РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


От Высшей партийной школы к РГГУ
31.12.2019

От Высшей партийной школы к РГГУ


STUDENT MEDIA RGGU продолжает серию материалов, посвященных истории нашего университета. В предыдущих статьях мы узнали о четырех важнейших для РГГУ именах и рассказали  о дальнем родственнике нашего учебного заведения – Народном университете им. Шанявского и его основателе. Теперь пришел черед поговорить о других организациях, сыгравших в истории университета не последнюю роль – Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова и Высшей партийной школе при ЦК КПСС.

Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова – первое в СССР высшее партийное учебное заведение, где готовили партийных работников. Идея создания такого типа заведения существовала в партийных кругах давно, особенно она интересовала самого Якова Свердлова. Он выступил инициатором создания курсов агитаторов и инструкторов при ВЦИК, им же была составлена первая учебная программа.

Надо сказать, название и структура учреждения поменялись довольно быстро: в январе 1919 года курсы были преобразованы в Школу советской работы, а в июле того же года – в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Это произошло уже без участия самого Свердлова – он умер в марте. Но идею одобрил Владимир Ленин.

Свердлов и Зиновьев на V Всероссийском съезде Советов
Яков Михайлович Свердлов

Вначале курс в университете продолжался всего 6-8 месяцев, затем был увеличен до 4-х лет. Ленин уделял большое внимание организации университета и поэтому разработал для него учебную программу. Он даже входил в состав лекторов по ряду предметов и провел два занятия по государственному праву РСФСР. Кроме того, он приезжал на выпускной вечер первого набора студентов, состоявшийся 24 октября 1919 года, и выступал там с речью «Люди делятся на управляемых и на специалистов по управлению».

"Все присутствующие единодушно отметили ясность изложения и убедительность аргументации лектора [...] после лекции В. И. Ленин отвечал на разнообразные вопросы студентов, расспрашивал их об обстановке на местах, об условиях жизни в университете, о трудностях в учебе и т.д." (из воспоминаний «свердловцев» о Ленине). Сейчас нельзя точно сказать, в какой именно аудитории выступал Ленин перед слушателями, но можно предположить, что это была главная аудитория, рассчитанная на 500 человек и расположенная в седьмом корпусе.

Среди 998 студентов первого основного выпуска Коммунистического университета было примерно 53% рабочих (из них большинство металлистов и железнодорожников), 16% — крестьян, 31% — интеллигенции и служащих. Хотя возраст большинства студентов не превышал 25 лет, половина из них до поступления в университет принимала непосредственное участие в гражданской войне, а другая часть — в работе советских и профсоюзных организаций.

Говоря о первом выпуске, следует отметить, что большинство «свердловцев» до поступления в университет смогли закончить лишь дореволюционную низшую школу, а около 5% слушателей вообще не имели образования и обучались грамоте самостоятельно.

Руководство Коммунистического университета сделало многое для того, чтобы расширить комплекс зданий. Если в годы Первой мировой войны строительство почти не велось, то в 1930-е к главному корпусу было присоединено правое крыло по улице Фадеева, а со стороны двора пристроены новые аудитории. Одновременно с расширением главного корпуса велось строительство общежитий университета – так появились будущие первый, второй, третий и четвертый корпуса.

За первые 10 лет университет окончило свыше 10 тысяч человек, а обучалось в нём 19 тысяч человек. В 1932 году Коммунистический университет реорганизуют в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет имени Я.М. Свердлова. Основной его задачей стала подготовка руководящих кадров для колхозов, совхозов и райкомов. В 1933 году в связи с 15-летием со дня основания университет был награждён орденом Ленина. Однако спустя 5 лет его закрывают, а на его месте организуют Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

По своей направленности это заведение почти не отличалось от предыдущего. Приём в школу членов партии осуществлялся по рекомендации ЦК КП союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Дополнительным требованием к абитуриентам было наличие опыта партийной, советской, комсомольской, журналистской деятельности (не менее пяти лет партийного стажа), а также возраст до 40 лет.

Срок обучения составлял 2 года. Также в ВПШ были действующие на постоянной основе курсы по переподготовке руководящих партийных и советских работников, оказывалась помощь в подготовке кадров для партийной и государственной работы странам социалистического лагеря.

Диплом ВПШ КПСС

Учебные планы подготовки кадров и состав кафедр ВПШ менялись в зависимости от конкретных условий: национального состава, образовательного уровня слушателей, политического курса. Помимо учебно-методической ВПШ проводила научно-исследовательскую работу, разрабатывались программы, учебники и методические пособия. Именно при ВПШ здание на Миусской площади приобретает свой окончательный вид.

Из всех организаций, пришедших на смену Народному университету имени Шанявского, Высшая партийная школа оказалось самой долгоживущей – почти 40 лет, с 1939 по 1978. За это время ВПШ окончило более 10 тысяч партийных и государственных работников, а более 14 тысяч прошло переподготовку. Как можно заметить, эти показатели гораздо ниже тех, которые демонстрировал Коммунистический университет. Это связано со многими причинами.

Во-первых, к «свердловцам» почти не предъявлялись никакие требования, кроме политической благонадежности - как мы помним, до поступления в университет они могли не иметь образования вообще. Кроме того, если Коммунистический университет был первой организацией подобной направленности, то уже к 1940-м годам партийные школы были распространены повсеместно.

Миусская пл.6 в 1977–1979г.
Кадр из фильма "Приходите завтра", 1963, 3-я Миусская улица

В 1978 году Высшая партийная школа была объединена с Академией общественных наук и Заочной высшей партийной школой. Новое учреждение было названо Академией общественных наук при ЦК КПСС, просуществовало оно до 1991 года. И снова суть его остается неизменной.

В 1991 году появился РГГУ. Можно сказать, что история РГГУ на протяжении почти 70 лет – это смена партийных курсов, школ и академий. Не только содержание предметов, но и сама идея создания подобных заведений была продиктована политикой и идеологией государства. Но как на месте политических учреждений мог появиться гуманитарный университет? Как с этим связан Историко-архивный институт и что происходило на Миусах в 90-е годы? На эти вопросы ответит следующая статья из цикла об истории РГГУ.

Статья подготовлена Студенческим медиацентром РГГУ
Автор статьи: Елизавета Гусарова, студентка 1 курса бакалавриата Института филологии и истории РГГУ

Поделиться новостью в Телеграм!
Главное
читайте также
18 декабря 2024
Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России мы продолжаем формировать суверенную систему образования

В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».

17 декабря 2024
Памяти Алексея Сельницина

15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.

16 декабря 2024
Поздравление научного руководителя РГГУ Ефима Пивовара с юбилеем от и.о. ректора Андрея Логинова

Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.

14 декабря 2024
«Окно в прошлое» на Никольской, 15

«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.

14 декабря 2024
Будущее исторического контента: вклад РГГУ в популяризацию истории

«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.

12 декабря 2024
«Работа архивистов – дело особой важности», — Сергей Нарышкин.

«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.

12 декабря 2024
РГГУ – место встречи славянских университетов

Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.

12 декабря 2024
О языковой политике РФ: интерактивный атлас коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.

11 декабря 2024
Андрей Логинов: ИАИ РГГУ призван сохранять традиции высокой науки и истории российской культуры

В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.

10 декабря 2024
«Начать нужно с себя» — о патриотическом воспитании молодёжи в пресс-центре «Россия сегодня»

О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.