30 октября 2024 года кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ в смешанном формате была проведена V Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья – Узбекистана, Армении, Швейцарии.
Работа конференции проходила в четырех секциях.
Тематика представленных на конференции презентаций и докладов отличалась широтой охвата проблем. В исследованиях участников конференции были представлены актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка, лингвокультурологии, лингвистики, текстологии, литературоведения, педагогической психологии.
Большой интерес вызвали работы, связанные с цифровизацией обучения и иммерсионным подходом. В докладах подчеркивалось, что рациональное сочетание дидактического потенциала огромного количества традиционных и цифровых педагогических технологий делает иммерсионный подход одним из наиболее перспективных вариантов создания принципиально новых способов обучения студентов иностранному языку. Отмечалось, что цифровая трансформация образования происходит в условиях глобализации и имеет свою специфику в академической парадигме современного вуза. Она предполагает активное использование инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном применении ИКТ, а также совершенствование содержания, методов и средств для подготовки конкурентоспособного профессионала нового формата. Такой профессионал должен эффективно решать задачи как внутри страны, так и за её пределами, быстро и грамотно реагировать на меняющиеся производственные ситуации и обеспечивать высокое качество профессиональной деятельности в родной и иноязычной среде.
Особое внимание участники конференции обратили на то, что цифровизация всех уровней высшего образования актуализирует проблему личностного самообразования, необходимости и настоятельности саморазвития педагогов, овладение ими новыми интегрированными компетенциями, которые позволят преподавателям применять на практике новые цифровые инструменты и способы педагогического взаимодействия.
Другой важной проблемой, заинтересовавшей многих исследователей, была проблема профессиональной направленности процесса обучения иностранному языку. В выступлениях подчеркивалась прикладная миссия ИЯ как языка направления подготовки, что требует междисциплинарного подхода, обязательного взаимодействия преподавателя иностранного языка с преподавателями профильных (выпускающих) кафедр. Подобное сотрудничество способно ускорить процесс овладения студентами иноязычной компетенцией, которая является неотъемлемой частью профессиональной компетенции.
В ряде докладов рассматривались этапы формирования созидательной речемыслительной деятельности обучающихся. Отмечалось, что освоение речевых инструментов иностранного языка предоставляет возможность интеллектуального развития учащихся только в том случае, когда этот процесс неделимо связан с формированием мыслительных функций. В связи с этим возникает необходимость отыскать способы стимулирования речемыслительной деятельности обучаемых, выявить речемыслительные задачи, которые активизируют их коммуникативно-познавательную деятельность и которые наилучшим образом способствуют формированию не только речи, но и самосознания.
Процесс преподавания иностранного языка тесно связан с проблемой воспитания, рассмотрению которой было уделено на конференции много внимания. Было подчеркнуто, что изучение иностранного языка содержит потенциальные воспитательные возможности по достижению межнационального согласия представителей разных этносов посредством использования методических приемов, включающих в себя осмысление и обсуждение элементов национальных культур в контексте таких категорий как добро, милосердие, сострадание и др., реализуемых в ходе совместной деятельности обучающихся под руководством преподавателя.
Тенденции современной парадигмы высшего образования, как было заявлено на конференции, определили и комплексные требования к учебнику вообще и к учебнику по ИЯ, в частности. Эти парадигмы предполагают рассмотрение учебника как программного знакового продукта концептуальной системы, как средства реализации целей обучения и, наконец, как основного рычага управления обучением.
Целевая направленность выступлений участников конференции, выявила основные методологических проблемы и позволила наметить пути решения обсуждаемых лингводидактических задач.
Актуальные научные разработки, представленные в ходе работы конференции, уже нашли или найдут свое применение в студенческой аудитории.
Текст: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ
Фото: Людмила Халилова, к.филол.н., зав.кафедрой ИЯ
21 декабря 2024 г. в онлайн формате прошел международный круглый стол «”Глобальный Юг” и Россия: новые тренды и механизмы многостороннего сотрудничества» в рамках гранта «Проектные научные коллективы 2024», в котором обсуждались вопросы, связанные с развитием стран «Глобального Юга», а также проблемы и перспективы сотрудничества России с этими государствами.
20 декабря студенты ФМОПиЗР совместно с учащимися ГБОУ Школа №1593 (г. Москва) провели праздничную встречу в клубе общения центра содействия адаптации, абилитации и занятости молодых людей с инвалидностью и подростков с ментальными нарушениями «Профиль».
18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В 2024 году факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения стал базовым в РГГУ экспертным центром по дисциплинам «Основы российской государственности» и «История культуры России». Их преподавание включено в учебные планы всех высших учебных заведений Российской Федерации.
19 декабря 2024 г. прошло очередное заседание Дискуссионного клуба по американистике на тему «Выборы 2024. Как это случилось и что это значит для Америки и мира».
11 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл междисциплинарный студенческий научный семинар на тему «Об истории создания журнала «Indo-Pacific Defense Forum», организованный студентами кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОПиЗР ИАИ РГГУ и кафедры теоретической и прикладной лингвистики ИЛ РГГУ.
7 декабря 2024 г. в РГГУ прошёл Зимний культурно-просветительский фестиваль «Объединяя континенты!», в рамках которого с интересными докладами и творческими номерами выступили студенты и преподаватели из разных вузов Москвы.
9 декабря 2024 г., в День Героев Отечества, кафедрой международной безопасности ИАИ ФМОПиЗР РГГУ было проведено занятие, посвященное общероссийскому общественному поисковому движению, целью которого является установление имен бойцов и командиров Красной Армии, считавшихся пропавшими без вести в годы Великой Отечественной войны.
6 декабря 2024 г. в РГГУ прошла очередная встреча студенческого научного общества LEI, в которой приняли участие студенты 2-х и 3-х курсов факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ.
9 января 2024 года под руководством преподавателей кафедры иностранных языков факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ профессора Халиловой Л.А. и старшего преподавателя Гурьяновой Е.Н. Участники СНО обсудили актуальные события последней недели. Особое внимание уделили языковому оформлению новостей, подаваемых разными средствами массовой информации.