РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


«Запретить нельзя использовать»: искусственный интеллект в образовании – друг или враг?
28.11.2024

«Запретить нельзя использовать»: искусственный интеллект в образовании – друг или враг?

«Я абсолютно уверен, что никогда искусственный интеллект не будет формировать людей», — и.о. ректора РГГУ Андрей Логинов поставил свою запятую в дискуссии об использовании современных технологий в процессе образования, которая состоялась в «Сириусе».


28 ноября участники деловой программы IV Конгресса молодых учёных в рамках сессии «”Запретить нельзя использовать“. Новые тренды в развитии образования, или где поставить запятую» обсудили пользу, вред и целесообразность использования новых технологий во благо образования и науки.

В ходе мероприятия прозвучали разные мнения об эффективности и вреде современных технологий в сфере образования. Участники отметили, что современные технологии хоть и созданы во благо человека и науки, они лишь вредят в процессе образования, сокращая научный путь студента. У некоторых участников вызывают обеспокоенность возможности ИИ справляться с некоторыми отдельно взятыми задачами лучше человека. Звучали мнения и о том, что опасения бессмысленны, ведь работа любого компьютера базируется на тех данных, которые в него загрузил человек.

«Ахилл никогда не сможет догнать черепаху, так и искусственный интеллект никогда не догонит человека. Человек со своими образами, представлениями, поисками непроторенных путей в познании всегда будет опережать искусственный разум. Я абсолютно уверен, что никогда искусственный интеллект не будет формировать людей», — подчеркнул и.о. ректора РГГУ Андрей Логинов в своём выступлении на панельной дискуссии.

Совершенно ясно, что значение технического процесса в сфере образования всегда было неоднозначным. В качестве примера Андрей Логинов обратился к истории становления Российского государственного гуманитарного университета. Он рассказал участникам встречи, что ранее на месте Историко-архивного института на Никольской улице в Москве, ставшего основой РГГУ, находилась мастерская, где Иван Фёдоров напечатал первую книгу. С одной стороны — книгопечатание объединило российское общество, а с другой — погасли десятки свечей, горевших в монастырях, за отсутствием необходимости переписывать книги. «Хорошо это или плохо? Безусловно, для прогресса это сыграло огромную роль. Но, в тоже время, какое пламя могла зажечь хотя бы одна из этих потухших свеч?» — А. Логинов.

Нашлись и сферы, в которых запрет на использование нейросетей, кажется, очевидным. Например, проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко уверена, что доработка исторических источников посредством ИИ — абсолютная фальсификация, источник должен оставаться таким, каким он был в изучаемой эпохе.

В завершение панельной дискуссии состоялось онлайн-голосование: «Запретить нельзя использовать» — где же поставить запятую? В итоге, 92,6% считают, что всё-таки современным технологиям есть место в сфере образования и науки и их нужно использовать. Но, как подчеркнул модератор дискуссии, Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, использовать надо с умом, осознавая последствия.

Очевидно, что развитие новых технологий в образовании — процесс необратимый, РГГУ не остаётся в стороне и уже обучает «цифровым» специальностям почти полторы тысячи студентов: лингвистов, программистов-аналитиков интеллектуальных систем в гуманитарной сфере, бакалавров и магистров информационной безопасности, прикладной информатики и математики. Факультет архивного дела РГГУ дает студентам знания и практические навыки по работе с цифровыми архивами, факультет истории искусства РГГУ набирает магистрантов на программу «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации». Более того, Российский государственный гуманитарный университет не только интегрирует новейшие технологии в свою систему но и активно внедряет свои разработки в систему высшего образования страны. Например, на сегодняшний день в России 15 университетов обучают студентов по программе «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (45.03.04), стандарты которой были заложены именно в РГГУ.

Текст: пресс-служба РГГУ
Фото: Росконгресс

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
28 декабря 2024
Лучший вуз на всю страну – доказываем не словом, а делом!

РГГУ вошёл в ТОП-10 по данным мониторинга эффективности реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования Москвы.

24 декабря 2024
Неоколониализм: новый взгляд на проблемы в Африке и Азии

«Глобальный юг, в который входит и Африка, и Азия, претерпевает крайне важные для будущего всей планеты турбулентные процессы, и эта тематика для нас сверхактуальна и с точки зрения понимания терминологии, и с точки зрения востоковедения и африканистики в целом», - научный руководитель РГГУ, академик РАН Ефим Пивовар на международной научной конференции «Современный неоколониализм в Африке и Азии».

24 декабря 2024
РГГУ и Фонд имени Ибн Сины подписали соглашение о сотрудничестве

Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.

23 декабря 2024
Глава Минобрнауки Валерий Фальков в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об итогах года в сфере высшего образования и науки

В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.

23 декабря 2024
Памяти Григория Васильевича Шумского

Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоен Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».

22 декабря 2024
Искусственный интеллект в образовании – нужен или нет?

Целесообразно ли использование искусственного интеллекта, вредит он или помогает? О нейросетях в сфере образования и способах контроля использования ИИ студентами.

22 декабря 2024
Культурное наследие России: Интерактивный атлас коренных малочисленных народов страны

20 декабря в РГГУ состоялась стратегическая сессия «Роль цифровизации и искусственного интеллекта в сохранении языков и культур коренных народов России», посвящённая презентации и обсуждению «Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры».

21 декабря 2024
В Москве объявили победителей ХХI Всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» до 18 лет

20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.

20 декабря 2024
Общее будущее России и Африки

РГГУ представил в Госдуме результаты и дальнейшие планы сотрудничества с африканскими странами по социогуманитарной повестке в контексте курса России по развитию отношений с Африкой на период до 2030 года.

20 декабря 2024
Россия — Индонезия: 75 лет равноправного и взаимовыгодного партнёрства

Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.