20 октября 2023 года в Тобольске состоялся Второй национальный форум преподавателей истории, соорганизатором которого выступил Российский государственный гуманитарный университет совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Российским историческим обществом и Тюменским государственным университетом
Форум стал уже традиционной площадкой для обсуждения вопросов, связанных с популяризацией исторического знания, противодействием попыткам фальсификации российской истории и развитием эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательском и научном сообществе. В этом году дискуссия на общественно значимые темы объединила более 150 преподавателей истории, представителей органов государственной власти и академических институтов.
Деловая программа форума была представлена тремя тематическими секциями, рассматривающими в рамках своей работы наиболее актуальные и дискуссионные вопросы преподавания исторических дисциплин.
В рамках секции «Методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе» развернулось обсуждение вопроса разработки методических пособий и нового учебника по отечественной истории для высших учебных заведений страны. Модераторами дискуссии выступили председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев и директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, член Совета Российского исторического общества, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ростовской области Мария Пономарёва.
Секция «Национальная электронная библиотечная система по истории» была посвящена вопросу разработки системы, способной предоставить студентам и представителям научно-исследовательского сообщества доступ к необходимой литературе. Модерировали обсуждение декан исторического факультета Историко-архивного института РГГУ Елена Барышева, возглавляющая научный совет Национальной электронной библиотечной системы по истории, и председатель отделения Российского исторического общества в Тюменской области, профессор кафедры истории Тюменского государственного университета, Сергей Шилов.
В рамках работы секции «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки» участниками и модераторами обсуждения - проректором по учебной работе Российского государственного гуманитарного университета, председателем Экспертного совета ВАК по истории Павлом Шкаренковым и профессором Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Владиславом Голдиным, рассматривались вопросы совершенствования деятельности диссертационных советов по историческим наукам, аттестации научных и научно-педагогических кадров в области исторических наук.
Оживлённую дискуссию вызвал доклад Павла Петровича о проблемах и задачах диссертационных советов по историческим наукам.
Центральным событием дня и ключевым мероприятием деловой программы форума стало пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России.
Главные вопросы заседания Экспертного совета – подготовка новых учебников по истории России для неисторических образовательных направлений высшего образования, подведение предварительных итогов развития исторического образования в высшей школе и обмен опытом преподавания обновлённого курса отечественной истории в университетах.
Открыл пленарное и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Он отметил, что с этого учебного года студенты во всех вузах страны изучают обновлённый и расширенный курс отечественной истории, и сообщил, что важным шагом в совершенствовании высшего исторического образования станет ведущаяся разработка нового учебника по истории России для вузов: «Исходим из того, что эти учебники должны попасть в вузы уже в следующем учебном году, а до конца первого квартала 2024 года считал бы правильным предусмотреть их широкое профессиональное обсуждение».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил, что все больше мотивированных и подготовленных абитуриентов делают выбор в пользу исторических специальностей: «Свидетельство тому — хороший средний балл ЕГЭ среди ребят, поступающих на исторические факультеты. Он превышает 75, в то время как в целом по стране — 70,8.».
В этом учебном году во всех вузах страны стартовал обновленный курс «История России» для студентов неисторических специальностей. Его содержание отражено в Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, которая была утверждена в феврале этого года. Курс преподается в объеме не менее 144 часов, 80 % из которых отводятся на контактную работу.
Валерий Фальков подчеркнул, что на данном этапе принципиально важно, чтобы курс читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами: «В прошлом году здесь, в Тобольске, широко обсуждалась необходимость комплексного обновления курса «История России» для неисторических направлений подготовки. В сентябре обновленный курс стартовал, и теперь принципиально важно, чтобы он читался именно так, как был задуман, — с упором на контактную работу, с как можно большим объемом живого личного общения преподавателя со студентами, с грамотным балансом лекционных и семинарских занятий, с привлечением молодых талантливых преподавателей», — сказал Министр. Он добавил, что обновленный курс истории — это широкое окно возможностей для развития кадрового потенциала исторических кафедр. Молодые преподаватели смогут получить новые рабочие места.
В завершении своего выступления Валерий Фальков вручил ряду участников Форума благодарственные письма за значительный личный вклад в развитие исторического образования. Среди отмеченных благодарностями были преподаватели исторического факультета РГГУ: Елена Барышева, декан исторического факультета; Павел Алипов, доцент кафедры истории и теории исторической науки; Татьяна Луцина, доцент УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России»; Ирина Азерникова, доцент УНЦ региональной истории, краеведения и москвоведения.
Константин Могилевский, сопредседатель Российского исторического общества, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации подчеркнул большую значимость форума для совершенствования преподавания истории в вузах: «Мы год назад проводили здесь первый национальный форум преподавателей истории, заложив хорошую традицию. Возникла новая площадка для решения задач по развитию высшего исторического образования. Это важно и для Министерства, и для Российского исторического общества, и для всего историко-педагогического сообщества».
Константин Ильич поднял актуальный вопрос трудоустройства выпускников исторических специальностей: «Мы говорили не раз, что хорошо подготовленный историк является своего рода универсальным аналитиком, востребованным всюду, где требуется работа с информацией: и в средствах массовой информации, и в бизнесе, и на госслужбе».
Губернатор Тюменской области Александр Моор предложил создать отделение Молодёжного клуба Российского исторического общества в регионе: «В следующем году исполняется 10 лет с момента создания Тюменского отделения Российского исторического общества, об эффективности которого говорит Сергей Евгеньевич. Поэтому мы предлагаем обсудить возможность создания молодежного подразделения РИО в регионе. Также в следующем году предлагаю организовать отдельную молодёжную секцию в рамках Национального форума преподавателей истории».
Руководителем Молодёжного клуба Российского исторического общества является аспирант Института российской истории РАН, преподаватель УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» исторического факультета РГГУ – Иван Кулаков. От лица молодых ученых-историков Иван Александрович представил на секции о диссертационных советах доклад на тему «Путь в науку: актуальные вопросы подготовки аспирантами диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук».
В ходе пленарного заседания также выступили Александр Чубарьян, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российского исторического общества; Николай Макаров, академик РАН, вице-президент РАН, директор Института археологии Российской академии наук, член Президиума Российского исторического общества; Юрий Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН, член Президиума Российского исторического общества; Рамиль Хайрутдинов, директор института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, член Совета Российского исторического общества; Мария Пономарева, д.и.н., директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, член Совета Российского исторического общества, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ростовской области и др.
Завершением форума стала презентация представителями Фонда «Таволга» Василием Новиковым, руководителем проектов Фонда «Таволга», и Анастасией Руденко, директором Фонда «Таволга» проекта «Морской коч: забытая история русского освоения Арктики XVI–XVII вв.».
Собрав на древней Тобольской земле представителей научно-педагогического сообщества России, Второй национальный форум преподавателей истории продолжает быть символом возрождения важности исторического образования и качественного подхода к образованию молодёжи. Форум зарекомендовал себя как важная коммуникационная площадка для преподавателей и молодых учёных, чтобы вместе работать над повышением качества исторического образования.
Текст: Ирина Азерникова, исторический факультет РГГУ
Фото: Матвей Будяков, пресс-служба РГГУ