До 31 мая в РГГУ работает книжная выставка «Научная организация труда в первые годы советской власти», которая расположена в главном читальном зале научной библиотеки.
На выставке посетители познакомятся с произведениями советских и иностранных представителей движения научной организации труда (НОТ), а также узнают подробнее о системе НОТ в СССР. Ее возникновение связано с именем американского инженера Фредерика Тейлора. Он объединил идеи в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив начало науке об организации труда и производства. Тейлор считал, что любой труд может быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку. В дальнейшем из его идей выросла современная система профессионально-технического обучения.
В России первые упоминания о тейлоризме появились в 1908–1909 годах в журналах «Записки Русского технического общества» и «Металлист». В 1913–1914 годах в Санкт-Петербурге издавался тейлористский журнал «Фабрично-заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента». Кроме того, профессор Николай Саввин написал книгу «Резание металла», которая в западноевропейской литературе встала в один ряд с трудами Тейлора.
В Советской России в начале 1920-х годов развернулось движение за улучшение рабочего процесса на научной основе и рациональное использование рабочего времени. Это было связано с необходимостью повышения производительности труда для восстановления экономики страны, разрушенной в годы Первой мировой и Гражданской войн. Средством для восстановления экономики стало использование идей научного управления.
Куйбышев считал, что «если мы не можем быстро идти по пути машинизации и электрификации страны, то мы можем и обязаны встать на путь рациональной организации труда внутри предприятий и учреждений».
Одним из первых теоретиков науки об организации труда в СССР был революционер, врач, организатор и директор Института переливания крови Александр Богданов. В 1918 году в книге «Между человеком и машиною» Богданов поставил вопрос об использовании научных элементов системы Тейлора для того, чтобы «поднять трудоспособность масс до высшего уровня, какой совместим с поддержанием здоровья рабочих и возможностью развиваться культурно».
Богданов был основоположником новой дисциплины — тектологии. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)», опубликованной в 1912 году, он пытался отыскать универсальные принципы организации, присущие и живой, и неживой природе. Богданов считал, что все проявления человеческой жизни пронизаны организационными принципами. Повседневная жизнь и человеческая речь, социальное общение и трудовая деятельность, экономические действия и мышление выстроены по определенной системе — у них есть своя логика и последовательность.
В январе 1921 года прошла I Всероссийская инициативная конференция, посвященная научной организации труда и производства. На ней было положено начало организационной работе в области НОТ. Участники попробовали сформулировать задачи и направления работы по научной организации в стране, а также определить степень пригодности методов Тейлора для России.
Сторонники Тейлора считали, что учение приемлемо в любых общественно-экономических условиях, а противники тейлоризма критиковали идеи интенсификации труда. Они отмечали, что эти идеи не учитывают пределы возможностей человеческого организма и противоречат принципам гуманизма, а также несовместимы с ценностями нового строя.
Главным инициатором внедрения идей Тейлора в России был революционер и писатель Алексей Гастев, который полагал, что главной проблемой советских трудящихся является отсутствие культуры труда. Он считал, что её необходимо прививать, и писал об этом в книге «Как надо работать». Под культурой труда подразумевалась сноровка, которая достигается тренировками. Например, средством достижения производственного успеха является как экономная организация трудового места, так и регламентация производственного поведения работников.
В 1921 году Гастев возглавил Центральный институт труда, который был признан «учреждением по разработке, демонстрации и пропаганде принципов научной организации труда и подготовки рабочей силы». В институте исследовали организацию труда на конкретных предприятиях и разрабатывали производственный баланс, в котором рассчитывался оптимальный объём работы и количество необходимых для её выполнения трудовых ресурсов. Главной задачей было овладеть логикой современной организации производства: контроль, стандартизация, учет, нормирование, координация. Именно такой была методология «японского экономического чуда» 50-70-х годов XX века.
Иначе, чем Алексей Гастев, к вопросам НОТ и управления производством подходил дипломат, экономист, историк, публицист, автор работ по проблемам организации труда и управления Платон Керженцев. Он говорил о необходимости думать не только о росте производительности труда, но и об увеличении его интенсивности. Большое значение Керженцев уделял использованию организационных методов. К этим методам он относил методы подбора и использования работников, вопросы дисциплины, ответственности, учета и контроля. Эти проблемы нашли отражение в его работе под названием «Принципы организации».
Особое значение Керженцев придавал тщательному и бережному отношению ко времени: «Борьба за время, — писал он, — олицетворяет собой борьбу за хозяйственное восстановление страны. <...> Она является синонимом протеста против разгильдяйства и обломовщины». По инициативе Керженцева в 1923 году была учреждена общественная организация — Лига «Время», которая рекомендовала своим членам вести учет использования личного времени. В учреждениях и на предприятиях началась борьба с растратой рабочего времени на многочисленные заседания, перекуры и чаепития. Также члены лиги добивались сокращения числа заседаний и правильной организации труда служащих.
Крупным теоретиком в области рационализации производства и организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Ерманский. Автор книги «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая издавалась с 1922 по 1925 годы и выдержала 5 переизданий, а также была переведена на иностранные языки. Ерманский ввел в научный обиход термин «научная организация труда», под которым понимал организацию, основанную на тщательном изучении производственного цикла. Он уделял внимание методам изучения затрат рабочего времени и рационализации трудовых процессов.
Вместе с Керженцевым теоретик видел в учении Гастева «утонченное зверство буржуазной эксплуатации», так как он, вслед за Тейлором и Фордом, призывал к чрезмерно напряженным методам работы.
К социально-экономическому направлению НОТ 1920-х годов можно отнести инженера Алексея Журавского. Анализируя уровень технического развития промышленности в стране и темпы роста производительности труда, Журавский видел основные причины недостатков существующей системы организации труда в простоях и недоиспользовании оборудования, а также неполном использовании рабочей силы. Основным путем повышения производительности труда Журавский считал электрификацию и создание крупного промышленного производства. Цель организации труда состоит в распределении работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех. Концепция научной организации труда Журавского сегодня рассматривается во множестве учебных пособий по менеджменту и социологии управления.
В 1920-е годы издавались различные периодические издания по вопросам научной организации труда, например, «Вестник труда», «Вопросы труда», «Время», «Организация труда», «Организация управления», «Вопросы организации труда и управления», «Система и организация». В 1930-е годы в Японии был создан институт по изучению опыта советской индустриализации. Этот институт выписывал журналы, выходящие в СССР и посвящённые вопросам научной организации труда, психологии труда и управлению. Эти материалы изучались, а многие идеи и технологии были заимствованы и переработаны японскими исследователями.
В 1924 году прошла II Всесоюзная конференция, посвященная научной организации труда и производства. Участники разделились на две группы — в группу 17-ти вошел Керженцев; а в объединение цитовцов — Гастев. Первые в центр внимания ставили вовлечение масс в работу НОТ через ячейки, кружки и общества; вторые же, по мнению их противников, свели всю практику НОТ к деятельности сотрудников научных институтов труда.
После второй конференции прикладные исследования начинают доминировать над теоретико-методологическими. В конце 1926 года был ликвидирован Совет НОТ. С этого времени понятие «научная организация труда» перестало встречаться в практической работе до 1963 года. В дальнейшем работа по совершенствованию организации труда была связана с распространяющимся по стране движением ударных бригад и другими формами социалистического соревнования.
РГГУ вошёл в ТОП-10 по данным мониторинга эффективности реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования Москвы.
«Глобальный юг, в который входит и Африка, и Азия, претерпевает крайне важные для будущего всей планеты турбулентные процессы, и эта тематика для нас сверхактуальна и с точки зрения понимания терминологии, и с точки зрения востоковедения и африканистики в целом», - научный руководитель РГГУ, академик РАН Ефим Пивовар на международной научной конференции «Современный неоколониализм в Африке и Азии».
Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.
В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.
Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоен Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».