13 января 2020 года кафедра иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ провела международную научно-практическую конференцию «Обучение иностранному языку в ВУЗе: лингвистические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты».
В том числе докладчики рассказывали про исследования текста как единицы обучения иностранному языку. Они отметили, что дискурс (текст в устной или письменной форме) следует определять и рассматривать как явление коммуникативного характера. Непременным условием понимания смыслообразующих структур дискурса является знание цивилизационного контекста. Социальные условия и прагматические установки, а также временные, географические и ситуационные параметры влияют на языковую «свободу/вседозволенность» и/или на языковые «запреты/контроль» участников дискурса.
Переосмысление понятия и роли языка стало не только источником сугубо лингвистических или культурологических исследований, но и привело к важнейшему явлению в философии 20 века – «лингвистическому повороту». Сутью его является изменение парадигмы философствования, в которой именно анализ языка является источником познания реальности.
В ряде презентаций нашли свое отражение важнейшие методические проблемы, среди которых были затронуты и процессы диалектического изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса. Особое внимание было уделено эффективности педагогического сотрудничества на учебных занятиях, успешному определению целей совместной деятельности, соответствию педагогической тактики конкретной методической установке, психолого-педагогической платформе усовершенствования взаимодействия преподаватель-студент на занятиях по иностранному языку, современным подходам новой педагогической парадигмы. В качестве интегративной модели педагогического взаимодействия преподавателя иностранного языка со студентами был представлен творческий проект.
В рамках конференции исследователи обсудили проблему межкультурного взаимодействия. Значительный поток информации, клиповое восприятие действительности студентами влияют и на концепцию современной образовательной политики, целевые установки которой направлены на воспитание личности, обладающей глобальным мышлением, способной осознавать себя одинаково представителем своей уникальной культуры и в то же время субъектом «диалога культур».
Конференция представила комплексную многоплановую картину современного уровня преподавания и изучения иностранных языков в высших учебных заведениях неязыкового профиля.
В работе конференции приняли участие зарубежные гости из Университета Вулвергэмптона (Великобритания), Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, кафедры современного Востока ФИПиП ИАИ РГГУ, представители ведущих российских вузов – ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.
Фото в тексте: ФМОиЗР ИАИ РГГУ.