18 мая в РГГУ состоялась лекция профессора Гранадского университета (Испания) Рафаэля Гусмана Тирадо «О роли контрастивной грамматики в преподавании иностранных языков».
Профессор Гусман – известный испанский русист, член Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), знаток русской культуры, активно популяризирующий ее в Испании. Координатор многочисленных программ международного сотрудничества. Награжден Золотой медалью А. С. Пушкина от МАПРЯЛ за заслуги в распространении русского языка, Орденом «Во имя жизни на Земле» за распространение русского языка, Орденом Дружбы народов» за вклад в сохранение и популяризацию русской культуры в Испании. Является членом жюри по вручению премии «Русская литература в Испании», основателем и главным директором журнала по русистике «Cuadernos de Rusística Española», членом редакционной коллегии журнала «Русский язык за рубежом».
Перед началом мероприятия советник при ректорате по международной деятельности Вера Заботкина приветствовала профессора и слушателей лекции. Вера Ивановна выразила благодарность профессору Гусману за сотрудничество с РГГУ, а также заведующему кафедрой русского языка Историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ Игорю Шаронову за организацию лекции.
Свою лекцию профессор начал с рассказа о Гранадском университете, который был основан в 1531 году. Он считается одним из самых известных вузов Испании, в котором обучаются более 60 тыс. студентов.
Профессор Гусман привел данные исследования университета о роли контрастивной грамматики в преподавании иностранных языков, в том числе русского. Исследование показало, что контрастивная грамматика является важной опорой для тех, кто занимается самостоятельным изучением иностранного языка.
Приглашенный лектор также рассказал студентам о различиях между русскими и испанскими конструкциями и грамматическими формами, о преподавании русского языка испаноговорящим студентам, а также о типовых ошибках, которые допускают изучающие русский язык испанцы или изучающие испанский язык русские студенты.
Особое внимание было уделено проблемам перевода русской литературы на испанский язык. Профессор поделился своим опытом перевода романа Евгения Водолазкина «Авиатор».
Лекция вызвала большой интерес студентов и преподавателей ИФИ РГГУ.
Целесообразно ли использование искусственного интеллекта, вредит он или помогает? О нейросетях в сфере образования и способах контроля использования ИИ студентами.
Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.
В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.
Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоин Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».
20 декабря в РГГУ состоялась стратегическая сессия «Роль цифровизации и искусственного интеллекта в сохранении языков и культур коренных народов России», посвящённая презентации и обсуждению «Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры».
20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.
РГГУ представил в Госдуме результаты и дальнейшие планы сотрудничества с африканскими странами по социогуманитарной повестке в контексте курса России по развитию отношений с Африкой на период до 2030 года.
Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».
17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.