Начальник Управления по информатизации и информационным технологиям РГГУ Татьяна Беляева рассказала о том, как в университете реализуется дистанционное обучение.
– Могут ли преподаватели получить консультацию по дистанционной работе со студентами?
Все компьютерные классы, расположенные на 5 этаже 6 корпуса, сейчас модифицированы под работу с использованием видеоконференцсвязи. Каждый день в 11.00 там проходят групповые занятия в группах максимум по 12 человек, которых мы обучаем работе с платформами Zoom и Discord. Тех, кто планирует в дальнейшем работать из дома, мы просим приходить со своим оборудованием. Наши сотрудники помогают настроить технику, отвечают на все технические вопросы. Каждое занятие длится 1,5 – 2 часа, в результате преподаватели уходят с пониманием того, что им делать.
Также за консультациями можно обратиться в 521 кабинет, к директору Центра информационных систем и технологий в образовательной деятельности Леде Аркадьевне Сысоевой. Она и ее сотрудники помогают организовать коммуникацию со студентами. В частности, преподаватель может разместить объявление о том, в каком виде он планирует проводить то или иное занятие – в формате видеоконференции или асинхронно, с размещением материалов, или как-то еще. Доступны все возможные варианты.
Очень важно, чтобы преподаватель понимал весь цикл работы – от момента публикации в личном кабинете преподавателя информации о вебинаре, и заканчивая возможностями проведения интерактивных семинаров, сохранения видеолекции, планирования их в соответствии с сеткой расписания.
– Какие технологии при этом применяются?
Есть несколько технологий. Если предусмотрены потоковые лекции с контингентом более 100 человек, мы организуем YouTube-трансляцию с записью. Есть помещение, оборудованное техникой для проведения видеомостов, с хорошими видеокамерами, там мы проводим трансляции с демонстрацией презентаций и т.д., многие преподаватели этим пользуются. Если запланирована потоковая лекция меньше чем на 100 человек, мы используем Zoom. Его разработчики пошли навстречу пользователям и в бесплатной версии сняли ограничение на длительность в 40 минут, поэтому лекции можно читать совершенно спокойно. Пока проблем с нагрузкой на канал не было, хотя максимально у нас трансляция одновременно велась из 30-ти точек.
Преподаватель, желающий записать свою лекцию, может также обратиться Центр дистанционных технологий обучения, к Наталье Константиновне Березиной.
Сейчас мы подготовили 26 аудиторий, потенциально можем развернуть трансляцию еще на 10, но пока нам и этого хватает, где-то 5-6 аудиторий пустует.
– В свою очередь, какая техника потребуется студентам?
Если речь идет о видеоконференции, достаточно смартфона. Строго говоря, необходимо компьютерное устройство с наушниками, если преподавателю не принципиальна обратная связь с видео. Как правило, студенты пользуются Zoom, он позволяет одномоментно подключаться большому количеству человек. Дистрибутив Zoom можно скачать, это всего 35 мегабайт, просто надо скачать приложение, оно несложное в настройке, регистрация для слушателей не нужна. Для инициатора конференции этот процесс немного сложнее: следует создать конференцию, запланировать время, пригласить участников и т.д., - но тоже интуитивно понятно.
– Есть ли какие-то сложности на данный момент?
Основная проблема – это обеспечение оперативного информирования большого количества студентов. Далеко не все из них подключаются дистанционно, потоковые лекции в режиме реального времени, рассчитанные более чем на сотню человек, до сотни слушателей не дотягивают. Может быть, не все успевают, у многих сейчас график сбился, – но это одно из самых узких мест. Большая работа ложится на Учебно-методическое управление, деканаты. Хотелось бы, чтобы студенты со своей стороны также проявляли активность, старосты чаще выходили на связь с преподавателями, сотрудниками деканатов.
Особенно остро вопрос коммуникации «преподаватель – студент» стоит в тех группах, с которыми занятия только начинаются. Если преподаватель уже читает модуль, он получает контакты студентов после первого-второго занятий. А вот когда модуль только должен начаться, преподаватель в растерянности. Это тоже проблема, потому что через ЭИОС пока отнюдь не все студенты заходят в личные кабинеты.
– Сроки сессий сдвигаются. Предусмотрена ли возможность сдавать сессии удаленно, если период перехода на дистанционное обучение после 1 апреля будет продлен?
Этот вопрос лучше адресовать начальнику Учебно-методического управления Ивану Александровичу Коссову. Насколько мне известно, если говорить о сдаче ГЭК, уже принято решение о том, что экзамены могут приниматься дистанционно. Но все решается индивидуально, Учебно-методическим управлением, как и в случае с заочниками. Если заочники уже приехали, мы пытаемся им организовать максимально полноценное общение с преподавателями в синхронном либо асинхронном режиме. Радует то, что преподаватели очень ответственно к этому подходят, и пытаются не просто выложить программы дисциплин, а передать знания всеми возможными способами.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.