Месяц назад,13 ноября, РГГУ вместе с другими российскими вузами перешел на дистанционное обучение. Как выглядит учеба на «удаленке» глазами преподавателя? О плюсах и минусах дистанта на личном опыте рассказывает доцент кафедры телевизионных радио - и интернет-технологий Института Массмедиа РГГУ Максим Корнев.
— Какой формат обучения вы считаете наиболее эффективным для усвоения учебного материала – физическое присутствие или дистант?
— На мой взгляд, наиболее эффективен смешанный формат, когда лекции проводятся в дистанционной форме, а семинары, практические занятия и мастер-классы — в аудиториях и физических пространствах. При этом обучение и в физическом пространстве сейчас дополняется цифровыми возможностями: просмотр примеров, интерактивные тесты, аналитические инструменты и платформы, конструкторы сайтов для презентаций студенческих проектов. Собственно, уже используется понятие «Фиджитал» (Phygital) — интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств. Мы активно вступаем в эру «Фиджитал»-образования, где цифра и физическое пространство переплетены и взаимно дополняют друг друга.
— С какими проблемами столкнулись вы и ваши коллеги во время обучения в дистанционном формате?
— В основном это проблемы организационного характера: кто какую ссылку открыл/не открыл, кто где потерялся, кто решил, что дистанционное обучение — повод вообще не появляться на парах. Нельзя сказать, что дистант сделал образовательный процесс хуже. Скорее, он еще сильнее обнажил проблемы тех студентов, которые не определились, зачем они приходят в университет.
Если раньше хотя бы физически был повод «ходить» и присутствовать на занятиях, то на дистанционном обучении, если у студента нет реальной мотивации и понимания, стимулы что-то делать совсем пропадают. А те студенты, которые осознанно учатся и мотивированы, стали даже еще больше успевать и лучше работать, экономя время на дорогу до университета и обратно.
— Как преподавателю эффективно организовать работу во время дистанционного обучения?
— Организация работы преподавателя во многом зависит от предмета. Я предпочитаю давать проектные работы или комбинации заданий по модулям: эссе, рефлексии, разборы, анализ кейсов.
— Как вы оцениваете качество итогового тестирования во время дистанционного формата обучения? Ведь списать на онлайн-занятии явно легче.
— Я стараюсь работать по системе «накопленной» оценки: если человек хорошо работает в процессе курса, то у него все будет отлично. А для любителей пропускать и все сдавать в последний момент я предусматриваю дополнительные задания. Тогда пропускать и затягивать со сдачей работ становится невыгодно, потому что пропусками ты не выигрываешь время, а теряешь на дополнительных заданиях.
Да, списать на дистанте проще, именно поэтому предпочитаю такие формы работы, чтобы человек на протяжении курса делал задания. И задания такого формата, чтобы его нельзя было откуда-то скачать или «склеить Франкенштейна» из разных найденных в интернете кусков. В лоб проблему списывания не победить.
— Какие дисциплины легче, а какие сложнее преподавать в дистанционном формате
— Мне все дисциплины преподавать вполне комфортно. Возможно, мне с этим просто, поскольку мои предметы связаны с цифровыми и сетевыми коммуникациями. Потому мне близка и сама среда смешанного обучения.
— Какие интерактивные методы вы используете для удержания внимания и вовлечения студентов в образовательный процесс?
— Самый лучший метод — актуальный и полезный материал, вовлечение в проектную работу и возможность рассуждать. Если это нужно самому студенту, он обязательно будет принимать активное участие в разборе темы занятия. Опросами и играми сложно удержать внимание человека, который не заинтересован в учебе.
— Влияет ли дистанционный формат обучения на усвоение нового материала?
— Все индивидуально и зависит от самого студента. Если человек понимает, зачем ему предмет, то он будет усваивать материал в любом формате.
РГГУ вошёл в ТОП-10 по данным мониторинга эффективности реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования Москвы.
«Глобальный юг, в который входит и Африка, и Азия, претерпевает крайне важные для будущего всей планеты турбулентные процессы, и эта тематика для нас сверхактуальна и с точки зрения понимания терминологии, и с точки зрения востоковедения и африканистики в целом», - научный руководитель РГГУ, академик РАН Ефим Пивовар на международной научной конференции «Современный неоколониализм в Африке и Азии».
Подготовка высококвалифицированных специалистов-востоковедов, изучение европейской и исламской правовых культур и взаимодействие в сфере права, сохранение исламских манускриптов – одни из основных направлений программы сотрудничества сторон на ближайшие два года.
В уходящем году завершается нацпроект «Наука и университеты», цели которого были достигнуты. Активно проводилась и будет продолжена работа по привлечению молодежи в науку. Большое количество программ и проектов, посвященных созданию тесной связки университетов, научных институтов с предприятиями реального сектора экономики, продолжится в новых нацпроектах.