РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


18.05.2019

Межвузовский круглый стол «Визуальные искусства и литература: диалог и взаимодействия»


16-17 мая 2019 года в РГГУ прошел Межвузовский круглый стол «Визуальные искусства и литература: диалог и взаимодействия», организованный кафедрой теории и истории искусства. На нем было рассмотрено взаимодействие словесного и изобразительного режимов общения в разных культурных ситуациях. Участники круглого стола говорили о полном смыслов взаимовлиянии между визуальными искусствами и литературой.

Заседание круглого стола открыла Людмила Лиманская (РГГУ), чей доклад назывался «Семиотика тела и язык искусства: опыт иконологической интерпретации соцреализма и соц-арта». Докладчик обратилась к тому, как психо-мимическая конфигурация аффекта осваивается иконическим словарем культуры. Людмила Лиманская переинтерпретировала термин «идеология», трактуя его в семиотическом ключе (вослед Р. Барту и Л. Альтюссеру) и представила краткий очерк изобразительных приёмов от 1930-х годов до соц-арта 1980-1990-х, показывая, что эпическая установка уходит и на смену ей приходит ироническая дистанция.

В секции «Текст и его визуальная адаптация: культурные практики» речь шла о том, как текст осваивается визуальным измерением. В поле внимания были такие феномены, как иллюстрация-аккомпанемент вербального текста, вербальное и изобразительное отражение какого-либо идейного топоса. Дмитрий Лебедев (ГИИ/музей «Ар Деко») выступил с докладом «Шекспир глазами иллюстраторов эдвардианской эпохи» и представил несколько иллюстраций пьес английского барда в книжных изданиях рубежа веков кисти А. Рэкхема, Э. Дюлака, братьев Робинсон. Было показано, как в попытке проиллюстрировать пьесу художники привлекают уже существующие творческие ходы, опираясь на стиль ар-нуво, японскую гравюру эпохи Эдо, маньеризм. Докладчик отметил, что у художников много общего в подходе к иллюстрированию: локализация действия пьесы в елизаветинской эпохе или эпохе действия пьесы, драматизация изображённого в иллюстрации.

Юлиана Михайлова (СПбГИК) предложила любопытную аналитическую миниатюру, обратившись к трактату Р. Вуда «Руины Пальмиры». Исследователь подробно описала идеологию общества дилетантов, восстановила по источникам их увлечения археологией и проанализировала характеристики визуального воображения. Визуальное отражение археологического артефакта в итоге существенно отличалось от самого артефакта, поскольку было задано условностями той эпохи.

В докладе Марины Козловой (РГГУ) был сделан заход к немного иной проблеме – исследователь сравнивала феномен маски в стихотворениях Ш. Бодлера и изобразительном творчестве Дж. Энсора. Она наметила общие для обоих авторов контекстуальные и интертекстуальные влияния: новеллы Э. По, скульптуры Э. Кристофа, контакты с Э. Верхарном и Э. Пикаром. Исследователь предложила описание архетипа маски и продемонстрировала, как он преломился в творчестве Бодлера и Энсора. Елена Долгих (РГГУ) продолжила заданный тренд, обращаясь к стихотворным инскрипциям на вазах, офомленным Э. Галле. Докладчик разобрала, как поэтическое высказывание разыгрывается пластически за счёт выразительных средств искусства стеклодува.

Ольга Вайнштейн (РГГУ) в докладе «Костюм для благовоспитанных мальчиков: “Маленький лорд Фаунтлерой” и детская мода» предложила рассматривать отношения между иллюстрацией и текстом через историю моды как историю рецепции литературы. Докладчик показала, как визуальный аккомпанемент романа был основан на традиции декаданса, в частности, проведя связь между костюмом главного героя романа и облачением Оскара Уайлда. Затем Ольга Вайнштейн отследила рецепцию этого фасона в культуре, обозначив, как этот костюм стал именем нарицательным для «маменьких сынков».

В направлении соположения словесного произведения и его иллюстрации также работала Елена Кирюхина (Нижегородская ГСХА). Драму взаимодействия текста и изображения она рассмотрела на примере ряда иллюстраций к стихотворению Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». Было продемонстрировано, как визуальный компонент выделяет определённые компоненты текста и затушёвывает другие, упуская динамизм сюжета. Дмитрий Кирюхин (Нижегородская ГСХА) выступил с докладом «“В окопах под Оршей”: Оршанская наступательная операция 1943 г. в литературном и художественном творчестве Р.С. Гражданинова», также выводя в центр нетождественность словесной и изобразительной репрезентаций конкретного события. Как отметил докладчик, художественный текст более непосредственно запечатлевает сам опыт в его процессуальности, а изображение представляет «следы» события.

Ирина Захарченко (РГГУ), выступившая с докладом «Изображение и текст в “Воображаемом музее”: к предыстории концепции А. Мальро», перевела обсуждение в иное русло, рассуждая о том, как произведение искусства существует в эпоху массовой воспроизводимости. Отметив «потерю ауры» и связав её с деконтекстуализацией артефакта, докладчик показала, как утрата подлинности окупается существованием репродукции в новом коммуникативном контексте альбома, где смысл моделируется вербальным описанием.

Следующая секция «Иконография и текст в культуре» началась с двух докладов, где проблематизировалось сотрудничество между вербальным и визуальным режимами в Средневековье. В докладе Валентина Чёрного (РГГУ) «Древняя Русь: от слова к визуальному образу» был предложен обзор общих тенденций развития обоих модусов восприятия – от коллаборации к полной независимости. Если с приходом христианства слово и изображение не могли существовать отдельно друг от друга, поскольку видимое компенсировало «недостаток наглядности», а вербальное заземляло абстрактность образа, то эта расстановка сил со временем изменилась. По мере того, как в рамках искусства возникали оригинальные нарративные модели, изображение освободилось от гнёта текста. На похожей проблеме фокусировалась Елена Хрипкова (РГГУ) в докладе «Иконографическая программа церкви св. Марии и св. Климента: подходы к интерпретации», который был посвящен уникальной программе росписи двух храмов. Докладчик пришла к тем же выводам, что и Чёрный, хотя и на западноевропейском материале.

Доклад Марины Пивень (РГГУ) «Образы новелл Боккаччо в декоративной живописи Италии к.XIV-XV в.» был посвящен другому историческому контексту – эпохе Ренессанса. Пивень показала, как нарративная динамика новелл Боккаччо схватывается средствами прикладной живописи – росписи на сундуках. Было продемонстрировано, как ключевые приёмы дублируются репертуаром изобразительных тропов. Александра Авдеева (РГГУ) в докладе «Визуальный нарратив и новая эстетика эпохи Эдо» перевела обсуждение в другую плоскость, предложив рассмотреть взаимодействие между европейским (голландским) искусством и изобразительной эстетикой эпохи Эдо. Авдеева развенчала миф о Хокусае как о носителе японского менталитета и убедительно показала, что он находился под влиянием европейского искусства, поэтому может считаться самым «неяпонским» художником.

Елена Баторова (РГГУ) обратилась к другой неевропейской культуре, выступив с докладом «Вербальное и визуально-образное в бурятском эпосе “Гэсэр”: репрезентация вещи». Речь шла о том, что коллективное мышление в эпосе трансформируется в практиках конкретных иллюстраторов.

Завершающий секцию доклад Элины Швец (РГГУ) «Ироническое остранение как инструмент создания образа в экспедиционной зарисовке             (на материале графики полярных экспедиций Ф. Решетникова)» затрагивал проблему документализма в визуальной репрезентации. Выбрав в качестве материала графические зарисовки Решетникова, Швец продемонстрировала, как документальная репрезентация на деле перформируется художником в ироническом ключе, так что между изображённым и изображающим всегда присутствует фигура остранения, и картина оказывается проникнута субъективным отношением автора, вопреки якобы довлеющей «объективности».

Следующая секция, «Текст и зримый образ: способы сопряжения», была сосредоточена на обсуждении литературных экспериментов. Анастасия Гладощук (независимый исследователь) представила доклад «Визуальные эксперименты мексиканского авангарда» и проанализировала идеограммы мексиканских авангардистов Х.Х. Таблады и его продолжателей эстридентистов Г.Д. Мендеса и П. Эчеверриа. Гладощук реконструировала сеть связей между Аполлинером и мексиканскими поэтами, наметив реперные точки в рецепции «Каллиграм» в целом - заданной Аполлинером модели. Анна Швец (МГУ) обратилась к сопоставлению творчества М. де Зайаса (который был другом Табладо) и В. Каменского, обозначив несколько общих структурно-типологических черт между ними.

Галина Зыкова (МГУ) в своём докладе «Эстетика самодельных книжек Николая Глазкова» сфокусировалась на второй волне авангарда, представив корпус самодельных и самиздатовских работ Глазкова – рукописные блокнотики, книжки с обложками-коллажами, тексты «на случай», самодельные книги. Было показано, как посредством этих материальных текстов конструировалась поэтическая персона Глазкова, создавался определённый «имидж».

Александра Баженова-Сорокина (НИУ ВШЭ) выбрала похожий культурный феномен – авторские комиксы, рассмотрев их в докладе «Цвет и композиция как аспекты повествования в комиксах Пако Роки». Докладчик развенчала миф об отсутствии повествовательности изображения в комиксе, доказав, что изображение внутри комикса нарративизируется за счёт использования медиа-конститутивных для изображения средств, вроде цвета или построения изображения.

Екатерина Калинина (МГУ) обратилась к специфике трансмедийного письма в докладе «Фотография в романе: эксперимент Ж. Роденбаха и его судьба в европейской литературе XX века». Калинина проанализировала несовпадение между текстом и изображением в романе «Мёртвый Брюгге», показав, что текст и фотография не аналогичным образом создают художественный эффект, выгодно обыгрывая друг друга своими экспрессивными возможностями. Андрей Андреев (НИУ ВШЭ) в докладе «Последовательность фотографий: исследование события и фотокнига» проблематизировал неэквивалентность текста и фотографии, продемонстрировав, как социологическое описание зачастую обедняет фотографию, и предложил способы выхода из этой ситуации, опираясь на междисциплинарные подходы. Андреев озвучил модель нового социологического описания, в котором фотография несёт функцию эпистемологической оптики.

По итогам круглого стола было намечено несколько подходов: адаптация текста изображением и изображения – текстом, а также – неэквивалетность одного модуса другому и частичная взаимонепереводимость. Тем не менее, определённого рода переводимость и конвергентность наблюдалась если не в сфере вербального и визуального, то в области методологических подходов и аналитических оптик, что не может не вселять оптимизма.

Людмила Юрьевна Лиманская РГГУ.JPGДоклад-постер Басилян Армины Артуровны на полях круглого стола.JPGОльга Вайнштейн РГГУ.JPGЕлена Александровна Баторова РГГУ.JPGГости круглого стола.JPGГалина Владимировна Зыкова МГУ.JPGА. Баженова-Сорокина НИУ ВШЭ.JPGРабота круглого стола 16.05.2019..JPGШвец Элина Григорьевна.JPG  

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
01 февраля 2025
Владимир Мединский в интервью РБК рассказал о новых учебниках истории

Помощник президента Владимир Мединский в интервью РБК рассказал о новых учебниках истории, идеологизации школы, образе Сталина, песнях Пугачевой и роли Гарри Поттера в формировании традиционных ценностей россиян.

31 января 2025
Игорь Шаронов назначен в Президентский Совет по поддержке русского языка

Указом Президента Российской Федерации доктор филологических наук Игорь Алексеевич Шаронов, заведующий кафедрой русского языка ИФИ РГГУ, стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России.

31 января 2025
Традиционные ценности и сохранение памяти: в Государственной Думе прошли XIII Рождественские парламентские чтения

«Нам надо сделать всё, чтобы память о наших героях, о наших дедах, прадедах жила и передавалась из поколения в поколение. Мы надеемся, что вместе с Русской православной церковью, с конфессиями сделаем всё, чтобы быть достойными памяти тех, кто отдал жизнь, предоставив нам возможность планировать будущее, рождать детей, воспитывать их и внуков», – обратился с приветственным словом к собравшимся Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

31 января 2025
Первое заседание учёного совета в 2025 году

28 января состоялось заседание учёного совета, на котором был представлен новый проректор по развитию, озвучена программа «Научной платформы первого гуманитарного университета РФ», выдвинуты кандидаты в академики и члены-корреспонденты РАН, представлены к ученому званию доцента работники РГГУ, вручены награды, утверждены размеры выплат материального обеспечения и повышенной стипендии.

30 января 2025
Уроки истории: в РГГУ чтят память жертв Холокоста

«Идея конференции родилась следующим образом: несколько лет мы проводили конференцию школьников в стенах Брестской крепости, соединяя историю Великой Отечественной войны с уникальной историей Брестского гетто, где сохранились анкеты с фотографиями всех узников гетто старше 14 лет», — обратился с приветственным словом к собравшимся сопредседатель центра «Холокост», директор МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Илья Альтман.

28 января 2025
Духовно-нравственное воспитание в высшей школе

О вкладе Российского государственного гуманитарного университета в сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной среде.

26 января 2025
День открытых дверей РГГУ

Об ожиданиях правительства Российской Федерации от РГГУ, становлении ведущего социогуманитарного вуза страны и перспективах для абитуриентов.

25 января 2025
Поздравление и.о. ректора РГГУ с Днём российского студенчества

Дорогие друзья, поздравляю всех с нашим общим праздником — Днём российского студенчества.

25 января 2025
День студента в РГГУ: названы лучшие студобъединения по итогам 2024 года

24 января в преддверии Дня российского студенчества состоялась встреча и.о. ректора Андрея Логинова и руководства Университета с представителями студенческих советов и объединений РГГУ.

25 января 2025
270 лет МГУ: поздравление и.о. ректора РГГУ Андрея Логинова

Поздравляю учёный и преподавательский состав, студентов, аспирантов и выпускников Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с 270-летним юбилеем со дня его основания!