Декан факультета рекламы и связи с общественностью РГГУ профессор Алан Абаев – о преимуществах и недостатках дистанционного обучения на современном этапе.
– Насколько велик спрос на онлайн образование в России?
– Интерес к дистанционному обучению возник в начале XXI века, и с тех пор он неуклонно растет. Надо признать, что даже если не было бы ситуации с коронавирусом, онлайн образование развивалось бы, усиливало свои позиции и постепенно занимало место привычных форм образования.
В 2018 году я выступал в качестве эксперта Министерства образования и науки России по проекту «Современная цифровая образовательная среда». Проект предполагает создание агрегатора, который объединит все российские платформы, предоставляющие услуги онлайн курсов, их очень много. И это крайне показательный тренд.
– Можно ли полностью заменить традиционное образование дистанционным?
- С моей точки зрения как педагога – нельзя. Однажды я выступал на международной конференции по этому вопросу, и коллега из США мне сказал: «Знаете, у вас в России очень сильно развит патерналистский подход к студентам». Это означает, что мы берем студента за руку на первом курсе и ведем, пока он не закончит учебу. В Америке значительно более дистанцированный подход. Преподаватель дает студенту задание, а если тот не уложился в дедлайн и просит об отсрочке, отвечает: «Это уже не мои проблемы, разбирайтесь с деканатом. Я вам двойку поставил».
И при всем при этом первый американский университет, который попытался полностью перевести образовательный процесс в онлайн, Университет Сент-Луиса, продержался ровно один семестр. Потому что во втором семестре студенты взмолились: «Мы не можем учиться, когда преподаватель нас не дергает на предмет того, что дедлайн скоро закончится». Это я к тому, что самоорганизация молодых людей пока недостаточна для того, чтобы полностью перевести классическое университетское образование в онлайн.
– А в чем заключается сложность для преподавателя?
– В том, чтобы перестроиться на другой режим работы. Среди преподавателей есть люди старшего поколения, которым сложно осваивать новые технические приемы. Они всю жизнь приходили на лекцию и читали ее, а тут приходится разбираться, как скачать и настроить приложение, как вообще с ним работать и на каком устройстве. Дополнительная психологическая нагрузка возникает оттого, что переход на дистанционное обучение – это временная мера. Люди думают: «Надо протянуть недельки две, а потом все наладится, зачем сейчас учиться тому, что нам не пригодится?».
Кроме того, старшее поколение преподавателей привыкло находиться в контакте со слушателем. Я обсуждал это с коллегами, они подтверждают, что работать в пустой аудитории «на экран» тяжело, даже если на экране видны картинки или лица студентов. Мы в составе экспертной группы проводили опрос по вузам России, опросили несколько тысяч студентов, преподавателей, сотрудников. И все они говорят, что живое общение в формате «вопрос-ответ» на данный момент заменить просто нечем. Видеоконференции подразумевают, конечно, возможность чата, но респонденты все равно отмечают отсутствие полноценной возможности обсуждения пройденного материала. То, что у преподавателей называется «работать голосом», очень важно. И как бы ты подробно не разъяснил на заранее записанной лекции, на вебинаре, что и как – у ребят всегда возникают вопросы. Им нужно пояснять сотни моментов.
– Приходится ли контролировать студентов на онлайн занятиях?
– Студенты частенько хитрят: подключаются к видеоконференции, а видеокамеру на своем устройстве не включают и занимаются в это время своими делами. Я, например, когда веду семинары в Zoom, через каждые пять минут говорю: «Ребята, в чате напишите, расслышали ли вы последний вопрос или нет». И прицельно спрашиваю (особенно тех, у кого камера или микрофон отключены): «Иванов, а ну-ка ответь на вопрос». В аудитории ленивцы обычно прячутся за спинами одногруппников и развлекаются в телефоне, а здесь – нет, здесь я хорошо вижу, кто чем занят. Надо отметить, что и посещаемость занятий в онлайн у меня значительно выше.
– Значит, будущее - за дистанционным образованием?
– Идеально, когда базовые вещи преподаватель проговаривает, встречаясь со студентами вживую, а подробности прорабатываются удаленно. Например, семинарские занятия прекрасно проходят онлайн, в отличие от лекционных. Разумно будет начитать на лекциях основу, проговорить ее, а потом часть занятий вести дистанционно, и это в каком-то смысле даже лучше, потому что охват слушателей больше. Но придется пойти на некоторый компромисс со своими привычками. Для меня лекция – это артистическое шоу, у меня никогда не было двух одинаковых лекций. А сейчас я понял, что надо делать презентацию. Это трудно, но я это делаю – и занятия получаются более стандартизованные.
Так что есть и плюсы, и минусы. Я не верю, что перейти на онлайн получится полностью, потому что качественное высшее образование невозможно без офлайна, но сочетание того и другого было бы очень полезно.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.