«Я абсолютно уверен, что никогда искусственный интеллект не будет формировать людей», — и.о. ректора РГГУ Андрей Логинов поставил свою запятую в дискуссии об использовании современных технологий в процессе образования, которая состоялась в «Сириусе».
28 ноября участники деловой программы IV Конгресса молодых учёных в рамках сессии «”Запретить нельзя использовать“. Новые тренды в развитии образования, или где поставить запятую» обсудили пользу, вред и целесообразность использования новых технологий во благо образования и науки.
В ходе мероприятия прозвучали разные мнения об эффективности и вреде современных технологий в сфере образования. Участники отметили, что современные технологии хоть и созданы во благо человека и науки, они лишь вредят в процессе образования, сокращая научный путь студента. У некоторых участников вызывают обеспокоенность возможности ИИ справляться с некоторыми отдельно взятыми задачами лучше человека. Звучали мнения и о том, что опасения бессмысленны, ведь работа любого компьютера базируется на тех данных, которые в него загрузил человек.
«Ахилл никогда не сможет догнать черепаху, так и искусственный интеллект никогда не догонит человека. Человек со своими образами, представлениями, поисками непроторенных путей в познании всегда будет опережать искусственный разум. Я абсолютно уверен, что никогда искусственный интеллект не будет формировать людей», — подчеркнул и.о. ректора РГГУ Андрей Логинов в своём выступлении на панельной дискуссии.
Совершенно ясно, что значение технического процесса в сфере образования всегда было неоднозначным. В качестве примера Андрей Логинов обратился к истории становления Российского государственного гуманитарного университета. Он рассказал участникам встречи, что ранее на месте Историко-архивного института на Никольской улице в Москве, ставшего основой РГГУ, находилась мастерская, где Иван Фёдоров напечатал первую книгу. С одной стороны — книгопечатание объединило российское общество, а с другой — погасли десятки свечей, горевших в монастырях, за отсутствием необходимости переписывать книги. «Хорошо это или плохо? Безусловно, для прогресса это сыграло огромную роль. Но, в тоже время, какое пламя могла зажечь хотя бы одна из этих потухших свеч?» — А. Логинов.
Нашлись и сферы, в которых запрет на использование нейросетей, кажется, очевидным. Например, проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко уверена, что доработка исторических источников посредством ИИ — абсолютная фальсификация, источник должен оставаться таким, каким он был в изучаемой эпохе.
В завершение панельной дискуссии состоялось онлайн-голосование: «Запретить нельзя использовать» — где же поставить запятую? В итоге, 92,6% считают, что всё-таки современным технологиям есть место в сфере образования и науки и их нужно использовать. Но, как подчеркнул модератор дискуссии, Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, использовать надо с умом, осознавая последствия.
Очевидно, что развитие новых технологий в образовании — процесс необратимый, РГГУ не остаётся в стороне и уже обучает «цифровым» специальностям почти полторы тысячи студентов: лингвистов, программистов-аналитиков интеллектуальных систем в гуманитарной сфере, бакалавров и магистров информационной безопасности, прикладной информатики и математики. Факультет архивного дела РГГУ дает студентам знания и практические навыки по работе с цифровыми архивами, факультет истории искусства РГГУ набирает магистрантов на программу «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации». Более того, Российский государственный гуманитарный университет не только интегрирует новейшие технологии в свою систему но и активно внедряет свои разработки в систему высшего образования страны. Например, на сегодняшний день в России 15 университетов обучают студентов по программе «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» (45.03.04), стандарты которой были заложены именно в РГГУ.
Текст: пресс-служба РГГУ
Фото: Росконгресс