30 мая в Институте Психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета состоялось заседание теоретического семинара «Формирование понятийного мышления в плюралистическом обществе», которое было организовано по идее доктора психологических наук, профессора В.К. Шабельникова и тремя институтскими кафедрами: «Психологии и педагогики образования», «Психологии и методологии образования» и кафедрой «Нейро-и патопсихологии».
Участниками теоретического семинара стали преподаватели и студенты университета, а так же гости - коллеги психологи из других ВУЗов и школ.
На заседании были обсуждены особенности мышления современных подростков и молодежи, среди которых были особо выделены такие их аспекты как клиповость, стереотипность, резоматическое течение мышления, психолого-педагогические аспекты обучения современных подростков и молодежи, представленные в докладе Е.В. Бахадовой («Клиповое мышление: пробелма или задача. Психолого-педагогические аспекты обучения школьников с клиповым мышлением») У аудитории возникло много вопросов по предложенной теме, в частности: о механизмах появления и свойствах клипового мышления, о соотношении его с понятийным мышлением, об антропологическом и культурологическом подходе к его осознанию в свете текстовой слуховой, дотекстовой и посттекстовой визуальных культур; об эпохальном сдвиге культуры восприятия; о психологическом «дежавю» в отношении наглядно-образного мышления и клипового сознания в психолого-педагогическом подходе.
В своем доклада «Формирование теоретического мышления современных студентов» д. психол. наук В.К. Шабельников обобщил практически всю философско-психолого-педагогическую практику, касающуюся формирования теоретического понятийного мышления. Понятийное мышление неразрывно связано с личностным подходом в воспитании и образовании. Потому идеи древнегреческих философов Платона и Аристотеля, классической философии Г. Гегеля, идеи Э.В. Ильенкова и конструктивизма новейшего времени были наглядно представлены в целостной связке развития теоретических подходов к пониманию мира и человека, соотношения Логоса и субъективного восприятия в формировании теоретических понятий и, тем самым, в связке логики и психологии развития понятийного мышления человечества. Докладчику задавались вопросы, и в результате сформировалось видение понятийного теоретического мышления, как мышления, мотивированного ответственностью личности за понимание логики социального и психологического развития, а видение клипового мышления - как мышления, обеспечивающего быстрое решение задач на операторном уровне. Также прозвучал вопрос и получен был исчерпывающий ответ: насколько сегодняшнему поколению важно/неважно погружаться в столь глубокие теоретические размышления и какое развитие эти размышления дают современному молодому человеку.
О социально-культурной обусловленности понятийного и категориального мышления в клинической психологии рассказала клинический психолог канд. психол. наук Т.Д. Шевеленкова. В этом докладе были затронуты важные аспекты развития понятийного мышления, например: как мы исследуем реальность в классической и неклассической рациональности; как мы мыслим в эпоху неопределенности, как мы начинаем преодолевать и упорядочивать коллажность этого мира, формируя тексты и входя в диалог с исследуемой реальностью (текстами).
Понятия «здоровье» и «болезнь» - имеют свою социо-культурную обусловленность, они изменяют свое содержание, но остаются различные инварианты в их трактовке, которые воспроизводятся в мышлении различных профессиональных и социальных групп. При этом необходимо учитывать, что то, как мы мыслим, так мы относимся к больному, так и «болезнь относится к нам»
Гости в течении 4-х часов теоретического «пира ума и мышления» с большим интересом вступали в диалог, благодарили, просили продолжения общения на обсуждаемую тему.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.