РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Проректор по международному сотрудничеству Вера Ивановна Заботкина рассказала о работе Школы молодых ученых
03.06.2019

Проректор по международному сотрудничеству Вера Ивановна Заботкина рассказала о работе Школы молодых ученых


В рамках проекта РНФ №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», реализуемого при поддержке мегагранта Российского научного фонда в лаборатории мирового уровня, созданной на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий (НОЦ КПиТ) РГГУ, весной этого года прошла Третья школа молодых ученых. Об основных направлениях работы Школы рассказала проректор по международному сотрудничеству, директор НОЦ КПиТ РГГУ, руководитель данного проекта Вера Ивановна Заботкина.

Главная задача школы молодого ученого – обсудить новые способы концептуализации основных вызовов и угроз 21 века, а также выявить когнитивные механизмы противодействия им. Современная наука, как известно, должна отвечать требованиям четырех М. Она должна быть междисциплинарна, международна, межсекторальна (иметь связь с другими секторами экономики) и межпоколенна (обеспечивать связь между поколениями). Данная Школа как раз отвечает всем этим четырем М, в том числе межпоколенности, потому что обмен идеями между опытными мировыми звездами в области когнитивных исследований и молодежью - это и есть основная компонента межпоколенного пространства. Напоминаю, что в работе Школы приняли участие ведущие российские и иностранные специалисты из Ирландии, Франции, Великобритании, Венгрии и Германии, и это тоже о многом говорит.

Географическое разнообразие участников Школы также очень впечатляет: в этом году приезжали ребята не только из Москвы, но и из Тюмени, Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный университет им. Добролюбова, Нижнего Тагила (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт). Одна из участниц, Анастасия Грошева, приехала вместе со своим научным руководителем, что опять же подчеркивает связь поколений. Идет перелив информации, циркуляция мозгов в современной науке по всем направлениям: между дисциплинами, между государствами и между поколениями. В свое время Антон Чехов сказал: “Наука по своей сути интернациональна, международна, ибо нет национальной таблицы умножения”. И мы сегодня видим подтверждение этому.

«Школа молодого ученого открылась 20 марта лекционным блоком - мастер-классами ведущих российских и зарубежных ученых. Первой перед молодыми учеными выступила Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук и член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. Татьяна Владимировна выступила с докладом на тему “Человек в цифровом мире: Homoconfusus”, где она говорила о вызовах и угрозах современного общества в киберпространстве.

Особого внимания заслуживает лекция Бориса Митрофановича Величковского, доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской академии наук, главного научного сотрудника НОЦ КПиТ РГГУ, заместителя руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-технологий. Его доклад был посвящен соотношению значения и смысла в нейрокогнитивных исследованиях. Междисциплинарные аспекты в целом позволяют определить различные подходы к одной и той же проблеме.

Большое впечатление на молодых участников произвело выступление Константина Владимировича Анохина “Когнитивная революция III: почему она будет о когнитоме и гуманитарном знании”. Речь шла о том, каким образом гуманитарное знание может дать ответы на вызовы современного общества.

Среди лекционного блока можно также выделить доклад ведущего когнитивного лингвиста Франции Дидье Боттино, который говорил о том, как эпоха речевого воздействия взращивает антропоцентрический глобальный коллапс. Он рассмотрел возможность того, что язык способен стать угрозой, способен представлять опасность для мира современного человека.

Стоит также отметить выступление профессора Кенни Ковентри, ведущего когнитивного психолога Университета Восточной Англии. Он говорил о языке и визуальном мире, о том, каким вызовам подвергается коммуникация в процессе взаимодействия культур, и о том, какую роль здесь играет визуальный мир.

Еще один важный аспект лекционного блока — “Манипулирование в СМИ как когнитивная угроза”. С докладом на эту тему выступил Валерий Закиевич Демьянков, один из ведущих лингвистов-когнитологов России, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом теоретического и прикладного языкознания, заместитель директора Института языкознания РАН, заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по филологии и искусствоведению. Он проанализировал возможные варианты решения проблемы так называемых фейковых новостей.

Отдельный доклад был посвящен роли искусственного интеллекта в формировании ответа на актуальные социокультурные вызовы. Мастер-класс на эту тему провел ведущий исследователь искусственного интеллекта Томаш Гергей из Лаборатории когнитивных исследований (Будапешт).

Ваша покорная слуга выступила с докладом на тему «Социокультурные вызовы XXI века: ментальные модели и дискурс». Проблема социокультурных угроз и вызовов рассматривается с точки зрения когнитивной психологии, нейропсихологии, когнитивной лингвистики, когнитивной истории. В результате конвергенции всех вышеуказанных дисциплин мы стремимся получить интегрированное знание о данной проблеме. Когнитивная система социокультурных угроз представляет собой вербализованные концепты, которые могут быть представлены в виде дерева зависимостей, таксономии различных видов угроз, таких как потеря идентичности, дисфункциональность семьи, угроза безопасности, угроза благополучию и так далее.

Молодые ученые принимали активное участие в выступлениях и дискуссиях. После лекционного блока мастер-классов они приступили непосредственно к работе в своей группе, где обсуждали различные аспекты подходов к решению социокультурных вызовов современности. Модераторами выступали наши ученые, в том числе Елена Михайловна Позднякова, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НОЦ КПиТ РГГУ.

По условиям нашего проекта, Школа молодого ученого должна проходить каждый год. Как указывалось выше, это уже третья Школа. Позвольте искренне поблагодарить всех, кто принимает участие в этом проекте, в организации и проведении Школы!».

Ведущий научный сотрудник Образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ Елена Михайловна Позднякова также поделилась впечатлениями от работы в Школе молодого ученого:

«Я была модератором одной из секций, которая проходила во второй день Школы. Выступали бакалавры, магистры, аспиранты, в основном, представители гуманитарных наук. Доклады охватывали достаточно разнообразную тематику, поэтому было любопытно и самим участникам, и нам как модераторам познакомиться с идеями и позициями молодых ученых. Одним из наиболее глубоких оказался доклад студента Института экономики, управления и права РГГУ Артема Потапова «Нерациональное отношение к риску в современной культуре как тормоз экономического развития»: проблема была проанализирована очень серьезно и вызвала большой интерес. Также успехом пользовался доклад аспиранта РГГУ Александра Юрина «Эмиграция в Германию: от понятий к новым формам эмигрантских ассоциаций». Были представители других вузов, в частности, от Московского государственного института международных отношений выступала аспирант Татьяна Фомина с докладом “Дисфемизация как когнитивный инструмент лингвополитической игры XXI века (на примере дискурса Дональда Трампа)”. Интересным оказался и доклад магистранта Ирины Овод “Концептуальные метафоры преодоления угроз XXI века в речах американских президентов”. Это, пожалуй, самые яркие примеры, при том, что каждый из докладов вызывал внимание слушателей. В отличие от “взрослых” и во многом формальных конференций, здесь молодые ученые чрезвычайно активно вовлекались в обсуждения, несмотря на разнообразие тем.

Участие в Школе даёт молодым ученым очень многое, потому что магистрантов и студентов не часто приглашают на столь масштабный лекционный курс. Здесь было собрано большое количество знаменитых имен, и при этом молодые ученые оказались соучастниками процесса представления самого глубокого и широкого уровня исследований. С одной стороны, они представили собственные наработки, с другой стороны, те лекции, которые они прослушали в первый день, сами по себе уже послужили мотивацией к проведению дальнейших исследований. Налицо преемственность научных знаний между старшим и младшим поколениями исследователей. Подобный стимул в начале исследовательского пути мне кажется очень полезным».

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
31 января 2025
Традиционные ценности и сохранение памяти: в Государственной Думе прошли XIII Рождественские парламентские чтения

«Нам надо сделать всё, чтобы память о наших героях, о наших дедах, прадедах жила и передавалась из поколения в поколение. Мы надеемся, что вместе с Русской православной церковью, с конфессиями сделаем всё, чтобы быть достойными памяти тех, кто отдал жизнь, предоставив нам возможность планировать будущее, рождать детей, воспитывать их и внуков», – обратился с приветственным словом к собравшимся Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

31 января 2025
Первое заседание учёного совета в 2025 году

28 января состоялось заседание учёного совета, на котором был представлен новый проректор по развитию, озвучена программа «Научной платформы первого гуманитарного университета РФ», выдвинуты кандидаты в академики и члены-корреспонденты РАН, представлены к ученому званию доцента работники РГГУ, вручены награды, утверждены размеры выплат материального обеспечения и повышенной стипендии.

30 января 2025
Уроки истории: в РГГУ чтят память жертв Холокоста

«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.

28 января 2025
Духовно-нравственное воспитание в высшей школе

О вкладе Российского государственного гуманитарного университета в сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде.

26 января 2025
День открытых дверей РГГУ

Об ожиданиях правительства Российской Федерации от РГГУ, становлении ведущего социогуманитарного вуза страны и перспективах для абитуриентов.

25 января 2025
Поздравление и.о. ректора РГГУ с Днём российского студенчества

Дорогие друзья, поздравляю всех с нашим общим праздником — Днём российского студенчества.

25 января 2025
День студента в РГГУ: названы лучшие студобъединения по итогам 2024 года

24 января в преддверии Дня российского студенчества состоялась встреча и.о. ректора Андрея Логинова и руководства Университета с представителями студенческих советов и объединений РГГУ.

25 января 2025
270 лет МГУ: поздравление и.о. ректора РГГУ Андрея Логинова

Поздравляю учёный и преподавательский состав, студентов, аспирантов и выпускников Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с 270-летним юбилеем со дня его основания!

17 января 2025
Социальная архитектура - новое слово социогуманитарных исследований

«Сегодня социальная архитектура должна становиться реальной, востребованной общественной специальностью. Внимание ко всему, что происходит в обществе, и возможность активно преобразовать это общество через работу социальных архитекторов – один из интереснейших вызовов, которым мы открываем 2025 год», – и. о. ректора РГГУ Андрей Логинов на круглом столе, посвященном запуску «Конкурса социальных архитекторов».