13 января 2020 года кафедра иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ провела международную научно-практическую конференцию «Обучение иностранному языку в ВУЗе: лингвистические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты».
В том числе докладчики рассказывали про исследования текста как единицы обучения иностранному языку. Они отметили, что дискурс (текст в устной или письменной форме) следует определять и рассматривать как явление коммуникативного характера. Непременным условием понимания смыслообразующих структур дискурса является знание цивилизационного контекста. Социальные условия и прагматические установки, а также временные, географические и ситуационные параметры влияют на языковую «свободу/вседозволенность» и/или на языковые «запреты/контроль» участников дискурса.
Переосмысление понятия и роли языка стало не только источником сугубо лингвистических или культурологических исследований, но и привело к важнейшему явлению в философии 20 века – «лингвистическому повороту». Сутью его является изменение парадигмы философствования, в которой именно анализ языка является источником познания реальности.
В ряде презентаций нашли свое отражение важнейшие методические проблемы, среди которых были затронуты и процессы диалектического изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса. Особое внимание было уделено эффективности педагогического сотрудничества на учебных занятиях, успешному определению целей совместной деятельности, соответствию педагогической тактики конкретной методической установке, психолого-педагогической платформе усовершенствования взаимодействия преподаватель-студент на занятиях по иностранному языку, современным подходам новой педагогической парадигмы. В качестве интегративной модели педагогического взаимодействия преподавателя иностранного языка со студентами был представлен творческий проект.
В рамках конференции исследователи обсудили проблему межкультурного взаимодействия. Значительный поток информации, клиповое восприятие действительности студентами влияют и на концепцию современной образовательной политики, целевые установки которой направлены на воспитание личности, обладающей глобальным мышлением, способной осознавать себя одинаково представителем своей уникальной культуры и в то же время субъектом «диалога культур».
Конференция представила комплексную многоплановую картину современного уровня преподавания и изучения иностранных языков в высших учебных заведениях неязыкового профиля.
В работе конференции приняли участие зарубежные гости из Университета Вулвергэмптона (Великобритания), Российско-Армянского (Славянского) университета (Армения), преподаватели кафедры иностранных языков РГГУ, кафедры современного Востока ФИПиП ИАИ РГГУ, представители ведущих российских вузов – ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, Национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.
Фото в тексте: ФМОиЗР ИАИ РГГУ.В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
В мероприятии приняли участие руководители 225 вузов, подведомственных Минобрнауки России.
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.