4-5 октября 2024 г. в Тюмени состоялся третий Национальный форум преподавателей истории, организованный Министерством науки и высшего образования, Российским историческим обществом совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и Тюменским государственным университетом.
Как отметил в своём приветствии председатель Правления РИО Руслан Гагкуев, несмотря на смену традиционного места проведения Форума (город Тобольск), принципы Форума остались прежними:
«За годы проведения Форум успел стать важнейшим событием в жизни преподавательского и научного сообществ. Многие идеи и решения, которые обсуждались в рамках Форума, позднее претворились в жизнь. Сегодня мы проводим Форум не в Тобольске, но на тюменской земле, уже теперь в столице области. При этом те традиции широкого и предметного обсуждения самых разных вопросов, заложенные в Тобольске, продолжаются, и сегодня нас ожидают интересный диалог и продуктивные дискуссии».
Третий Национальный форум преподавателей истории объединил более 160 участников со всей страны – представителей научного и образовательного сообществ, а также государственных и общественных организаций. Основные темы Форума сосредоточены на внедрении новой концепции преподавания истории, противодействии фальсификации исторических событий и адаптации современных образовательных методик.
Программа двухдневного Форума включила в себя обширную деловую часть, представленную шестью тематическими секциями, а ключевым событием Национального форума преподавателей истории стало расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования, в рамках которого были рассмотрены наиболее значимые вопросы Форума как с академической, так и с профессиональной и социальной точек зрения.
Первая секция «Итоги первого года применения в учебном процессе Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации» прошла в рамках расширенного заседания рабочей группы по подготовке Концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы.
Модераторами секции выступили председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества», руководитель рабочей группы по подготовке Концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы Руслан Гагкуев и доцент УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» Исторического факультета Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, секретарь рабочей группы по подготовке Концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы Татьяна Луцина.
Ключевой темой обсуждения секции «Историческая наука и дискуссионные вопросы российской историографии» стало обсуждение 20-томного издания «История России». Модераторами дискуссии выступили директор Института российской истории РАН, член Экспертного совета по развитию исторического образования Юрий Петров и декан Исторического факультета Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета Елена Барышева.
Ежегодно на площадке Форума большое внимание уделяется вопросам работы диссертационных советов и развитию научных исследований в области истории. Модераторами секции «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки» стали Павел Шкаренков, проректор по учебной работе Российского государственного гуманитарного университета, председатель Экспертного совета ВАК по историческим наукам, и Марина Мосейкина, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Павел Шкаренков представил доклад «Проблемы и задачи диссертационных советов по историческим наукам», где подчеркнул ключевую роль, которую играют диссертационные советы в развитии научных исследований в области истории и подготовке высококвалифицированных кадров в сфере исторического образования. Он отметил необходимость поддержания высокого уровня научных работ, уделив особое внимание соблюдению академической этики, которая является основой качественного исследования.
Ефим Пивовар, академик Российской академии наук, научный руководитель Российского государственного гуманитарного университета, член Экспертного совета по развитию исторического образования, член Совета Российского исторического общества, в своём выступлении «Развитие Высшей аттестационной комиссии под эгидой РАН» акцентировал внимание на важности модернизации и развития системы аттестации кадров высшей квалификации. Он отметил, что развитие академических принципов открытости и честности является важным условием для формирования высоких стандартов в исторической науке и для подготовки профессиональных кадров.
Оба спикера подчеркнули важность обеспечения объективности в оценке научных работ и соблюдения принципов академической честности, что способствует развитию исторической науки и её роли в общественном развитии.
Сложные и важные вопросы цифровой трансформации обучения были обсуждены в рамках секции «Цифровые технологии в преподавании истории в вузе», где эксперты поделились своими взглядами и опытом на трансформацию способов потребления, восприятия и подачи информации в преподавании исторических дисциплин в вузе. Модератором секции выступил Павел Алипов, доцент кафедры истории и теории исторической науки Исторического факультета Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета. В рамках работы секции были представлены актуальные разработки, связанные с цифровыми технологиями и методиками преподавания дисциплин «История России» и «Основы российской государственности».
В рамках Форума состоялась «Молодёжная секция (Расширенное заседание Молодёжного клуба Российского исторического общества)», модератором которой выступил аспирант Института российской истории РАН, преподаватель УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» Исторического факультета Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, координатор Молодёжного клуба Российского исторического общества Иван Кулаков.
В рамках второго дня работы Национального форума преподавателей истории ключевым событием стало расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Министерстве образования и науки Российской Федерации. С приветственным словом к участникам Экспертного совета и Форума обратился председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин:
«Национальный форум преподавателей истории, традиционно объединяющий представителей университетов и академических институтов со всей страны, играет важную роль в выработке и обсуждении решений, направленных на развитие системы преподавания истории в высшей школе».
Сергей Нарышкин отметил, что благодаря плодотворному сотрудничеству Российского исторического общества и Минобрнауки России в последние годы в сфере исторического образования наметился настоящий прорыв.
С видеоприветствием к участникам обратился Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:
«Министерство науки и высшего образования России всегда рассматривает развитие исторического образования как одну из важнейших задач. Все мы заинтересованы в системе повышения качества исторического образования, в укреплении исторических факультетов и соответствующих кафедр, в сбалансированном и достаточном распределении бюджетных мест на исторические специальности. На данный момент министерством и Российским историческим обществом уже проделан серьезный путь, позволивший фактически перезапустить общеобязательный курс истории России, расширить его с точки зрения объема и наполнить конкретным содержанием». Валерий Фальков подчеркнул, что одной из приоритетных задач министерства является создание единого гуманитарного ядра, которое улучшит национальную систему высшего образования. Он выразил надежду, что завершившийся Форум поможет продвинуться в решении этой задачи. Министр отметил, что многие обсуждения на секциях Форума преподавателей истории впоследствии приводят к конкретным решениям, которые изменяют образовательное пространство.
В своём выступлении «Развитие исторического образования в высшей школе» заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский подчеркнул важные трансформационные процессы, происходящие в историческом образовании, и отметил тенденции к росту числа бюджетных мест, выделяемых по историческим специальностям:
«В рамках обновления системы высшего образования нужно будет внимательно смотреть и обсуждать о роли магистратуры в системе высшего образования. Несомненно, что эта роль будет меняться для всей системы высшего образования, для историков, конечно, тоже. Это должно быть предметом нашего пристального профессионального обсуждения».
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский заявил:
«Наша общая цель – продвинуться в решении задачи улучшения качества знаний по истории своей страны молодых людей, заканчивающих наши университеты». Константин Могилевский отметил, что Национальный форум преподавателей истории стал традиционной площадкой встречи друзей и коллег, позволяющей обмениваться мнениями, подводить итоги работы за год, намечать планы.
Андрей Логинов, и.о. ректора Российского государственного гуманитарного университета и член Совета Российского исторического общества, выступил с докладом «Сохранение и развитие социогуманитарного знания в контексте исторического образования в Российской Федерации». Он отметил особую роль сохранения и развития историографии для государства, способную заложить необходимые основы в идеологический конструктив государства, не только влияющий на сохранение государства, но и оказывающий действенное влияние на развитие исторического знания в современном мире. Андрей Логинов отметил:
«Среди социогуманитарных наук история, возможно, самая важная. Сохранение и развитие социогуманитарного знания в РФ невозможно без развития исторического образования. Ничто так не способствует воспитанию гражданственности, как прикосновение к сокровищнице документов отечественной истории».
Также Андрей Логинов поделился:
«Примером гуманитарного синтеза в Российском государственном гуманитарном университете является деятельность двух наших институтов – Института филологии и истории и Историко-архивного института, которые исследуют слово с большой буквы. В РГГУ осуществляется широкий круг исторических исследований, одним из которых является совместная работа с Институтом всеобщей истории РАН, в рамках которой ведутся масштабные исследования по истории и теории интеллектуальной культуры. Как и другие вузы страны, мы продолжаем поиск, накапливаем опыт. Исходим из того, что в процессе решительного и неизбежного обновления образовательных принципов, традиция русской гуманитарной мысли не должна потерять свои суверенные основы, заложенные русской литературой, отечественной историей, филологией и социологией».
По итогам Третьего Национального форума преподавателей истории был сделан вывод о важности комплексного сотрудничества для развития исторического образования и сохранения исторической памяти. Продолжение взаимодействия между образовательными учреждениями, научными организациями и государственными структурами позволит развить новые образовательные проекты и найти новые векторы роста. Это сотрудничество имеет значительное историческое, культурологическое, социологическое и филологическое значение, что, в свою очередь, способствует формированию более глубокой и многогранной исторической политики государства, актуальной для общества в условиях современных глобальных вызовов.
Традиционно Национальный форум преподавателей истории продолжает быть символом возрождения важности исторического образования и качественного подхода к образованию молодёжи. Форум зарекомендовал себя как важная коммуникационная площадка для преподавателей и молодых учёных, вместе работающих над повышением качества исторического образования.
Текст: Ирина Павловна Азерникова
Фото: Матвей Будяков