14 мая в РГГУ прошла конференция «Рок-поэзия: текст и контекст: альбом “Сто лет одиночества”», посвященная грядущему в 2023 году тридцатилетию выхода альбома «Сто лет одиночества» группы Егора Летова.
«Сто лет одиночества» — это второй студийный альбом сибирской рок-группы. Летов работал над ним с января 1991 по июль 1992 года, а в 1993 году проект наконец увидел свет. Альбом стал знаковым для фанатов группы и даже занял 9-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времён» по версии журнала «Афиша».
Название альбома отсылает слушателя к одному из наиболее популярных примеров магического реализма — одноименному роману лауреата Нобелевской премии по литературе, колумбийского писателя Габриэль Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
По словам профессора кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ Юрия Доманского, к роману Маркеса альбом имеет отдаленное отношение, потому что выдержка из заглавия романа уже стала самостоятельным микротекстом. Аналогично, например, песня «Полковнику никто не пишет» группы «Би-2» отсылает уже к другому одноименному роману этого же колумбийского писателя.
Юрий Доманский обратил внимание на значение первых строк для процесса декодирования художественного целого. Так, в песне Летова «Свобода» нет прямого ответа на вопрос «как платил Незнайка за свои вопросы», но есть отсылки к источникам — свободе, поражению и торжеству. «В любом случае плата за вопросы Незнайки — это как раз отчуждение», — отмечает Юрий Викторович.
Кроме того, свои доклады представили другие участники, узнать подробнее о выступающих можно в программе мероприятия. Темы выступлений были связаны с различными аспектами данного альбома: циклизацией, интертекстом, обложкой, метатекстами, анализом отдельных песен и теми или иными сегментами отдельных песен.
Организаторами мероприятия выступили кафедра теоретической и исторической поэтики РГГУ, Летовский семинар РГГУ и редакция сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст».