РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Как в РГГУ реализуют дистанционное обучение. Интервью с Татьяной Беляевой
20.03.2020

Как в РГГУ реализуют дистанционное обучение. Интервью с Татьяной Беляевой

Начальник Управления по информатизации и информационным технологиям РГГУ Татьяна Беляева рассказала о том, как в университете реализуется дистанционное обучение.


– Могут ли преподаватели получить консультацию по дистанционной работе со студентами?

Все компьютерные классы, расположенные на 5 этаже 6 корпуса, сейчас модифицированы под работу с использованием видеоконференцсвязи. Каждый день в 11.00 там проходят групповые занятия в группах максимум по 12 человек, которых мы обучаем работе с платформами Zoom и Discord. Тех, кто планирует в дальнейшем работать из дома, мы просим приходить со своим оборудованием. Наши сотрудники помогают настроить технику, отвечают на все технические вопросы. Каждое занятие длится 1,5 – 2 часа, в результате преподаватели уходят с пониманием того, что им делать.

Также за консультациями можно обратиться в 521 кабинет, к директору Центра информационных систем и технологий в образовательной деятельности Леде Аркадьевне Сысоевой. Она и ее сотрудники помогают организовать коммуникацию со студентами. В частности, преподаватель может разместить объявление о том, в каком виде он планирует проводить то или иное занятие – в формате видеоконференции или асинхронно, с размещением материалов, или как-то еще. Доступны все возможные варианты.

Очень важно, чтобы преподаватель понимал весь цикл работы – от момента публикации в личном кабинете преподавателя информации о вебинаре, и заканчивая возможностями проведения интерактивных семинаров, сохранения видеолекции, планирования их в соответствии с сеткой расписания.

– Какие технологии при этом применяются?

Есть несколько технологий. Если предусмотрены потоковые лекции с контингентом более 100 человек, мы организуем YouTube-трансляцию с записью. Есть помещение, оборудованное техникой для проведения видеомостов, с хорошими видеокамерами, там мы проводим трансляции с демонстрацией презентаций и т.д., многие преподаватели этим пользуются. Если запланирована потоковая лекция меньше чем на 100 человек, мы используем Zoom. Его разработчики пошли навстречу пользователям и в бесплатной версии сняли ограничение на длительность в 40 минут, поэтому лекции можно читать совершенно спокойно. Пока проблем с нагрузкой на канал не было, хотя максимально у нас трансляция одновременно велась из 30-ти точек.

Преподаватель, желающий записать свою лекцию, может также обратиться Центр дистанционных технологий обучения, к Наталье Константиновне Березиной.

Сейчас мы подготовили 26 аудиторий, потенциально можем развернуть трансляцию еще на 10, но пока нам и этого хватает, где-то 5-6 аудиторий пустует.

– В свою очередь, какая техника потребуется студентам?

Если речь идет о видеоконференции, достаточно смартфона. Строго говоря, необходимо компьютерное устройство с наушниками, если преподавателю не принципиальна обратная связь с видео. Как правило, студенты пользуются Zoom, он позволяет одномоментно подключаться большому количеству человек. Дистрибутив Zoom можно скачать, это всего 35 мегабайт, просто надо скачать приложение, оно несложное в настройке, регистрация для слушателей не нужна. Для инициатора конференции этот процесс немного сложнее: следует создать конференцию, запланировать время, пригласить участников и т.д., - но тоже интуитивно понятно.

– Есть ли какие-то сложности на данный момент?

Основная проблема – это обеспечение оперативного информирования большого количества студентов. Далеко не все из них подключаются дистанционно, потоковые лекции в режиме реального времени, рассчитанные более чем на сотню человек, до сотни слушателей не дотягивают. Может быть, не все успевают, у многих сейчас график сбился, – но это одно из самых узких мест. Большая работа ложится на Учебно-методическое управление, деканаты. Хотелось бы, чтобы студенты со своей стороны также проявляли активность, старосты чаще выходили на связь с преподавателями, сотрудниками деканатов.

Особенно остро вопрос коммуникации «преподаватель – студент» стоит в тех группах, с которыми занятия только начинаются. Если преподаватель уже читает модуль, он получает контакты студентов после первого-второго занятий. А вот когда модуль только должен начаться, преподаватель в растерянности. Это тоже проблема, потому что через ЭИОС пока отнюдь не все студенты заходят в личные кабинеты.

– Сроки сессий сдвигаются. Предусмотрена ли возможность сдавать сессии удаленно, если период перехода на дистанционное обучение после 1 апреля будет продлен?

Этот вопрос лучше адресовать начальнику Учебно-методического управления Ивану Александровичу Коссову. Насколько мне известно, если говорить о сдаче ГЭК, уже принято решение о том, что экзамены могут приниматься дистанционно. Но все решается индивидуально, Учебно-методическим управлением, как и в случае с заочниками. Если заочники уже приехали, мы пытаемся им организовать максимально полноценное общение с преподавателями в синхронном либо асинхронном режиме. Радует то, что преподаватели очень ответственно к этому подходят, и пытаются не просто выложить программы дисциплин, а передать знания всеми возможными способами.

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
18 декабря 2024
Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России мы продолжаем формировать суверенную систему образования

В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».

17 декабря 2024
Памяти Алексея Сельницина

15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.

16 декабря 2024
Поздравление научного руководителя РГГУ Ефима Пивовара с юбилеем от и.о. ректора Андрея Логинова

Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.

14 декабря 2024
«Окно в прошлое» на Никольской, 15

«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.

14 декабря 2024
Будущее исторического контента: вклад РГГУ в популяризацию истории

«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.

12 декабря 2024
«Работа архивистов – дело особой важности», — Сергей Нарышкин.

«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.

12 декабря 2024
РГГУ – место встречи славянских университетов

Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

11 декабря 2024
Андрей Логинов: ИАИ РГГУ призван сохранять традиции высокой науки и истории российской культуры

В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.

10 декабря 2024
«Начать нужно с себя» — о патриотическом воспитании молодёжи в пресс-центре «Россия сегодня»

О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.