STUDENT MEDIA RGGU продолжает серию материалов, посвященных истории нашего университета. В предыдущих статьях мы узнали о четырех важнейших для РГГУ именах и рассказали о дальнем родственнике нашего учебного заведения – Народном университете им. Шанявского и его основателе. Теперь пришел черед поговорить о других организациях, сыгравших в истории университета не последнюю роль – Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова и Высшей партийной школе при ЦК КПСС.
Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова – первое в СССР высшее партийное учебное заведение, где готовили партийных работников. Идея создания такого типа заведения существовала в партийных кругах давно, особенно она интересовала самого Якова Свердлова. Он выступил инициатором создания курсов агитаторов и инструкторов при ВЦИК, им же была составлена первая учебная программа.
Надо сказать, название и структура учреждения поменялись довольно быстро: в январе 1919 года курсы были преобразованы в Школу советской работы, а в июле того же года – в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Это произошло уже без участия самого Свердлова – он умер в марте. Но идею одобрил Владимир Ленин.
Вначале курс в университете продолжался всего 6-8 месяцев, затем был увеличен до 4-х лет. Ленин уделял большое внимание организации университета и поэтому разработал для него учебную программу. Он даже входил в состав лекторов по ряду предметов и провел два занятия по государственному праву РСФСР. Кроме того, он приезжал на выпускной вечер первого набора студентов, состоявшийся 24 октября 1919 года, и выступал там с речью «Люди делятся на управляемых и на специалистов по управлению».
"Все присутствующие единодушно отметили ясность изложения и убедительность аргументации лектора [...] после лекции В. И. Ленин отвечал на разнообразные вопросы студентов, расспрашивал их об обстановке на местах, об условиях жизни в университете, о трудностях в учебе и т.д." (из воспоминаний «свердловцев» о Ленине). Сейчас нельзя точно сказать, в какой именно аудитории выступал Ленин перед слушателями, но можно предположить, что это была главная аудитория, рассчитанная на 500 человек и расположенная в седьмом корпусе.
Среди 998 студентов первого основного выпуска Коммунистического университета было примерно 53% рабочих (из них большинство металлистов и железнодорожников), 16% — крестьян, 31% — интеллигенции и служащих. Хотя возраст большинства студентов не превышал 25 лет, половина из них до поступления в университет принимала непосредственное участие в гражданской войне, а другая часть — в работе советских и профсоюзных организаций.
Говоря о первом выпуске, следует отметить, что большинство «свердловцев» до поступления в университет смогли закончить лишь дореволюционную низшую школу, а около 5% слушателей вообще не имели образования и обучались грамоте самостоятельно.
Руководство Коммунистического университета сделало многое для того, чтобы расширить комплекс зданий. Если в годы Первой мировой войны строительство почти не велось, то в 1930-е к главному корпусу было присоединено правое крыло по улице Фадеева, а со стороны двора пристроены новые аудитории. Одновременно с расширением главного корпуса велось строительство общежитий университета – так появились будущие первый, второй, третий и четвертый корпуса.
За первые 10 лет университет окончило свыше 10 тысяч человек, а обучалось в нём 19 тысяч человек. В 1932 году Коммунистический университет реорганизуют в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет имени Я.М. Свердлова. Основной его задачей стала подготовка руководящих кадров для колхозов, совхозов и райкомов. В 1933 году в связи с 15-летием со дня основания университет был награждён орденом Ленина. Однако спустя 5 лет его закрывают, а на его месте организуют Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
По своей направленности это заведение почти не отличалось от предыдущего. Приём в школу членов партии осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Дополнительным требованием к абитуриентам было наличие опыта партийной, советской, комсомольской, журналистской деятельности (не менее пяти лет партийного стажа), а также возраст до 40 лет.
Срок обучения составлял 2 года. Также в ВПШ были действующие на постоянной основе курсы по переподготовке руководящих партийных и советских работников, оказывалась помощь в подготовке кадров для партийной и государственной работы странам социалистического лагеря.
Учебные планы подготовки кадров и состав кафедр ВПШ менялись в зависимости от конкретных условий: национального состава, образовательного уровня слушателей, политического курса. Помимо учебно-методической ВПШ проводила научно-исследовательскую работу, разрабатывались программы, учебники и методические пособия. Именно при ВПШ здание на Миусской площади приобретает свой окончательный вид.
Из всех организаций, пришедших на смену Народному университету имени Шанявского, Высшая партийная школа оказалось самой долгоживущей – почти 40 лет, с 1939 по 1978. За это время ВПШ окончило более 10 тысяч партийных и государственных работников, а более 14 тысяч прошло переподготовку. Как можно заметить, эти показатели гораздо ниже тех, которые демонстрировал Коммунистический университет. Это связано со многими причинами.
Во-первых, к «свердловцам» почти не предъявлялись никакие требования, кроме политической благонадежности - как мы помним, до поступления в университет они могли не иметь образования вообще. Кроме того, если Коммунистический университет был первой организацией подобной направленности, то уже к 1940-м годам партийные школы были распространены повсеместно.
В 1978 году Высшая партийная школа была объединена с Академией общественных наук и Заочной высшей партийной школой. Новое учреждение было названо Академией общественных наук при ЦК КПСС, просуществовало оно до 1991 года. И снова суть его остается неизменной.
В 1991 году появился РГГУ. Можно сказать, что история РГГУ на протяжении почти 70 лет – это смена партийных курсов, школ и академий. Не только содержание предметов, но и сама идея создания подобных заведений была продиктована политикой и идеологией государства. Но как на месте политических учреждений мог появиться гуманитарный университет? Как с этим связан Историко-архивный институт и что происходило на Миусах в 90-е годы? На эти вопросы ответит следующая статья из цикла об истории РГГУ.
Статья подготовлена Студенческим медиацентром РГГУ
Автор статьи: Елизавета Гусарова, студентка 1 курса бакалавриата Института филологии и истории РГГУ