С 31 октября стартует осенний модуль Школы писательского мастерства «Пишем на крыше». Участники Школы получат экспертную оценку своих текстов и смогут поэкспериментировать в самых разных жанрах под руководством профессиональных писателей, критиков и редакторов.
«Текст растет, как живое существо. Текст похож на живое существо. Наша задача проследить на семинарах, когда в текст вмешивается воля автора (которая ничего не стоит) и когда текст одерживает вверх», - отмечает поэт Дмитрий Воденников. В первый же день, 31 октября, он проведет семинар «Поэзия», участники которого будут писать трехсоставные учебные тексты, чтобы «выманить» настоящий текст и понять, когда в писателе начинает говорить инерция, а когда он позволяет себе сделать прыжок вверх.
«Пишем на крыше» — это не просто школа, это писательский клуб, организованный журналом критики и литературоведения «Вопросы литературы» совместно с Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Главный редактор «Вопросов литературы» Игорь Шайтанов руководит Центром современных компаративных исследований ИФИ РГГУ, а редакция журнала уже почти полвека располагается на верхнем этаже легендарного «тучереза» — Дома Нирнзее, связанного с именами многих писателей и литературных деятелей прошлого века.
Читать лекции, вести семинары и практикумы в Школе будут профессиональные лингвисты, писатели, переводчики – опытные эксперты, члены жюри литературных премий и преподаватели ведущих вузов страны.
Ведущая семинара «Проза» — журналист, обозреватель отдела культуры газеты «Комсомольская правда» Евгения Коробкова – научит тому, как найти идею для произведения, выбрать героя, создавать зацепки для привлечения внимания читателя, работать с редактурой и принимать критику. Занятия будут подкрепляться практикумами на примерах текстов и киноматериалов.
Семинар «Критика и литературоведение» проведут литературовед Анна Жучкова и преподаватель Литературного института им. А.М. Горького Сергей Чередниченко. Они поговорят о том, как написать рецензию, критическую статью, литературоведческую статью. Что такое литературная критика? Каковы ее цели, задачи и роль в литературном процессе? Есть ли у критики творческая свобода, как у поэзии и прозы? Должна ли критика, как литературоведение, основываться на анализе? На эти и другие вопросы получат ответ участники семинара. На практической части они будут отрабатывать приемы критической полемики, анализировать прозу современных авторов, выполнять задания по редактированию, писать критическую рецензию. Итогом работы и условием получения диплома станет публикация критической статьи, созданной в школе «Пишем не крыше», на литературном портале «Текстура». Автор лучшей литературно-критической рецензии получит возможность публикации в «Вопросах литературы».
Сторителлинг в подкастах станет темой для самостоятельного освоения под руководством журналиста, автора книжного блога и подкастов о писательском мастерстве «Fabula Rasa» и «ВопЛи» Яны Семёшкиной. Она расскажет о том, как сделать подкаст - как написать первый сценарий, организовать студию звукозаписи в домашних условиях, сделать обложку и джингл, не нарушая авторских прав, а также о том, как вывести подкаст в ТОП-itunes и заработать на этом.
Практикум Марты Райцес по драме «Как не писать, а написать пьесу» говорит сам за себя: за семь вечеров ученики Школы смогут написать пьесу, а на восьмой прочтут свои тексты на публику.
Помимо платных, предусмотрены и бесплатные семинары: о том, как преподавать современную литературу, и о том, как москвичам старшего поколения освоить литературное мастерство. На последнем существует ограничение по возрасту – 65+.
В рамках семинаров будут проходить тематические лекции. Профессор Игорь Шайтанов расскажет об открытии Веселовского в мировом масштабе, о том, почему оно запоздало и что такое «историческая поэтика». Григорий Служитель обратится к современности, которая все настойчивее требует от писателя соответствия новым этическим нормам, о том, существуют ли (и если да, то каковы они) обязательства художника перед своей эпохой. Что такое образцовое стихотворение и возможна ли вообще сегодня поэзия – об этом пойдет речь в лекциях Артема Скворцова и Алексея Саломатина. Алексей Варламов будет говорить об истории жизни и любви самого парадоксального русского философа – Василия Розанова, а также о русской прозе нового века. Наконец, Ольга Славникова порассуждает о времени как четвертом измерении романа.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.