Театры, у которых нет возможности продавать билеты на спектакли, идут навстречу своему зрителю и организуют трансляции в формате online. Это отличный шанс для начинающих театралов – познакомиться с актуальным репертуаром не выходя из дома.
Кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ Галина Шматова рассказала Пресс-службе РГГУ в каком состоянии пребывает театральный мир в период, когда все перестраивается под формат online.
Ситуация самоизоляции крайне сложна и для театров, и для театралов, не будем этого скрывать. Возможно ли вообще записать на видео спектакль? Ведь театральное зрелище – это всегда непредсказуемое событие, встреча актеров и зрителей, которые влияют друг на друга здесь и сейчас. Это не текст, который легко «записывается» на носитель. Одно из ключевых понятий, с которыми работают современные теоретики театра, - присутствие. Оно не поддается медийному опосредованию.
«Ситуация самоизоляции крайне сложна и для театров, и для театралов, не будем этого скрывать. Возможно ли вообще записать на видео спектакль? Ведь театральное зрелище – это всегда непредсказуемое событие, встреча актеров и зрителей, которые влияют друг на друга здесь и сейчас. Это не текст, который легко «записывается» на носитель. Одно из ключевых понятий, с которыми работают современные теоретики театра, - присутствие. Оно не поддается медийному опосредованию.
Получить опыт, полностью эквивалентный театральному, при просмотре трансляции почти невозможно. И все же очень ценно и важно, что театры делятся своими цифровыми архивами. Мы можем увидеть постановки из других городов и стран, а также сценические работы, которые больше нельзя посмотреть вживую. Например, спектакль Петра Фоменко «Три сестры», который уже не идет в театре. Один из крупнейших российских режиссеров современности оригинально прочитывает Чехова, при этом находясь с диалоге с историей театра, особенно – с легендарным спектаклем В.И. Немировича-Данченко во МХАТе. А крупные планы позволяют внимательно проследить за актерской игрой знаменитых «фоменок» - учеников Петра Наумовича. Тонкость, с которой они работают, заслуживает крупных планов, хотя даже с их помощью невозможно разгадать загадку театрального обаяния артистов.
Кроме того, более доступный формат онлайн-трансляций дает возможность «безопасно» попробовать новое. Если кто-то никогда не бывал на экспериментальных постановках и держался в стороне от современного театра, вероятно, сейчас самое время попробовать. Спектакль «Макс Блэк» Хайнера Гёббельса, одного из ведущих европейских современных режиссеров, - постановка, в которой нет линейного привычного сюжета, завязки, кульминации и развязки. Это спектакль, который апеллирует к способности зрителя домысливать, самостоятельно «собирать» собственную театральную историю, давать свободу собственным ассоциациям. Быть может, увидев подобные театральные работы на видео, кто-то захочет прийти и получить уже полноценный опыт подобного рода в театре. Кто знает, вдруг онлайн-трансляции привлекут в дальнейшем в театр зрителей, которые ранее предпочитали только галереи современного искусства или фестивали авторского кино? Современному театру есть что предложить такой аудитории, и она может об этом узнать, благодаря интернету.
Наконец, в заключении – еще два тезиса о театре и сетевом пространстве. Во-первых, современный театр уже давно дружит с цифровой средой, новыми технологиями и даже социальными сетями. Уже не один десяток лет существуют спектакли по skype, есть постановки, которые играются с использованием мессенджеров социальных сетей, спектакли в приложениях мобильных телефонов и т.д. Так что не стоит думать, что театр – это только люстры и бархатные кресла. Рада, что среди студентов факультета культурологии есть те, кто уже в этом году планируют защищать дипломные проекты о театре и медиа. Надеюсь, в дальнейшем таких исследований будет больше, ведь тема эта крайне актуальна! И во-вторых, театры сегодня, в условиях самоизоляции, не только выкладывают свои постановки в сеть, но и проводят специальные акции, домашние чтения и выступления, выходят в прямой эфир на своих сайтах и аккаунтах в соцсетях. Интересно проследить за этими новыми творческим формами и за тем, как театр старается сохранить контакт со зрителем!».
Эти спектакли можно посмотреть в ближайшее время. Также вы можете отслеживать новые постановки на сайтах театров или, например, в Яндекс.Эфире.
«Мария Стюарт» создана на основе документальных материалов о жизни последней католической королевы Шотландии Марии Стюарт, но сам спектакль – история вневременная. В центре режиссёрских исканий Игоря Сергеева и Вари Светловой – понимание того, как внутренняя борьба одного человека может менять ход исторических действий, в какое бы столетие они ни происходили.
Спектакль по пьесе Чехова «Три Сестры». Это новое прочтение привычного сюжета, в котором речь идет о трех генеральских дочках, живущих в городе, где все, по меткому выражению Чехова: «Едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством».
Спектакль квинтэссенция биографии и творчества Льва Толстого. Режиссер связывает вместе, переплетает времена, произведения и события. В центре повествования оказывается Софья Андреевна. Отношения Льва Толстого с его женой находят свое отражение в творчестве писателя: «Спектакль Миндаугаса Карбаускиса – тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого».
Режиссер Денис Азаров попытался ответить на вопрос – существует ли сегодня истинная любовь . Спектакль снят по произведению «Снегурочка» Александра Островского. Важным метафизическим вопросом оказывается существование любви в мире, который для этого не приспособлен.
Теперь каждую неделю театр проводит серию трансляций, посвященных тому или иному явлению. Следующая неделя — Хайнера Гёббельса. Все трансляции можно будет посмотреть ВК на странице Электротеатра. Ссылки на трансляции появляются в день показа. В 17:00 пройдет обсуждение, а в 19:00 покажут сам спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой».
Первую премьеру этого спектакля в 2015 году создатели посвятили Петру Фоменко. Эта постановка ученика Петра Наумовича – художественного руководителя Театра Миндаугаса Карбаускиса. Ранее в репертуаре театра уже шел спектакль «Плоды просвещения» режиссера Петра Фоменко. Сегодня постановку его ученика можно посмотреть на сайте театра в течение 24 часов с момента начала прямой трансляции
Целесообразно ли использование искусственного интеллекта, вредит он или помогает? О нейросетях в сфере образования и способах контроля использования ИИ студентами.
Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.
В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.
Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоин Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».
20 декабря в РГГУ состоялась стратегическая сессия «Роль цифровизации и искусственного интеллекта в сохранении языков и культур коренных народов России», посвящённая презентации и обсуждению «Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры».
20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.
РГГУ представил в Госдуме результаты и дальнейшие планы сотрудничества с африканскими странами по социогуманитарной повестке в контексте курса России по развитию отношений с Африкой на период до 2030 года.
Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».
17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.