30 мая в Институте Психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета состоялось заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе», которое было организовано по идее доктора психологических наук, профессора В.К. Шабельникова и тремя институтскими кафедрами: «Психологии и педагогики образования», «Психологии и методологии образования» и кафедрой «Нейро-и патопсихологии».
Участниками теоретического семинара стали преподаватели и студенты университета, а так же гости - коллеги психологи из других ВУЗов и школ.
На заседании были обсуждены особенности мышления современных подростков и молодежи, среди которых были особо выделены такие их аспекты как клиповость, стереотипность, резоматическое течение мышления, психолого-педагогические аспекты обучения современных подростков и молодежи, представленные в докладе Е.В. Бахадовой («Клиповое мышление: пробелма или задача. Психолого-педагогические аспекты обучения школьников с клиповым мышлением») У аудитории возникло много вопросов по предложенной теме, в частности: о механизмах появления и свойствах клипового мышления, о соотношении его с понятийным мышлением, об антропологическом и культурологическом подходе к его осознанию в свете текстовой слуховой, дотекстовой и посттекстовой визуальных культур; об эпохальном сдвиге культуры восприятия; о психологическом «дежавю» в отношении наглядно-образного мышления и клипового сознания в психолого-педагогическом подходе.
В своем доклада «Формирование теоретического мышления современных студентов» д. психол. наук В.К. Шабельников обобщил практически всю философско-психолого-педагогическую практику, касающуюся формирования теоретического понятийного мышления. Понятийное мышление неразрывно связано с личностным подходом в воспитании и образовании. Потому идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, классической философии Г. Гегеля, идеи Э.В. Ильенкова и конструктивизма новейшего времени были наглядно представлены в целостной связке развития теоретических подходов к пониманию мира и человека, соотношения Логоса и субъективного восприятия в формировании теоретических понятий и, тем самым, в связке логики и психологии развития понятийного мышления человечества. Докладчику задавались вопросы, и в результате сформировалось видение понятийного теоретического мышления, как мышления, мотивированного ответственностью личности за понимание логики социального и психологического развития, а видение клипового мышления - как мышления, обеспечивающего быстрое решение задач на операторном уровне. Также прозвучал вопрос и получен был исчерпывающий ответ: насколько сегодняшнему поколению важно/неважно погружаться в столь глубокие теоретические размышления и какое развитие эти размышления дают современному молодому человеку.
О социально-культурной обусловленности понятийного и категориального мышления в клинической психологии рассказала клинический психолог канд. психол. наук Т.Д. Шевеленкова. В этом докладе были затронуты важные аспекты развития понятийного мышления, например: как мы исследуем реальность в классической и неклассической рациональности; как мы мыслим в эпоху неопределенности, как мы начинаем преодолевать и упорядочивать коллажность этого мира, формируя тексты и входя в диалог с исследуемой реальностью (текстами).
Понятия «здоровье» и «болезнь» - имеют свою социо-культурную обусловленность, они изменяют свое содержание, но остаются различные инварианты в их трактовке, которые воспроизводятся в мышлении различных профессиональных и социальных групп. При этом необходимо учитывать, что то, как мы мыслим, так мы относимся к больному, так и «болезнь относится к нам»
Гости в течении 4-х часов теоретического «пира ума и мышления» с большим интересом вступали в диалог, благодарили, просили продолжения общения на обсуждаемую тему.
Помощник президента Владимир Мединский в интервью РБК рассказал о новых учебниках истории, идеологизации школы, образе Сталина, песнях Пугачевой и роли Гарри Поттера в формировании традиционных ценностей россиян.
Указом Президента Российской Федерации доктор филологических наук Игорь Алексеевич Шаронов, заведующий кафедрой русского языка ИФИ РГГУ, стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России.
«Нам надо сделать всё, чтобы память о наших героях, о наших дедах, прадедах жила и передавалась из поколения в поколение. Мы надеемся, что вместе с Русской православной церковью, с конфессиями сделаем всё, чтобы быть достойными памяти тех, кто отдал жизнь, предоставив нам возможность планировать будущее, рождать детей, воспитывать их и внуков», – обратился с приветственным словом к собравшимся Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
28 января состоялось заседание учёного совета, на котором был представлен новый проректор по развитию, озвучена программа «Научной платформы первого гуманитарного университета РФ», выдвинуты кандидаты в академики и члены-корреспонденты РАН, представлены к ученому званию доцента работники РГГУ, вручены награды, утверждены размеры выплат материального обеспечения и повышенной стипендии.
«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.
О вкладе Российского государственного гуманитарного университета в сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде.
Об ожиданиях правительства Российской Федерации от РГГУ, становлении ведущего социогуманитарного вуза страны и перспективах для абитуриентов.
Дорогие друзья, поздравляю всех с нашим общим праздником — Днём российского студенчества.
24 января в преддверии Дня российского студенчества состоялась встреча и.о. ректора Андрея Логинова и руководства Университета с представителями студенческих советов и объединений РГГУ.
Поздравляю учёный и преподавательский состав, студентов, аспирантов и выпускников Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с 270-летним юбилеем со дня его основания!