В Российском государственном гуманитарном университете полным ходом идет приемная кампания 2022. Всего на данный момент заявления подали почти 70 тыс. абитуриентов. В этом году популярностью пользуются такие направления подготовки, как «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Лингвистика», «История», а также «Перевод и переводоведение». Сегодня расскажем о таком молодом и перспективном направлении, как культурология.
Мы поговорили с заведующей кафедрой социокультурных практик и коммуникаций факультета культурологии Натальей Галушиной о профессии культуролога, карьерной траектории выпускников факультета, а также умении интерпретировать культурные тренды в стремительно меняющейся реальности.
— Что такое культурология?
— Культурология – междисциплинарная область знания, в которой любое явление окружающего мира интерпретируется с точки зрения значений и смыслов, которые в нем распознают люди. Иными словами, культурология учит нас понимать, как производятся, распространяются и понимаются значения и смыслы, свойственные каждому обществу или группе людей, как эти смыслы работают в обществе.
Культурологам интересны как явления прошлого – в рамках истории культуры, так и актуальные практики. От специфики современных кофеен так называемой «третьей волны» до модной фотографии, от приемов «перемещения во времени» в фантастической литературе до репрезентации прошлого в исторических сериалах, от ностальгических мотивов в постсоветском кинематографе до практик коллекционирования виниловых пластинок.
Главная компетенция культуролога – видеть в любом объекте своего исследования набор специфических значений, которые выполняют очень разные функции:
Если считать социальные науки способом понимания обществом самого себя, то культурология сегодня предлагает самые актуальные пути этого понимания. В этом отличие культурологии от близких областей знания – искусствоведения (киноведения, театроведения и пр.).
Культурологу интересно не только само произведение, но, в первую очередь, его соотношение с контекстом – историко-культурным, социально-политическим и идеологическим.
— Какие программы реализуются на факультете культурологии сегодня?
— На факультете уже много лет реализуется ряд программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Культурология».
Бакалаврам мы предлагаем три профиля – «Культура России», «Культура стран и регионов мира: Европа» и «Культура массовых коммуникаций», которые предполагают серьезную и глубокую теоретическую и методологическую подготовку в области социальных и гуманитарных наук. Прежде всего, студенты изучают историю культуры, в том числе отдельно художественной культуры, социальной и культурной антропологии, а также социологии культуры, социальных групп и движений.
Все три профиля ориентируются на изучение значимых областей художественной культуры – кинематографа, фотографии, искусства, театра, литературы, музыки с акцентом на региональную или медийную специфику.
В магистратуре Учебно-научный центр «Высшая школа европейских культур» предлагает интересные международные программы, предполагающие в том числе получение диплома европейских университетов. На кафедре истории и теории культуры реализуется хорошо зарекомендовавшая себя программа магистратуры «Культурология XX-XXI века», позволяющая на базе самых современных методов и техник анализа культурных текстов решать разнообразные исследовательские задачи. В магистратуру приходят студенты с самым разным образовательным бэкграундом, и данная программа позволяет интегрировать их знания и исследовательские интересы в единую междисциплинарную парадигму культурологии.
Кроме того, в прошлом году мы открыли в магистратуре программу, связанную с цифровой культурой. Мы считаем эту программу крайне перспективной и подходящей для тех, кто заинтересован в исследовании процессов, происходящих в цифровой среде, стремительно нарастившей масштаб своего присутствия в нашей жизни в последние годы.
Цифровое образование, цифровое искусство, цифровой бизнес, социальные коммуникации в цифровой среде – та реальность, которую необходимо исследовать и интерпретировать. Примером исследования в этой области я назову работу (бакалаврскую), посвященную виртуальным барам, появившимся в период пандемии «”Третьи места” в цифровой среде (на примере проекта международного онлайн-бара “STFHbar”)».
На программы бакалавриата по направлениям:
— Как проходит студенческая жизнь на вашем факультете?
— На факультете мы стараемся уже с первого курса включать студентов в научную жизнь. Мы проводим как специфически студенческие конференции, так и приветствуем участие студентов в конференциях факультета и наших коллег из других вузов и организаций. Для бакалавров самая популярная конференция проходит в октябре в рамках Дней студенческой науки, а для магистрантов и аспирантов в течение года предусмотрены еще две конференции.
В рамках учебной практики студенты включаются в научные проекты преподавателей факультета. Ярким примером является участие студентов 2-го и 3-го курсов в исследовании советских икон, которое проводилось директором Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрием Антоновым. Ребята ездили в экспедицию в разные регионы России, собирали иконы, проводили интервью с их владельцами или изготовителями. Потом иконы реставрировались руками студентов, их описывали, классифицировали. По результатам исследования были организованы выставка, конференция и, наконец, научная публикация, в которой смогли представить свои статьи и студентки, наиболее вовлеченно работавшие в проекте.
В предшествующие годы аналогичный опыт студенты получили на кафедре социокультурных практик и коммуникаций, где ежегодно студентов обучают методике проведения глубинных интервью в рамках проекта «Культура родительства в современной России». В 2019 году студенты смогли поучаствовать в коллективной монографии «Без родителей: сиротство как социокультурное явление» с публикацией по результатам научного семинара, в котором анализировали биографические интервью молодых людей, имеющих опыт сиротства.
На факультете действует насколько интереснейших учебно-научных семинаров, в частности «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры», «Фантастическое в популярной культуре», «Культурные практики в технологических медиа средах». Подробнее о них можно узнать на сайте РГГУ, а также в социальных сетях факультета.
И, конечно, у студентов есть возможность участвовать в студенческих клубах и объединениях – киноклуб, музыкальный и литературный клубы.
— Как и где студенты могут проходить практику?
— Я занимаюсь организацией практики. Мы работаем с самыми известными организациями в сфере культуры. Например, с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Взаимодействие с детьми и молодежью – важное направление деятельности многих институций, работающих в сфере культуры.Так, можно попробовать свои силы в отделе по работе с молодежью и волонтерами «Пушкинский.Youth».
В Центре драматургии и режиссуры наши студенты два последних года участвовали в работе летней образовательно-досуговой программы для детей «ЦДР. Каникулы: Театральный словарь». Успешно в этом направлении наши студенты проявили себя в Детском центре и в Лектории Музея Москвы, а также в Библиотеке иностранной литературы (где, к тому же, у студентов есть возможность реализовать образовательные проекты на иностранных языках).
Студенты прекрасно зарекомендовали себя в Мультимедиа арт музее, Культурном центре «ЗИЛ», Еврейском музее и центре толерантности, Музее истории ГУЛАГа и многих других учреждениях культуры. Помимо практик, их активно приглашают в качестве волонтеров на отдельные проекты – например, на «Библионочь» и «Киноночь», организуемые Центром социально-культурных проектов Российской государственной библиотеки.
Мы довольны тем, что наладили сотрудничество с Министерством культуры Российской Федерации. Очень важно, чтобы в министерстве были люди не только с навыками и опытом управленческой и юридической деятельности, но и с глубоким пониманием культурных процессов. Уже второй год наши ребята проходят практику в разных подразделениях Министерства культуры, видят изнутри систему администрирования культуры, а Министерство видит высокий уровень подготовки и быструю обучаемость наших студентов.
— Кем работают выпускники вашего факультета?
— Все организации, которые я упомянула, говоря о практиках, с радостью берут наших выпускников на работу. Например, наш студент Дмитрий Тюрликов, проходя практику в Мультимедиа Арт Музее, получил после этого приглашение работать в трех отделах, и стал одним из экскурсоводов этого музея. Его дипломная работа была посвящена фотографии, так что его исследовательские интересы и практика удачно дополнили друг друга и определили его профессиональный путь.
Каждый год мы проводим Научно-практическую конференцию «Профессия – культуролог», на которую приглашаем выпускников нашего факультета с рассказом об их профессиональном развитии. На канале факультета культурологии на YouTube можно посмотреть записи конференции 2021 года, а также конференции «Культура-фест» к 30-летию кафедры истории и теории культуры, где выступили многие бывшие студенты и преподаватели факультета.
Помимо проектной, просветительской, административной работы в организациях сферы культуры, наши выпускники работают в сфере маркетинга (в том числе SMM), в журналистике, в рекламе. Также они создают собственные проекты и, конечно, продолжают свою академическую траекторию в магистратуре/аспирантуре и преподавании.
Мы много общаемся с работодателями, которые отмечают, что наши выпускники глубоко понимают современный социокультурный контекст, а также умеют с ним работать. Они быстро осваивают новые навыки, обладают высокими коммуникативными способностями и прекрасной речью – теми «мягкими» навыками, которые делают специалиста востребованным в самых разных профессиональных областях.
Подробнее о сроках проведения приемной кампании вы можете узнать в разделах: бакалавриата и специалитета; а также магистратуры.
20 июня – бакалавриат и специалитет; 26 июня – магистратура
Российский государственный гуманитарный университет открывает свои двери для абитуриентов.
12 июля – бакалавриат и специалитет; 29 июля – магистратура
Председатели экзаменационных комиссий встречаются с абитуриентами перед вступительными испытаниями.
с 13 по 22 июля – бакалавриат и специалитет; с 1 по 3 августа – магистратура
Абитуриенты проходят вступительные испытания по направлениям подготовки.
с 27 июля – бакалавриат и специалитет; с 5 августа – магистратура
Со дня публикации на сайте РГГУ абитуриенты могут следить за изменениями в конкурсных списках:
Абитуриентам необходимо подать оригинал документа об образовании и согласие на зачисление.
+7 (495) 250 71 71 (многоканальный)
+7 (499) 973 40 16 (консультации по вопросам приема в РГГУ)
+7 (499) 973 40 17
(«горячая линия» по вопросам приема лиц с ограниченными возможностями здоровья)
+7 (495) 250 71 20
(консультации по вопросам проведения вступительных испытаний)
+7 (495) 250 61 10 (прием на заочное дистанционное обучение)
+7 (495) 250 61 80 (прием на обучение иностранных граждан)
+7 (499) 973 40 03; +7 (495) 250 61 94
(приемная комиссия Гуманитарного колледжа РГГУ)
+7 (495) 250 63 05; +7 (495) 250 66 25
(правовые аспекты, вопросы по обучению за счет материнского капитала)
Режим работы:
Понедельник - Пятница с 10.00-17.00
Суббота - Воскресенье - выходные дни
В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.
Ушел из жизни Григорий Васильевич Шумский, который более 15 лет возглавлял Правовое управление РГГУ и был удостоин Почетного звания «Заслуженный работник Российского государственного гуманитарного университета».
20 декабря в РГГУ состоялась стратегическая сессия «Роль цифровизации и искусственного интеллекта в сохранении языков и культур коренных народов России», посвящённая презентации и обсуждению «Интерактивного атласа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры».
20 декабря объявили юных победителей ХХI сезона Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей». На участие в ХХI сезоне свои инициативы отправили более 50 тысяч человек. В финальный этап конкурса прошли 130 участников до 18 лет, призовые места заняли 36 авторов лучших проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий.
Историю и перспективы стратегического, образовательного, научно-исследовательского и гуманитарного сотрудничества обсудили в РГГУ участники российско-индонезийской конференции, приуроченной к более чем полувековому юбилею дипотношений между двумя странами.
«Почему в том числе говорю о мировоззренческом суверенитете? Потому что алгоритмы, принципы работы искусственного интеллекта закладывают, «…» пока и в основном, люди, ориентируясь на определённые ценности, язык, образы, культуру, понимание истории, традиции, на национальные особенности и интересы. Чтобы определять будущее, судьбу России, мы должны сами, самостоятельно создавать такие технологии», — из выступления Владимира Путина на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта».
17 декабря в РГГУ прошло заседание учёного совета, на котором были представлены Правила приёма в РГГУ на 2025 год, созданы и реорганизованы учебно-научные подразделения университета, утверждён размер повышенной стипендии и вручены награды сотрудникам.
18 декабря в РГГУ состоялась международная конференция, приуроченная к 75-летию начала дипломатических отношений между Россией и Индонезией. На открытии конференции было зачитано приветственное слово заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Юрьевича Руденко.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года № 3822-р обновлен состав Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.