной проблематике объясняется, по их мнению, глобализационными процессами, на волне которых в западном обществе появилась настоятельная необходимость рассматривать патриотизм не только (и не столько) как социальный феномен, но и как научную (по большей части, философскую) проблему.


В своих выступлениях преподаватели продемонстрировали необходимость всестороннего развития междисциплинарных связей и высокой степени сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций, что позволит выпускникам вузов быть востребованными не только в рамках их узкой специализации. При обучении иностранному языку одним из средств интеграции междисциплинарности в процесс формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций является профессионально-ориентированный кейс с использованием цифровых инструментов.

Практическая реализация профессионально-ориентированного кейса с применением цифрового инструментария позволяет: развить исследовательские, практические, коммуникативные, творческие, цифровые и социальные умения и навыки в рамках универсальных и общепрофессиональных компетенций; заложить позитивную мотивацию к изучению не отдельных дисциплин, а их блоков, формирующих междисциплинарные компетенции; способствовать успешному взаимодействию преподавателей иностранного языка с преподавателями профильных дисциплин, где первые сосредотачиваются на лингвистических аспектах, а вторые отвечают за профессиональное наполнение кейса. 


Представленные доклады и презентации вызвали живой интерес участников конференции. Высказывались разные точки зрения, предлагались пути решения и оптимизации задач, стоящих перед преподавателями иностранного языка.

Научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, были уже внедрены или же найдут свое применение в учебном процессе нашего вуза.

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения
читайте также
27 декабря 2024
Культурно-творческий фестиваль «Новый год шагает по планете» в РГГУ – яркий студенческий праздник на иностранных языках

23-24 декабря в РГГУ прошел ежегодный студенческий культурно-творческий фестиваль «Новый год шагает по планете». Организаторы - преподаватели кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения (ФМОПиЗР).

27 декабря 2024
В РГГУ прошла встреча студентов с гендиректором треста «Арктикуголь»

26 декабря 2024 г. в РГГУ состоялась встреча генерального директора треста «Арктикуголь» Ильдара Алиевича Неверова со студентами-первокурсниками факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.

26 декабря 2024
Декан ФМОПиЗР Василий Христофоров провел занятие, посвященное битве за Москву (1941-1942)

25 декабря 2024 г. В.С. Христофоров в рамках проекта «100 дат российской идентичности» – провел занятие «Битва за Москву (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942) – крушение германского плана «Барбаросса»» со студентами со студентами 2-го курса направление подготовки «Зарубежное регионоведение».

25 декабря 2024
Третье заседание Laboratorio de Estudios Iberoamericanos (LEI)

20 декабря 2024 г. в РГГУ прошло очередное заседание СНО LEI, в котором приняли участие студенты 1-х, 2-х и 3-х курсов факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ и Института филологии и истории РГГУ.

23 декабря 2024
В РГГУ состоялся международный круглый стол «”Глобальный Юг” и Россия: новые тренды и механизмы многостороннего сотрудничества»

21 декабря 2024 г. в онлайн формате прошел международный круглый стол «”Глобальный Юг” и Россия: новые тренды и механизмы многостороннего сотрудничества» в рамках гранта «Проектные научные коллективы 2024», в котором обсуждались вопросы, связанные с развитием стран «Глобального Юга», а также проблемы и перспективы сотрудничества России с этими государствами.

20 декабря 2024
Студенты ФМОПиЗР провели предновогоднюю встречу в клубе «Общение без границ»

20 декабря студенты ФМОПиЗР совместно с учащимися ГБОУ Школа №1593 (г. Москва) провели праздничную встречу в клубе общения центра содействия адаптации, абилитации и занятости молодых людей с инвалидностью и подростков с ментальными нарушениями «Профиль».

20 декабря 2024
В РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе»

18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».

20 декабря 2024
Факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения – ведущий в РГГУ экспертный центр по дисциплинам базового цикла для вузов России

В 2024 году факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения стал базовым в РГГУ экспертным центром по дисциплинам «Основы российской государственности» и «История культуры России». Их преподавание включено в учебные планы всех высших учебных заведений Российской Федерации.

20 декабря 2024
В РГГУ состоялось очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике

19 декабря 2024 г. прошло очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике на тему «Выборы 2024. Как это случилось и что это значит для Америки и мира».

13 декабря 2024
Студенты РГГУ обсудили расстановку политических сил в Индо-Тихоокеанском регионе

11 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл междисциплинарный студенческий научный семинар на тему «Об истории создания журнала «Indo-Pacific Defense Forum», организованный студентами кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОПиЗР ИАИ РГГУ и кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ.