РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Лингвисты РГГУ провели курс повышения квалификации для преподавателей русского языка в Италии
16.12.2019

Лингвисты РГГУ провели курс повышения квалификации для преподавателей русского языка в Италии


12 и 13 декабря специалисты по русскому языку Российского государственного гуманитарного университета провели курсы повышения квалификации для преподавателей русского языка как иностранного. Мероприятие прошло в двух крупных университетах северной Италии: в Университете Ка Фоскари (г. Венеция) и в Государственном университете Триеста — при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

По желанию итальянской стороны были выбраны тематические блоки:

  • «Грамматика и лексика современного русского языка и коммуникативные аспекты преподавания русского языка как иностранного»;
  • «Лингвистические корпуса в преподавании и изучении русского языка».

На это мероприятие приехали не только специалисты из Венеции и Триеста, но фактически со всей Италии: из Удине, Форли, Болоньи, Виченцы и др.

Интерес был огромный: на каждой лекции присутствовало более 60 преподавателей русского языка. В организации этого мероприятия приняли участие с итальянской стороны: руководитель Отделения славистики и балканистики Университета Ка Фоскари профессор Илиана Крапова, доцент Департамента сравнительного изучения языков и культур венецианского Университета Ка Фоскари Светлана Нистратова, а также профессор отделения русистики Высшей школы переводчиков Университета Триеста Маргерита Де Микиель.  

Руководитель проекта со стороны РГГУ Ольга Павленко, первый проректор — проректор по научной работе, отметила важность партнёрства РГГУ и итальянских университетов и необходимость сохранения и продвижения русского языка за рубежом. 

РГГУ и Университет Ка Фоскари (г. Венеция) разрабатывают совместную магистерскую программу по российско-итальянским научным и культурным связям. Профессор Илиана Крапова выразила благодарность РГГУ за этот первый в Северной Италии проект по поддержке русского языка.

Большой интерес вызвал мастер-класс профессора кафедры русского языка РГГУ Натальи Брагиной. Она рассказала о процессах, происходящих в современной коммуникации. Разобрала речевые ошибки, которые допускают пользователи интернета.  

 Профессор рассказала о «речевых оплошностях». Это тип ошибок, которые говорящий или пишущий допускает случайно и / или вследствие недостаточного владения нормами языка в рамках интернет-коммуникации. Они возникают в ситуации сниженного контроля за текстом.

Наталья Брагина уделила внимание реакциям интернет-пользователей на спонтанные речевые оплошности. Слушателям стало интересно – как ошибки превращается в «мемы». А также – как они становятся вирусными и распространяются по всему интернету.

В рамках мастер-класса «Фразеологические рассказики» слушатели узнали, как обучать иностранных студентов нерегулярным явлениям в языке, которые с трудом можно описать при помощи правил. На занятиях с профессором они разобрали разные виды упражнений, которые помогают усвоить образные значения и ассоциативные модели языка. А также разобрали упражнения, которые помогают понять содержание фразеологизмов и научиться их употреблять.

Свой мастер-класс Игорь Шаронов, заведующей кафедрой русского языка РГГУ, посвятил эволюционным процессам в русской грамматике. Он рассмотрел случаи изменения грамматической нормы в русском языке, показал наиболее характерные трансформации.

Один из модулей Шаронов посвятил слабо изученной проблеме русского речевого этикета. Он показал принципы описания этикетного речевого поведения в дискурсивном контексте, прагматические особенности использования форм обращения, приветствия, выражения благодарности и ответы на такие выражения. Уделил внимание контекстам употребления этикетной формулы «На здоровье!». Этой формуле часто приписывают значение главного русского тоста.

Александр Пиперски, доцент учебно-научного центра компьютерной лингвистики РГГУ, рассказал слушателям о новых возможностях, которые открываются для изучения и преподавания русского языка благодаря использованию лингвистических корпусов.

Профессор считает, что современные технологии позволяют быстро обрабатывать большие массивы текстовых данных. И это выводит лингвистику на новый уровень. Позволяет лучше разобраться в особенностях употребления отдельных слов и выражений. Специалисты познакомились с основными инструментами корпусных исследований русского языка и поработали с параллельными итальянско-русскими корпусами.

Все слушатели получили презентации авторских модулей, разработанных лингвистами РГГУ. Они получили удостоверения о прохождении программы повышения квалификации. Специалисты по русскому языку из итальянских университетов высоко оценили уровень и качество проведения мастер-классов РГГУ.

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
18 декабря 2024
Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России мы продолжаем формировать суверенную систему образования

В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».

17 декабря 2024
Памяти Алексея Сельницина

15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.

16 декабря 2024
Поздравление научного руководителя РГГУ Ефима Пивовара с юбилеем от и.о. ректора Андрея Логинова

Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.

14 декабря 2024
«Окно в прошлое» на Никольской, 15

«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.

14 декабря 2024
Будущее исторического контента: вклад РГГУ в популяризацию истории

«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.

12 декабря 2024
«Работа архивистов – дело особой важности», — Сергей Нарышкин.

«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.

12 декабря 2024
РГГУ – место встречи славянских университетов

Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

11 декабря 2024
Андрей Логинов: ИАИ РГГУ призван сохранять традиции высокой науки и истории российской культуры

В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.

10 декабря 2024
«Начать нужно с себя» — о патриотическом воспитании молодёжи в пресс-центре «Россия сегодня»

О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.