18-19 января 2019 года в РГГУ прошла научная конференция «Бестиарий как ars combinatorica (RES et VERBA-8)». Научные встречи, на которых изучаются бестиарные коды мировой культуры, или просто «бестиарии», проходят в РГГУ с 2011 года. Организует их ИФИ РГГУ совместно с ИМЛИ РАН. Программа, в рамках которой идут эти конференции, носит название «RES et VERBA», и все больше становится похожей на творческую лабораторию.
Оргкомитет (преподаватели ИФИ А.Е. Махов и О.Л. Довгий) каждый год придумывает новую тему. «Бестиарий в словесности и изобразительном искусстве», «Бестиарий и стихии», «Риторика бестиарности», «Бестиарный код культуры», «Пять чувств: люди и звери», «Бестиарий движений», «Бестиарий антитез» - такова тематика предыдущих семи встреч.
Восьмая встреча была посвящена ars combinatorica – искусству сочетать. Для обсуждения были предложены вопросы, позволяющие понять, каким предстаёт мир в зеркале комбинаторики, выраженной в бестиарных категориях. Главный из них — есть ли границы у искусства сочетать? Тема вызвала интерес - было получено более 50 заявок. Для конференции Оргкомитет отобрал 27 докладов.
Встреча получилась междисциплинарной: в ней приняли участие филологи, историки, искусствоведы, культурологи из Москвы (РГГУ, ИМЛИ, МГУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Литинститута), Санкт-Петербурга, Белграда, Владимира. За два дня было заслушано 22 доклада.
В основу программы были положены хронологический и географический принципы. В первый день речь шла, в основном, о западноевропейской культуре.
Открыл конференцию доклад И.А. Миролюбова (МГУ), посвященный анализу языковых средств, с помощью которых в трактате Лактанция «De mortibus persecutorum» («О смерти гонителей») создается «звероподобный» образ императоров-гонителей; в частности, был рассмотрен один из переданных этих автором анекдотов – о том, как будущий император Константин Великий был заперт в клетке с диким зверем и сразился с ним.
В.В. Дегтярёв (Санкт-Петербург, РИИИ) в поисках ключа к барочной чудовищности и меланхолии обратился к интерпретации картины Пармиджанино «Сатурн (или Кронос) и Филира», иллюстрирующей мифологический сюжет, редко встречающийся в изобразительном искусстве.
А.Е. Махов (РГГУ – ИМЛИ) предложил определение комбинаторики как «игры в прятки» и продемонстрировал богатые возможности риторической операции убавления на примере неполноты и неопределенности звериного тела в демонологии Раннего Нового времени.
Е.В. Халтрин-Халтурина (ИМЛИ РАН) рассказала об искусстве бестиарной комбинаторики на нескольких уровнях поэтического повествования «Королевы фей» Спенсера. Общая картина водных путешествий сэра Гийона сама по себе комбинаторна: эмблематичные образы сочетаются с картографическими, и к ним добавляются образы из легенд о путешествиях (в частности, о морских странствиях св. Брендана).
А.В. Нестеров (МГЛУ) посвятил свой доклад кошачьей топике в западноевропейской живописи. Присутствие этого животного на картинах всегда знак причудливой комбинаторной игры.
Т.А. Гуревич (Литинститут) предприняла опыт интерпретации творчества Томаса Де Квинси сквозь призму комбинаторных операций, связанной с собачьей топикой.
О.А. Кулагина (МПГУ) продемонстрировала яркие примеры бестиарной комбинаторики в творчестве Ж. Превера.
Далее следовали два «змеиных» доклада.
Я.Ю. Муратова (Литинститут) посвятила свой доклад разрешению головоломки «зверь реальный и фантастический — простое и украшенное» на примере анализа романа «Эссекский змей» Сары Перри.
А.В. Голубцова (ИМЛИ) рассказала о комбинаторных отношениях человека и змея в итальянской литературе от К.Э. Гадды до Э. Малербы: о слиянии, взаимопроникновении, трансформации.
Следом были заслушаны два доклада на мексиканском материале
М.Ф. Надъярных (ИМЛИ РАН) познакомила собравшихся с мексиканскими алебрихе - вымышленными существами, приобретающими все большую популярность в современном мире.
А.В. Гладощук (МГУ) представила описание сюрреалистического бестиария мексиканского поэта и мыслителя Октавио Паса, сосредоточившись на самых ярких его образах: бабочке, Мелюзине, саламандре.
Второй день традиционно начался с докладов, посвященных русской литературе.
А.А. Преображенская (НИУ ВШЭ) рассмотрела механизмы создания бестиарных образов Христа, святых и евангелистов в контексте риторики барокко; проанализировала неожиданные для традиционной христианской образности метафоры и сравнения — комбинации, сополагающие в одной плоскости праведников и зверей с привычно отрицательными коннотациями.
О.А. Кузнецова (МГУ) рассказала о загадочных стихах, предшествующих основному тексту «Гласа последнего» Симеона Полоцкого в одном из списков сочинения и явно не принадлежащих перу этого автора. В предисловии примеры из животного мира раскрываются как неожиданные аналогии: жадная птица походит на осаждённый город, а произведения из рукописных сборников становятся рыбами.
А.В. Архангельская (МГУ) рассмотрела функции сравнений с животными в произведениях древнерусской литературы с точки зрения их характерологического или поведенческого значения, проанализировала случаи, когда происходит последовательное или параллельное уподобление одного объекта разным животным, выявила принципы этих уподоблений, их возможные источники и символические смыслы.
В.Л. Коровин (МГУ) представил яркую картину превращений зверей в русской поэзии на примере переводов 103-го псалма.
О.Л. Довгий (МГУ-РГГУ) взглянула на художественный мир Пушкина как на систему бестиарных гибридов и рассмотрела основные типы пушкинских комбинаторных «звериных» соединений и механизмы их создания.
А.М. Пенкина (РГГУ-РАНХиГС) посвятила доклад интерпретации комбинаторных смыслов, заключенных в трехчастном образа Гериона в «Разговоре о Данте» Мандельштама, в частности – скорпионского хвоста чудовища.
Ю.Б. Орлицкий (РГГУ) подробно проанализировал комбинаторные принципы описания зверей в «Новом естествослове» Б. Херсонского.
Второе отделение открыл доклад А.В. Святославского и А.А. Григорьевой (МПГУ), посвященный бестиарным трансформациям любви и смерти в рассказе чувашского писателя Б. Чиндыкова «Овцы, которые хотят смерти».
Г.Т. Гарипова (ВлГУ) на обширном материале (Х.-Л. Борхес «Рагнарёк», Х. Кортасар «Бестиарии», Т. Толстая «Кысь», Ю. Мамлеев «Шатуны», А. Варламов «Мысленный волк», Х. Достмухаммад «Жажман») проанализировала возможность рассмотрения бестиарных образов оборотнической модели мира, построенных по принципу «отсутствующего тела» как основы для определения комбинаторного качества амбивалентного сочетания утопизма и антиутопизма в антиутопиях.
А.Г. Башкатова («Независимая газета») на материале рассказов Г. Честертона об отце Брауне (Великобритания), романов Ю Несбё о Харри Холе (Норвегия), романа Донато Карризи об инспекторе Фогеле (Италия) попыталась ответить на вопрос, является ли наличие бестиарного кода в описании сыщика маркером демонического.
Доклад У.В. Проскуряковой (РГГУ) был посвящен двойственности кошки в различных мифологических традициях.
Все доклады сопровождались дискуссиями, в процессе которых рождались новые идеи и комбинации смыслов. А вопрос о наличии границ у ars combinatоrica так и остался открытым – и вряд ли на него есть ответ.
Особенность бестиариев – принципиальное отсутствие деления на секции; все слушают всех. Чередование в едином потоке словесного и визуального, западноевропейского и русского, давно прошедшего и современного позволяет разглядеть разнообразие и представить общую картину.
За семь лет сложился постоянный состав участников; но каждый год появляются новые имена. Всегда радует присутствие на конференции студентов, которым интересно, чем занимаются их преподаватели в свободное от лекций и семинаров время.
Каждый, кто хоть раз побывал на бестиарной конференции, отмечает особую атмосферу этих встреч. Сочетание неформального, дружеского общения с высоким уровнем докладов, нестандартные повороты в развитии тем, живость дискуссий – все это было и на восьмом бестиарии.
По материалам конференций издаются сборники научных статей, которые выложены в свободный доступ на сайте www.Academia.edu.
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года № 3822-р обновлен состав Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Минобрнауки России.
В мероприятии приняли участие руководители 225 вузов, подведомственных Минобрнауки России.
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.