7 декабря в Малом выставочном зале Музейного центра РГГУ открылась выставка итальянского художника Давиде Костантини «В диалоге с Достоевским», приуроченная к 200-летию писателя. Выставка представляет собой серию портретов семьи писателя, вдохновителей и героев произведений Федора Достоевского.
Полотна Давиде Костантини созданы в авторской технике OneUpArt, которая существует на стыке философской концепции и изобразительного искусства, объединяя в изображении три категории времени — прошлое, настоящее и будущее.
Открывая выставку, директор Музейного центра Ирина Баканова рассказала о том, как идея организации выставки в университете возникла из предложения одного из иностранных студентов - самого автора произведений.
Все знают, что наш университет всегда открыт для самых разных инициатив. Однажды мне позвонила Валентина Труфанова и сказала, что, занимаясь с одним из своих итальянских студентов, упомянула Музейный центр — он захотел с нами посотрудничать. Несмотря на сложности ковидных ограничений, для нас все замечательно совпало — наши коллеги смогли связать все ниточки воедино и организовать выставку о таком непростом писателе, как Федор Михайлович Достоевский.
— Директор Музейного центра Ирина Баканова
Советник при ректорате по международной деятельности Вера Заботкина отметила, как уникально и удивительно Давиде Костантини смог проникнуть в сознание русского автора и перенять его опыт.
Развивая тему взаимодействия двух культур, директор Российско-итальянского учебно-научного центра РГГУ Роман Говорухо подчеркнул, что в университете есть магистерская программа «Межкультурная коммуникации России и Италии», в рамках которой одна из студенток сейчас пишет магистерскую диссертацию о рецепции творчества Федора Достоевского в итальянской культуре.
Достоевский чаще всего воспринимается как исконно русский писатель. Однако не стоит забывать, что он прекрасно знал европейские языки и культуру многих стран, а также профессионально переводил с французского. Отсюда возникла возможность экранизации произведений «Белые ночи» и «Идиот» итальянским режиссером Лукино Висконти, который понимал писателя, как себя самого.
Декан факультета истории искусства РГГУ Владимир Колотаев решил поделиться своими наблюдениями, как мы воспринимаем и узнаем себя через глаза другого.
В свое время я занимался Микеланджело Антониони и был потрясен тем, что именно он заново открыл для меня Павла Флоренского. Я был вынужден вернуться к идеям русского богослова, чтобы понять, как итальянский режиссер строит свои образы. Потом органично получилось, что высоты и падения русского человека, описанные и представленные Достоевским, были доосмыслены нашей культурой с помощью «Рокко и его братья» Лукино Висконти. Сегодняшняя выставка запускает очередную цепь размышлений о культуре.
— Декан факультета истории искусства РГГУ Владимир Колотаев
Выставка «В диалоге с Достоевским» открыта в Малом выставочном зале до конца декабря. Из-за сложной эпидемиологической обстановки, с разрешения Давиде Костантини, она также будет доступна в электронном формате.