РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Профессор Алан Абаев: «Посещаемость занятий в формате online у меня значительно выше»
24.03.2020

Профессор Алан Абаев: «Посещаемость занятий в формате online у меня значительно выше»

Декан факультета рекламы и связи с общественностью РГГУ профессор Алан Абаев – о преимуществах и недостатках дистанционного обучения на современном этапе.



– Насколько велик спрос на онлайн образование в России?

– Интерес к дистанционному обучению возник в начале XXI века, и с тех пор он неуклонно растет. Надо признать, что даже если не было бы ситуации с коронавирусом, онлайн образование развивалось бы, усиливало свои позиции и постепенно занимало место привычных форм образования.

В 2018 году я выступал в качестве эксперта Министерства образования и науки России по проекту «Современная цифровая образовательная среда». Проект предполагает создание агрегатора, который объединит все российские платформы, предоставляющие услуги онлайн курсов, их очень много. И это крайне показательный тренд.

– Можно ли полностью заменить традиционное образование дистанционным?

- С моей точки зрения как педагога – нельзя. Однажды я выступал на международной конференции по этому вопросу, и коллега из США мне сказал: «Знаете, у вас в России очень сильно развит патерналистский подход к студентам». Это означает, что мы берем студента за руку на первом курсе и ведем, пока он не закончит учебу. В Америке значительно более дистанцированный подход. Преподаватель дает студенту задание, а если тот не уложился в дедлайн и просит об отсрочке, отвечает: «Это уже не мои проблемы, разбирайтесь с деканатом. Я вам двойку поставил».

И при всем при этом первый американский университет, который попытался полностью перевести образовательный процесс в онлайн, Университет Сент-Луиса, продержался ровно один семестр. Потому что во втором семестре студенты взмолились: «Мы не можем учиться, когда преподаватель нас не дергает на предмет того, что дедлайн скоро закончится». Это я к тому, что самоорганизация молодых людей пока недостаточна для того, чтобы полностью перевести классическое университетское образование в онлайн.

– А в чем заключается сложность для преподавателя?

– В том, чтобы перестроиться на другой режим работы. Среди преподавателей есть люди старшего поколения, которым сложно осваивать новые технические приемы. Они всю жизнь приходили на лекцию и читали ее, а тут приходится разбираться, как скачать и настроить приложение, как вообще с ним работать и на каком устройстве. Дополнительная психологическая нагрузка возникает оттого, что переход на дистанционное обучение – это временная мера. Люди думают: «Надо протянуть недельки две, а потом все наладится, зачем сейчас учиться тому, что нам не пригодится?».

Кроме того, старшее поколение преподавателей привыкло находиться в контакте со слушателем. Я обсуждал это с коллегами, они подтверждают, что работать в пустой аудитории «на экран» тяжело, даже если на экране видны картинки или лица студентов. Мы в составе экспертной группы проводили опрос по вузам России, опросили несколько тысяч студентов, преподавателей, сотрудников. И все они говорят, что живое общение в формате «вопрос-ответ» на данный момент заменить просто нечем. Видеоконференции подразумевают, конечно, возможность чата, но респонденты все равно отмечают отсутствие полноценной возможности обсуждения пройденного материала. То, что у преподавателей называется «работать голосом», очень важно. И как бы ты подробно не разъяснил на заранее записанной лекции, на вебинаре, что и как – у ребят всегда возникают вопросы. Им нужно пояснять сотни моментов.

– Приходится ли контролировать студентов на онлайн занятиях?

– Студенты частенько хитрят: подключаются к видеоконференции, а видеокамеру на своем устройстве не включают и занимаются в это время своими делами. Я, например, когда веду семинары в Zoom, через каждые пять минут говорю: «Ребята, в чате напишите, расслышали ли вы последний вопрос или нет». И прицельно спрашиваю (особенно тех, у кого камера или микрофон отключены): «Иванов, а ну-ка ответь на вопрос». В аудитории ленивцы обычно прячутся за спинами одногруппников и развлекаются в телефоне, а здесь – нет, здесь я хорошо вижу, кто чем занят. Надо отметить, что и посещаемость занятий в онлайн у меня значительно выше.

– Значит, будущее - за дистанционным образованием?

– Идеально, когда базовые вещи преподаватель проговаривает, встречаясь со студентами вживую, а подробности прорабатываются удаленно. Например, семинарские занятия прекрасно проходят онлайн, в отличие от лекционных. Разумно будет начитать на лекциях основу, проговорить ее, а потом часть занятий вести дистанционно, и это в каком-то смысле даже лучше, потому что охват слушателей больше. Но придется пойти на некоторый компромисс со своими привычками. Для меня лекция – это артистическое шоу, у меня никогда не было двух одинаковых лекций. А сейчас я понял, что надо делать презентацию. Это трудно, но я это делаю – и занятия получаются более стандартизованные.

Так что есть и плюсы, и минусы. Я не верю, что перейти на онлайн получится полностью, потому что качественное высшее образование невозможно без офлайна, но сочетание того и другого было бы очень полезно.


Персоналии в новости:
Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
18 декабря 2024
Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России мы продолжаем формировать суверенную систему образования

В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».

17 декабря 2024
Памяти Алексея Сельницина

15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.

16 декабря 2024
Поздравление научного руководителя РГГУ Ефима Пивовара с юбилеем от и.о. ректора Андрея Логинова

Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.

14 декабря 2024
«Окно в прошлое» на Никольской, 15

«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.

14 декабря 2024
Будущее исторического контента: вклад РГГУ в популяризацию истории

«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.

12 декабря 2024
«Работа архивистов – дело особой важности», — Сергей Нарышкин.

«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.

12 декабря 2024
РГГУ – место встречи славянских университетов

Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

11 декабря 2024
Андрей Логинов: ИАИ РГГУ призван сохранять традиции высокой науки и истории российской культуры

В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.

10 декабря 2024
«Начать нужно с себя» — о патриотическом воспитании молодёжи в пресс-центре «Россия сегодня»

О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.