Декан факультета рекламы и связи с общественностью РГГУ профессор Алан Абаев – о преимуществах и недостатках дистанционного обучения на современном этапе.
– Насколько велик спрос на онлайн образование в России?
– Интерес к дистанционному обучению возник в начале XXI века, и с тех пор он неуклонно растет. Надо признать, что даже если не было бы ситуации с коронавирусом, онлайн образование развивалось бы, усиливало свои позиции и постепенно занимало место привычных форм образования.
В 2018 году я выступал в качестве эксперта Министерства образования и науки России по проекту «Современная цифровая образовательная среда». Проект предполагает создание агрегатора, который объединит все российские платформы, предоставляющие услуги онлайн курсов, их очень много. И это крайне показательный тренд.
– Можно ли полностью заменить традиционное образование дистанционным?
- С моей точки зрения как педагога – нельзя. Однажды я выступал на международной конференции по этому вопросу, и коллега из США мне сказал: «Знаете, у вас в России очень сильно развит патерналистский подход к студентам». Это означает, что мы берем студента за руку на первом курсе и ведем, пока он не закончит учебу. В Америке значительно более дистанцированный подход. Преподаватель дает студенту задание, а если тот не уложился в дедлайн и просит об отсрочке, отвечает: «Это уже не мои проблемы, разбирайтесь с деканатом. Я вам двойку поставил».
И при всем при этом первый американский университет, который попытался полностью перевести образовательный процесс в онлайн, Университет Сент-Луиса, продержался ровно один семестр. Потому что во втором семестре студенты взмолились: «Мы не можем учиться, когда преподаватель нас не дергает на предмет того, что дедлайн скоро закончится». Это я к тому, что самоорганизация молодых людей пока недостаточна для того, чтобы полностью перевести классическое университетское образование в онлайн.
– А в чем заключается сложность для преподавателя?
– В том, чтобы перестроиться на другой режим работы. Среди преподавателей есть люди старшего поколения, которым сложно осваивать новые технические приемы. Они всю жизнь приходили на лекцию и читали ее, а тут приходится разбираться, как скачать и настроить приложение, как вообще с ним работать и на каком устройстве. Дополнительная психологическая нагрузка возникает оттого, что переход на дистанционное обучение – это временная мера. Люди думают: «Надо протянуть недельки две, а потом все наладится, зачем сейчас учиться тому, что нам не пригодится?».
Кроме того, старшее поколение преподавателей привыкло находиться в контакте со слушателем. Я обсуждал это с коллегами, они подтверждают, что работать в пустой аудитории «на экран» тяжело, даже если на экране видны картинки или лица студентов. Мы в составе экспертной группы проводили опрос по вузам России, опросили несколько тысяч студентов, преподавателей, сотрудников. И все они говорят, что живое общение в формате «вопрос-ответ» на данный момент заменить просто нечем. Видеоконференции подразумевают, конечно, возможность чата, но респонденты все равно отмечают отсутствие полноценной возможности обсуждения пройденного материала. То, что у преподавателей называется «работать голосом», очень важно. И как бы ты подробно не разъяснил на заранее записанной лекции, на вебинаре, что и как – у ребят всегда возникают вопросы. Им нужно пояснять сотни моментов.
– Приходится ли контролировать студентов на онлайн занятиях?
– Студенты частенько хитрят: подключаются к видеоконференции, а видеокамеру на своем устройстве не включают и занимаются в это время своими делами. Я, например, когда веду семинары в Zoom, через каждые пять минут говорю: «Ребята, в чате напишите, расслышали ли вы последний вопрос или нет». И прицельно спрашиваю (особенно тех, у кого камера или микрофон отключены): «Иванов, а ну-ка ответь на вопрос». В аудитории ленивцы обычно прячутся за спинами одногруппников и развлекаются в телефоне, а здесь – нет, здесь я хорошо вижу, кто чем занят. Надо отметить, что и посещаемость занятий в онлайн у меня значительно выше.
– Значит, будущее - за дистанционным образованием?
– Идеально, когда базовые вещи преподаватель проговаривает, встречаясь со студентами вживую, а подробности прорабатываются удаленно. Например, семинарские занятия прекрасно проходят онлайн, в отличие от лекционных. Разумно будет начитать на лекциях основу, проговорить ее, а потом часть занятий вести дистанционно, и это в каком-то смысле даже лучше, потому что охват слушателей больше. Но придется пойти на некоторый компромисс со своими привычками. Для меня лекция – это артистическое шоу, у меня никогда не было двух одинаковых лекций. А сейчас я понял, что надо делать презентацию. Это трудно, но я это делаю – и занятия получаются более стандартизованные.
Так что есть и плюсы, и минусы. Я не верю, что перейти на онлайн получится полностью, потому что качественное высшее образование невозможно без офлайна, но сочетание того и другого было бы очень полезно.
С 28 февраля по 9 мая 2025 г. «Объединённый киноклуб РГГУ» проведёт цикл показов культовых кинокартин XX века в рамках проекта Минкультуры России и киноконцерна Мосфильм «Воспитательный потенциал фильмов».
РГГУ анонсировал выставку в Кейптауне в ходе обсуждения российско-африканских отношений в рамках заседания круглого стола в Государственной Думе.
Дорогие женщины! От всей души поздравляю вас с Международным женским днём!
С 5 по 7 марта 2025 г. в РГГУ состоялась ежегодная праздничная акция «Вам, любимые!», приуроченная к празднованию Международного женского дня.
И.о. ректора РГГУ Андрей Логинов и заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Пётр Толстой приняли участие в подкасте Владимира Легойды «Собрались с мыслями» на Первом канале.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поздравил с Международным женским днём руководителя Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова РГГУ Галину Гавриловну Ершову.
«Приятно констатировать, что взаимовыгодное партнёрство Ирана и России развивается очень успешно в настоящее время, и наша встреча – это хороший вклад в развитие отношений двух стран. Сегодня мы принимаем делегацию Университета Имама Садыка, который является кузницей кадров для основных государственных структур Ирана», – обратился с приветственным словом к делегатам первый проректор РГГУ Дмитрий Бобров.
Открыта регистрация на конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных на тему устойчивого развития, инвестиций и финансовых рисков в рамках Финатлон форума.
Представлены результаты социологического исследования, реализованного Центром развития гуманитарных технологий «НОВАЯ ЭРА» под руководством Центра «Дипломатия знаний» РГГУ. Команде исследователей удалось выяснить, каким молодёжь Абхазии видит будущее своей страны, России и российско-абхазских отношений, чего ожидает и к чему стремится, а также как воспринимает СНГ и БРИКС.
Форум открылся на площадке Университета Крирка. Его программа рассчитана на два дня. Отечественную высшую школу в столице Таиланда представляют Российский государственный гуманитарный университет и другие вузы из разных регионов России.