РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


30.05.2019

Заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе»


30 мая в Институте Психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета состоялось заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе», которое было организовано по идее доктора психологических наук, профессора В.К. Шабельникова и тремя институтскими кафедрами: «Психологии и педагогики образования», «Психологии и методологии образования» и кафедрой «Нейро-и патопсихологии».

Участниками теоретического семинара стали преподаватели и студенты университета, а так же гости - коллеги психологи из других ВУЗов и школ.

На заседании были обсуждены особенности мышления современных подростков и молодежи, среди которых были особо выделены такие их аспекты как клиповость, стереотипность, резоматическое течение мышления, психолого-педагогические аспекты обучения современных подростков и молодежи, представленные в докладе Е.В. Бахадовой («Клиповое мышление: пробелма или задача. Психолого-педагогические аспекты обучения школьников с клиповым мышлением») У аудитории возникло много вопросов по предложенной теме, в частности: о механизмах появления и свойствах клипового мышления, о соотношении его с понятийным мышлением, об антропологическом и культурологическом подходе к его осознанию в свете текстовой слуховой, дотекстовой и посттекстовой визуальных культур; об эпохальном сдвиге культуры восприятия; о психологическом «дежавю» в отношении наглядно-образного мышления и клипового сознания в психолого-педагогическом подходе.

В своем доклада «Формирование теоретического мышления современных студентов» д. психол. наук В.К. Шабельников обобщил практически всю философско-психолого-педагогическую практику, касающуюся формирования теоретического понятийного мышления. Понятийное мышление неразрывно связано с личностным подходом в воспитании и образовании. Потому идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, классической философии Г. Гегеля, идеи Э.В. Ильенкова и конструктивизма новейшего времени были наглядно представлены в целостной связке развития теоретических подходов к пониманию мира и человека, соотношения Логоса и субъективного восприятия в формировании теоретических понятий и, тем самым, в связке логики и психологии развития понятийного мышления человечества. Докладчику задавались вопросы, и в результате сформировалось видение понятийного теоретического мышления, как мышления, мотивированного ответственностью личности за понимание логики социального и психологического развития, а видение клипового мышления - как мышления, обеспечивающего быстрое решение задач на операторном уровне. Также прозвучал вопрос и получен был исчерпывающий ответ: насколько сегодняшнему поколению важно/неважно погружаться в столь глубокие теоретические размышления и какое развитие эти размышления дают современному молодому человеку.

О социально-культурной обусловленности понятийного и категориального мышления в клинической психологии рассказала клинический психолог канд. психол. наук Т.Д. Шевеленкова. В этом докладе были затронуты важные аспекты развития понятийного мышления, например: как мы исследуем реальность в классической и неклассической рациональности; как мы мыслим в эпоху неопределенности, как мы начинаем преодолевать и упорядочивать коллажность этого мира, формируя тексты и входя в диалог с исследуемой реальностью (текстами).

Понятия «здоровье» и «болезнь» - имеют свою социо-культурную обусловленность, они изменяют свое содержание, но остаются различные инварианты в их трактовке, которые воспроизводятся в мышлении различных профессиональных и социальных групп. При этом необходимо учитывать, что то, как мы мыслим, так мы относимся к больному, так и «болезнь относится к нам»

Гости в течении 4-х часов теоретического «пира ума и мышления» с большим интересом вступали в диалог, благодарили, просили продолжения общения на обсуждаемую тему.

unnamed.jpg
Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
18 декабря 2024
Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России мы продолжаем формировать суверенную систему образования

В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».

17 декабря 2024
Памяти Алексея Сельницина

15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.

16 декабря 2024
Поздравление научного руководителя РГГУ Ефима Пивовара с юбилеем от и.о. ректора Андрея Логинова

Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.

14 декабря 2024
«Окно в прошлое» на Никольской, 15

«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.

14 декабря 2024
Будущее исторического контента: вклад РГГУ в популяризацию истории

«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.

12 декабря 2024
«Работа архивистов – дело особой важности», — Сергей Нарышкин.

«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.

12 декабря 2024
РГГУ – место встречи славянских университетов

Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

11 декабря 2024
Андрей Логинов: ИАИ РГГУ призван сохранять традиции высокой науки и истории российской культуры

В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.

10 декабря 2024
«Начать нужно с себя» — о патриотическом воспитании молодёжи в пресс-центре «Россия сегодня»

О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.