Месяц назад,13 ноября, РГГУ вместе с другими российскими вузами перешел на дистанционное обучение. Как выглядит учеба на «удаленке» глазами преподавателя? О плюсах и минусах дистанта на личном опыте рассказывает доцент кафедры телевизионных радио - и интернет-технологий Института Массмедиа РГГУ Максим Корнев.
— Какой формат обучения вы считаете наиболее эффективным для усвоения учебного материала – физическое присутствие или дистант?
— На мой взгляд, наиболее эффективен смешанный формат, когда лекции проводятся в дистанционной форме, а семинары, практические занятия и мастер-классы — в аудиториях и физических пространствах. При этом обучение и в физическом пространстве сейчас дополняется цифровыми возможностями: просмотр примеров, интерактивные тесты, аналитические инструменты и платформы, конструкторы сайтов для презентаций студенческих проектов. Собственно, уже используется понятие «Фиджитал» (Phygital) — интегрированные коммуникации на стыке цифрового и физического пространств. Мы активно вступаем в эру «Фиджитал»-образования, где цифра и физическое пространство переплетены и взаимно дополняют друг друга.
— С какими проблемами столкнулись вы и ваши коллеги во время обучения в дистанционном формате?
— В основном это проблемы организационного характера: кто какую ссылку открыл/не открыл, кто где потерялся, кто решил, что дистанционное обучение — повод вообще не появляться на парах. Нельзя сказать, что дистант сделал образовательный процесс хуже. Скорее, он еще сильнее обнажил проблемы тех студентов, которые не определились, зачем они приходят в университет.
Если раньше хотя бы физически был повод «ходить» и присутствовать на занятиях, то на дистанционном обучении, если у студента нет реальной мотивации и понимания, стимулы что-то делать совсем пропадают. А те студенты, которые осознанно учатся и мотивированы, стали даже еще больше успевать и лучше работать, экономя время на дорогу до университета и обратно.
— Как преподавателю эффективно организовать работу во время дистанционного обучения?
— Организация работы преподавателя во многом зависит от предмета. Я предпочитаю давать проектные работы или комбинации заданий по модулям: эссе, рефлексии, разборы, анализ кейсов.
— Как вы оцениваете качество итогового тестирования во время дистанционного формата обучения? Ведь списать на онлайн-занятии явно легче.
— Я стараюсь работать по системе «накопленной» оценки: если человек хорошо работает в процессе курса, то у него все будет отлично. А для любителей пропускать и все сдавать в последний момент я предусматриваю дополнительные задания. Тогда пропускать и затягивать со сдачей работ становится невыгодно, потому что пропусками ты не выигрываешь время, а теряешь на дополнительных заданиях.
Да, списать на дистанте проще, именно поэтому предпочитаю такие формы работы, чтобы человек на протяжении курса делал задания. И задания такого формата, чтобы его нельзя было откуда-то скачать или «склеить Франкенштейна» из разных найденных в интернете кусков. В лоб проблему списывания не победить.
— Какие дисциплины легче, а какие сложнее преподавать в дистанционном формате
— Мне все дисциплины преподавать вполне комфортно. Возможно, мне с этим просто, поскольку мои предметы связаны с цифровыми и сетевыми коммуникациями. Потому мне близка и сама среда смешанного обучения.
— Какие интерактивные методы вы используете для удержания внимания и вовлечения студентов в образовательный процесс?
— Самый лучший метод — актуальный и полезный материал, вовлечение в проектную работу и возможность рассуждать. Если это нужно самому студенту, он обязательно будет принимать активное участие в разборе темы занятия. Опросами и играми сложно удержать внимание человека, который не заинтересован в учебе.
— Влияет ли дистанционный формат обучения на усвоение нового материала?
— Все индивидуально и зависит от самого студента. Если человек понимает, зачем ему предмет, то он будет усваивать материал в любом формате.
21 февраля состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню защитника Отечества, в котором приняли участие студенты и преподаватели университета, а также Большой детский хор им. В.С. Попова.
Уважаемые друзья! Дорогие ветераны! Поздравляю вас с Днём защитника Отечества!
Не останавливаемся на достигнутом: РГГУ продолжает заключать договоры о разноплановом сотрудничестве с университетами Китайской Народной Республики.
20 февраля в Зале учёного совета прошла научно-практическая конференция «Историческое образование и многообразие современного информационного пространства». Площадка объединила специалистов по современным цифровым технологиям и информационной безопасности, историков-исследователей широкого спектра, экспертов по стратегической аналитике и руководителей из образовательный среды.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поздравил с Днём защитника Отечества научного руководителя РГГУ, профессора Ефима Иосифовича Пивовара.
«А ведь широко образованный человек, имеющий навык мыслить разными способами, имеет больше возможностей сделать карьеру, менять области деятельности», — отметил Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев на научно-религиозной конференции «Если перед нами встанет истина…».
19 февраля в РГГУ прошла встреча и.о. проректора по международному сотрудничеству Веры Заботкиной и Президента Ассоциации эфиопской общины и «Союза Африканских диаспор» в России г-на Кинфу Зенебе Тафессе. На встрече обсуждались вопросы развития международного сотрудничества между нашим университетом и университетами Эфиопии в области образования и совместной научной работы.
Российский государственный гуманитарный университет расширяет свои образовательные границы на Восток: о перспективах сотрудничества с Юго-восточным университетом Китайской Народной Республики, взаимном обмене преподавателями, студентами и опытом.
19 февраля 2025 г. в РГГУ состоялась встреча-знакомство обучающихся РГГУ с руководителями региональных представительств субъектов Российской Федерации.
17 февраля в Российском государственном гуманитарном университете стартовала XVII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2025, призванная максимально точно воссоздать работу основных органов и специальных учреждений ООН в рамках школ и вузов.