Когда не просто учишься, а еще и интересуешься историей своего университета, создается ощущение сопричастности к богатому научному наследию и выдающимся ученым и просветителям. Члены Студенческого медиацентра РГГУ подготовили серию публикаций, в которых рассказывают студентам о более чем вековой истории нашего университета.
История Российского государственного гуманитарного университета соткана многими выдающимися людьми. Начиналась она с первого в России университета, в котором могли учиться все люди, независимо от сословия, образования и пола, основанным более века назад!
Сейчас, обучаясь в РГГУ, мы часто проходим по улице Чаянова, заходим в музей им. Цветаева, общаемся со студентами Института психологии им. Выготского. Но кто такие были эти люди, и как они связаны с нашим университетом?
Чаянов Александр Васильевич (1888-1937)
экономист, писатель, крестьяновед
Если забить в навигаторе “РГГУ”, то умная карта непременно выдаст адрес - “ул. Чаянова, 15”. Именно по этому адресу находится главный корпус нашего университета. А сама улица названа в честь Александра Чаянова – разностороннего ученого и необычного писателя, автора мистических романов и классических работ по кооперации.
Александр Васильевич получил диплом агронома, занимался экономикой сельского хозяйства, был активным общественным деятелем, за что даже попадал в тюрьму. Человек энциклопедических познаний и широких интересов, Чаянов получил известность как литератор, автор стихов и повестей, коллекционер икон и гравюр. Помимо прочего, он преподавал и в университете им. Шанявского. Был расстрелян в 1937 году, посмертно полностью реабилитирован.
Шанявский Альфонс Леонович (1837-1905)
российский офицер из шляхетского польского рода, генерал-майор, золотопромышленник, меценат, один из создателей Народного университета
Наблюдательные студенты и гости нашего университета наверняка замечали портрет Альфонса Шанявского возле лестницы, ведущей к музею на первом этаже 7 корпуса. Так вот именно он в 1905 году выступил с планом создания негосударственного учебного заведения, где могли бы получить высшее образование люди любых сословий, национальностей и образовательного уровня, и завещал свое состояние для создания такого университета.
В Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который был открыт на его средства, преподавали естествоиспытатель, биогеохимик В.И. Вернадский, биолог К.А. Тимирязев, поэт и литературовед В.Я. Брюсов. А среди слушателей университета были Сергей Есенин, Анастасия Цветаева и многие другие известные деятели науки и искусства. Сейчас в здании по адресу Миусская площадь, дом 6 расположился 7-й корпус РГГУ.
Цветаев Иван Владимирович (1847-1913)
историк, искусствовед
Именем Цветаева названа часть музейного комплекса РГГУ. Вы не ошибётесь, если посчитаете эту фамилию очень знакомой. Иван Цветаев был отцом поэтессы Марины Цветаевой, но прежде всего - известным искусствоведом, преподавателем Московского университета.
Главной его мечтой было создание публичного музея, где любой житель города мог бы познакомиться с лучшими образцами античного и европейского искусства. И ей удалось исполниться! Умело справившись с финансовыми трудностями, Иван Цветаев вместе с женой и при участии императора Николая II открывают Музей изящных искусств имени императора Александра III. А ныне это знаменитый на весь мир Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина.
В нашем отделении музея, открытом в 1997 г., представлено 750 слепков и копий с памятников искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения из известных музеев Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также многих музеев Италии, Германии, Нидерландов и других стран.
Выготский Лев Семёнович (1896-1934)
советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии
Институт психологии им. Выготского РГГУ не случайно носит именно это имя. Выдающийся советский психолог Л.С. Выготский в 1917 году окончил историко-философский факультет уже известного нам университета им. Шанявского и внес неоценимый вклад в развитие отечественной психологии и психолингвистики.
В сфере его интересов было психологическое поведение человека, а одним из главных его достижений стало формирование марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая критиковала предыдущие теории. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Выготский и по сей день остается всемирно признанно величиной в психологии.
Статья подготовлена Студенческим медиацентром РГГУ
Автор статьи: Наталья Огорельцева, студентка 4 курса бакалавриата Отделения интеллектуальных систем в гуманитарной сфере
Фотографии: Романова Мария, студентка 1 курса магистратуры Факультета архивного дела
В Мастерской управления «Сенеж» прошёл Фестиваль наставников. Он объединил 50 талантливых наставников и 50 представителей лучших практик наставничества из 44 регионов России, которые стали победителями всероссийского конкурса «Наставничество».
15 декабря ушел из жизни Алексей Александрович Сельницин, один из ведущих специалистов по норвежскому языку в России.
Уважаемый Ефим Иосифович! От имени всего коллектива Российского государственного гуманитарного университета сердечно поздравляю Вас, дорогой Ефим Иосифович, с Юбилеем. Ваши выдающиеся заслуги в образовательной и исследовательской деятельности вдохновляют каждого из нас на новые трудовые достижения.
«Историко-архивный институт – это институт сохранения документального наследия. Сохранение этого наследия, включая книжную культуру, является важным аспектом охраны главного культурного богатства – национальной памяти», — Андрей Логинов.
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.